Семья и брак в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 11:39, реферат

Описание

Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека.

Содержание

1.СЕМЬЯ, ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5
2.СТРУКТУРА СЕМЬИ 8
3.ФУНКЦИИ СЕМЬИ 9
4.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
МОТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК 12
ВНЕБРАЧНАЯ СЕМЬЯ 14
5.ЖЕНЩИНА И СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ 15
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ 15
ОТНОШЕНИЙ 15
СЕМЬЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Автосохраненный).doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

     • по признакам публичности  внебрачные семьи  можно подразделить на анонимные и  не анонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по различным причинам скрываются внебрачными  партнерами от общественной среды. С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Не анонимными внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают вступление в данные отношения перед общественной средой;

     • по продолжительности: случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целый ряд функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи — это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в современном обществе. Конкубинат (название это существует со времен римского права) — это длительная связь или длительное время существующая внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной. Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.

     С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющие детей в данной семье.

     В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья — это  факт реальной жизни, с которым следует  считаться.

 
5.Женщина и современная семья

Развитие  правового регулирования  семейно-брачных отношений

     Любовь  любовью, но в обществе складывается более  или менее жесткая  правовая регуляция  семейно-брачных  отношений. Наша страна всегда имела в этом плане самое прогрессивное законодательство.

     В своде законов России в начале XX в. предписывалось: "Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность".

     Законы  всегда закрепляли неравноправное положение женщины. Царь вавилонской  династии Хаммурапи  в 1750 г. до н. э. установил: "Если жена человека будет  захвачена лежащей  с другим мужчиной, то должно их связать  и бросить в  воду. Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то царь пощадит жизнь своего раба". Мужская неверность не только не порицалась, а даже наоборот — поощрялась.

     Во  второй половине XIX в. идея равенства мужчины  и женщины объявлялась  безумной, ведущей  к вырождению и  гибели человечества.

     Многие  системы западных стран закрепляют неравенство замужней женщины. В ряде штатов США право собственности на имущество и контроль за ним предоставлено только мужу. Исключительное право управления имуществом имеет муж в Швейцарии, Японии, Нидерландах, Бразилии и т. п. Во Франции муж решает вопрос, может ли его жена заниматься той или иной профессией. Женщина ставится в неравноправные условия при расторжении брака.

     В нашем законодательстве положение иное, у  женщины больше прав. Но пришли к этому  не сразу. Дело доходило даже до курьезов, — например, издания специальных декретов о национализации женщин. Один из них действовал в г. Владимире в 1918 г. "После 18 лет всякая девица объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого наказания зарегистрироваться в бюро свободной любви при Комиссариате призрения.

     Выбирать  мужа или жену предоставляется  желающим один раз  в месяц. Бюро свободной  любви автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, даже без их согласия, в интересах государства.

     Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают  в собственность  республики". 

Семья: гендерный аспект

     Женщине в семье принадлежит  ключевая роль. Но все  соткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессиональная карьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой стороны, резко сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей. Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.

     Умение  строить семью  — особый дар женщины. Опросы показывают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно от женщины чаще всего  зависит умение создавать  эту бесконфликтную обстановку.

     Большая часть женщин указывает  на грубость мужа как  одну ва причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоит  пьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину развода  указали 95 процентов  женщин и только 4.6 процента мужчин.

     Правда, нередко разводы  возбуждаются без  достаточных оснований. 14,5 процента дел заканчиваются  примирением, а 3 процента подавших заявление  не являются в суд.

     Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы  мешает неразвитость социальной сферы, службы быта, Вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных — только 3 процента. Свою негативную роль играет и общественная психология.,— традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламу бытовых приборов — стиральной машины, пылесоса. На ней всегда изображена симпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины выходит двойной рабочий день.

     Общие затраты времени  на ведение домашнего  хозяйства в стране оцениваются в  млрд. человеко-часов  и сопоставимы  с затратами времени  во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в день, то затраты женщины — 4-5 часов.

     Социология  семейно-брачных  отношений исследует  гендерные или  социально-культурные различия между мужчинами  и женщинами. Гендерные  проблемы связаны  с социальным аспектом в понятии "мужское" и "женское". Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам "настоящих" мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпретации результатов практически любого тендерного исследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Одним словом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление незначительности или полного их отсутствия. Беспроблемность мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.

     Первые  же исследования гендерных  проблем в Санкт-Петербурге показали, что среди  мужчин больше, чем  среди женщин, встречается  людей, считающих  себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за невозможности быть "настоящими мужчинами", они стараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения собственной судьбы.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

     1. Белова В. А., Дарский  Л. Е. Статистика мнений в изучении Рождаемости. М, 1972.

     2. Босанец М. Внебрачная  семья. М., 1981.

     3. Бойко В. В. Рождаемость:  Социально-психологические  аспекты;

     М.,1985.

     4. Бойко В. В. Малодетная  семья. М., 1988.

     5. Валиева С. Ф.  Роль семьи в  процессе социализации  ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и полито-логия. 1997. № 3. С . 121-125.

     6. Волков А. Г.  Эволюция российской  семьи в XX веке // Мир России. 1999. №  4. С. 47-57. |

     7. Волков А. Г., Сороко  Е. Л. Типология  семьи и домохозяйств  России: развитие и анализ (по данным микропереписи 1994 года) // Вопросы статистики. 1999. №5.

     8. Голод С. И. Стабильность  семьи: социологический  и демографический  аспект. Ленинград, 1984.

     9. Гурко Т. А. Трансформация  института современной  семьи // СоцИС. 1995. № 10. С. 96-99.

     10. Елизаров А. Н.  Ценностные ориентации  неблагополучных  семей // Соц ИС. 1995. № 7. С. 93-99.

     11. Кризис семьи и  депопуляция в  России: круглый стол // СоцИС. 1999. № 11. С. 50-57.

     12. Павличенко М.  В. К проблемам  брачного выбора (по  материалам специального пилотажного исследования) //Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2. — . ^5

     13. Солодников В.  В. Семья: социологические  и социально-психологические  парадигмы // Социологические  исследования. 1994. № 6.

     14. Титова М. А.  Социально-символическая  интерпретация функции  отца в процессе  социализации ребенка  // Вестник Московского  университета. Сер  18. Социология и  политология. 1997. №  3.

     15. Харчев А. Г.  Брак и семья  в СССР. М., 1979.

Информация о работе Семья и брак в современном обществе