Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение семьи как проблемы социальной работы и анализ поведения в семье.
Задачами будут являться:
1. изучение понятия «семья»;
2. рассмотрение семьи как объекта социальной работы;
3. изучение факторов, влияющих на семью;
31
Введение
В понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В её основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она же может стать причиной лишений, и уменьшения индивида, и фактором жизненных кризисов. Так, внутрисемейные конфликты между родителями могут вызвать у детей болезненные психические реакции и провоцировать суицидальные попытки и даже самоубийство. Естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия.
В России возможности семьи усложнены социально – экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворённости браком. Неблагоприятный социально – психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. Согласно исследованиям среди подростков, проживающих с родителями, только 11 % хотели бы быть похожими на свою мать, 8 % - на отца, 2 % - на обоих родителей.
Помимо объективных социально – экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец – мать», «родители – дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребёнка и интересоваться ими и т.п. для каждого периода развития семьи характерны определённые функции родителей и детей. Другой полюс проблем – это брачно – семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнёров.
Из выше сказанного видно, что эта тема является актуальной и эта проблема может решиться с помощью анализа семьи и поведения её членов.
Целью данной курсовой работы является изучение семьи как проблемы социальной работы и анализ поведения в семье.
Объектом выступает семья и поведение её членов.
Предметом является анализ семьи и влияние различных факторов на семью.
Задачами будут являться:
1. изучение понятия «семья»;
2. рассмотрение семьи как объекта социальной работы;
3. изучение факторов, влияющих на семью;
4. изучение форм обслуживания семьи;
5. предложить предпосылки совершенствования социальной работы с семьёй;
6. рассмотреть развитие нормативно – правовой базы службы социальной помощи семьям;
7. сделать краткие выводы.
Глава 1. Семья как одна из проблем социальной работы.
1.1 Семья – объект социальной работы.
Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое – более широкое понятие – сводят ко второму. Но семья – это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи уходящие в глубь времён на несколько поколений , и горизонтальные , т .е . отношения между братьями , сестрами, зятьями, невестками, сватами и т. д. К сожалению , не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми , они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность – обеднение семейных и разрушение родственных связей.
В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение.
Каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья придает своим членам, причём не только новорожденным, но и тем, кто вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому « войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру.
Сегодня семья – это не только люди, живущие под одной крышей. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе. Если бы семья как социальный институт вдруг отказалась от выполнения этих ролей, то прекратилась бы социализация в массовых масштабах, погибла бы культура, что, в сою очередь, привело бы к гибели человеческой цивилизации.
К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного, культурного наследия; и т.д. Материальное состояние , образование родителей во многом определяют будущую карьеру детей; состояние эмоционального комфорта и безопасности для своих членов, таким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.
Знаменитую гамлетовскую фразу «распалась связь времен!»- можно читать как крик души о распавшейся семье. Все семейные функции сводятся к одной : обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.
В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна , то другая занимает приоритетное место. Так , для молодой семьи наиболее важной является биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.
В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Семьи , социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи; низкий уровень заработной платы; безработица; семьи пенсионеров. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из членов , наркомания, проституция. Психологические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность и т. д.. Медицинские: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.
Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18 %, то в 1997 году она превысила 25% , а на сегодня мы имеем почти 30%. Значит, ежегодно каждый четвертый – пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семьям риска.
Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн безнадзорных детей заняты попрошайничеством, нищенствованием.
Давно стала тривиальной фраза: «семья – ячейка общества». Этим определением обозначены роль и место в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте – семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей.
Социальная работа призвана смягчить эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом. Технология социальной работы:
- для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест;
- контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности;
- выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи;
- особое внимание уделяется детям – инвалидам, для них строятся детские дома- интернаты, оснащенные современным специальным оборудованием;
- нуждающимся гражданам оказывается финансовая помощь и натуральная – в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.;
- оказание психологической помощи конфликтным семьям.
Бессмысленно отрицать, что современная семья во всем мире испытывает глубочайший кризис.
Основными причинами нынешнего кризиса оказались обветшалость и беспомощность пришедшего в полную негодность господствующего строя декларируемых им нравственных ориентиров, резкий переход к новым системам общественных и личных отношений. Не случайно все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью. Более того, можно прогнозировать , что холодный рационализм и жестокий прагматизм рыночных отношений приведут к поискам эмоционального равновесия и закономерно породят противоположность – сентиментальный романтизм, что прежде всего проявится в стремлении обрести комфорту семейного очага. Как писал ещё Платон: «Каждый из нас – это половина человека», поэтому семья есть обретение целостности.
Однако будет явным преувеличением относить все изломы современного кризиса семейной жизни только на счет нарождающегося рынка и порожденных им личностных проблем. Аристотель учил: « Всякая семья составляет часть государства». И это особенно заметно в трудном приспособлении российской семьи к новым условиям существования. Семья по своей природе – наиболее инертный из всех социальных институтов, менее всего склонный к радикальным изменениям и переменам. Тоталитарный режим, взявший под свой контроль все социальные институты, не оставил вне своего внимания и семью, стараясь стереть ее уникальность и индивидуальность.
В теоретическом плане все еще слабо разработана проблема сущности семьи. Сущность должна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единстве всех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения – демографического, юридического, экономического, социального, медицинского, сексуального, психологического и др., т. е. охватывание объекта в его целостности, - представляет главную цель семьеведения – науки, стремящийся постигнуть сущность семьи.
Важно понять, что сущность любого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянном движении и видоизменении. Это же относится и к сущности семьи; несмотря на то, что семья – одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируетя и сама по себе, и под влияние процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейные часы, отсчитывая домашнее время, отсчитывают и время всей планеты. Следовательно, теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлению в контексте изучения многообразия социальных проблем.
1.2 Семья как фактор деструктивного воспитания.
Практика родительского воспитания делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что ребенок активно включен в проблемы семьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной субъективной позиции. Контролирующий стиль воспитания предполагает ограничение участия ребенка в семейных делах, сосредоточенность на правильном его поведении. Оба эти стиля воспитания направлены на воспитание самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитивные ценностные установки родителей. Отечественный психолог В. Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного воспитания, приводящего к развитию неврозов:
Тип А – неприятие и эмоциональное отвержение. Попытка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка путем жестокого контроля и регламентации его жизни; равнодушие к его жизни.
Тип Б – гиперсоциализация – тревожно- мнительная концентрация внимания родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно – развивающих программ без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка.
Тип В – эгоцентрический – культивирование внимания всех членов семьи на достижениях ребенка, превращение его в «кумира семьи».
Более подробную характеристику семейных отношений представляют Р. Армандо и Е. Веселкова. Согласно их исследованиям, запреты во внутрисемейных отношениях приводят к различным аффективным состояниям и соматическим расстройствам. В процессе практики были выявлены следующие типы нарушений в процессе воспитания: исполнительный тип, тип внутренней депривации, директовно – разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы.
Информация о работе Семья как одна из проблем социальной работы