Семья и брак в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 11:39, реферат

Описание

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.

Содержание

1.СЕМЬЯ, ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5
2.СТРУКТУРА СЕМЬИ 8
3.ФУНКЦИИ СЕМЬИ 9
4.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК 12
ВНЕБРАЧНАЯ СЕМЬЯ 14
5.ЖЕНЩИНА И СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ 15
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ 15
ОТНОШЕНИЙ 15
СЕМЬЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Автосохраненный).doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)
Санкт-петербургский  архитектурно-строительный университет
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ
Реферат на тему: «СЕМЬЯ И БРАК

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                Работу  выполнила Иноходцева Ю.Г.
                Студентка группы ФБФО ПГС 4 курса

                Номер зачётной книжки: 06-358

 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010г.

 

 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1.Семья, этапы ее развития

     Семья — это первичная  ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

     Семья представляет собой  сложное социальное явление, в котором  переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: <Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно".

     На  первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая граница, с г рой добрачное состояние первобытного общества переходит в социально регулируемые отношения.

     Первой  исторической формой семьи можно считать  материнскую семью  в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.

     Домовая община как форма  семьи существовала у всех индоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, 154 / Тибет). Она отличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.

     Моногамная  патриархальная семья  — это семья, в  которой главой семьи  и собственником  имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к  такому типу семьи  считается появление  частной собственности  и связанного с  нею вопроса о  наследовании.

     Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая  распространенная форма  семьи в современном  мире. Она отличается тем, что является не только общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между Родителями и детьми. Прежде всего это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

     Современная семья все больше трансформируется в  такую социальную общность, в основе которой — брачная  связь, построенная  на любви, взаимном уважении.

     В настоящее время  в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается  примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В 1999 году число браков на 1000 населения составило 6,3 брака, разводов — 3,7 Уровень разводов очень различается в городской и сельской местности. В крупных городах соотношение между браками и разводами 2:1. В сельской местности ситуация совсем иная Из общего количества распадающихся браков 38 процентов приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех лет. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся — внебрачный ребенок.

     Процесс снижения уровня брачности  начался в России еще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение  более свободных  форм брака и моделей  семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать число родившихся и начался процесс естественного снижения численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не только обвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по продолжительности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.

     Для России характерна высокая  смертность мужского населения. В нашей  стране сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин смертности, в которой патология традиционного и современного типов соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается в необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений и травм,

     Сверхсмертность от травматизма в  России — сугубо мужская проблема, женская смертность от этих причин не выходит  за мировые рамки.

     Изменения в формировании, развитии и стабильности семьи  в России и в  их демографическом  поведении порождены  не столько кризисными явлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат демографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.

     Значение  семьи в жизни  общества и человека в отечественной  науке долгое время  недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала, семью как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин "домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождаемости.

     Ориентация  на "мини-детную семью" способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л. Е. Дарского, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно.

     В России трудности  переустройства общества, пережитые не одним  поколением россиян, вызвали у родителей  стремление обеспечить детям более высокий  уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к ограничению супругами числа детей в семье. По результатам исследования ВЦИОМа 1998 года, 51,9% "прошенных считают идеальной семью с двумя детьми, но планируют иметь двух детей лишь 20,7 %; идеальной считают семью из трех детей — 17,9%, а планируют иметь трех детей только 3,4 % опрошенных. Семья в современном обществе претерпела значительно изменения, которые будут нами рассмотрены.

     Микроперепись 1994 года обнаружила также существование  такой специфической категории брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов. Хотя доля их относительно невелика: жена проживает отдельно от мужа у 3,2 женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6 замужних женщин. Эти факты отражают специфику современного развития семейно-брачных отношений.

     Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего XX века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какая  есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье  не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.

     Для определения сущности семьи необходимо рассмотреть ее функции, структуру, ролевое  поведение ее членов. Наряду с социологией  эти проблемы изучают  экономика, демография, этнография, психология, педагогика и т. п.

 
2.Структура семьи

     Мы  уже подчеркивали, что семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.

     Структура семьи — совокупность отношений между  ее участниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа,1тде распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.

     Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина  вела дом, рожала и  воспитывала детей, а муж был хозяином, часто — единоличным  собственником имущества, и обеспечивал  экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т. п.

 
3.Функции семьи

     Функция продолжения рода — это важнейшая  и ничем не заменимая  функция современной  семьи, если не считать  первых колбочных младенцев. Весь опыт свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов для обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и демографы называют это явление демографической революцией. При его анализе приходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия. По медицинской статистике, до 15 процентов семей не имеют детей из-за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60. Или такой факт: после апрельской реформы 1991 г. только за два месяца число абортов в нашей стране увеличилось на 200 тыс.

Информация о работе Семья и брак в современном обществе