Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение семьи как проблемы социальной работы и анализ поведения в семье.
Задачами будут являться:
1. изучение понятия «семья»;
2. рассмотрение семьи как объекта социальной работы;
3. изучение факторов, влияющих на семью;
В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить с родителями. Браки заключаются очень рано (и есть тенденции к ещё большему омолаживанию брака), а молодые ещё не очень чётко представляют себе материально – бытовые перспективы семьи. Образование молодой семьи часто происходит в недрах старшей.
На каждом из этапов своего развития семья переживает определённые противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего когда семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.
Первый кризис брака происходит на первые месяцы и годы брака. Причиной распада брака может быть неадаптация супругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнён, если в семье ещё нет детей.
Следующий кризис развивается с рождением первого ребёнка («бэби – шок»), когда, собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объём бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение ещё не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы.
Проблемы, возникающие в этот период, ещё более усложняются, если рождается ребёнок – инвалид.
Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют определённые механизмы в структуре семьи, а супруги решаются на рождение второго ребёнка при условии разрешения кризиса, связанного с рождением первенца.
Своеобразным является также этап цикла – семья с детьми – подростками, организм которых переживает изменения физиологического и морально – психологического плана. Но внимание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагировать на состояние и поведение детей.
Кризисным для семьи можно назвать период взросления детей. Даже если в этот период дети и остаются в доме, то они ведут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей. Многие семьи сохраняются только с целью вырастить детей и поставить их на ноги, хотя между супругами уже нет близости.
Стадия пожилой семьи характеризуется всё большей зависимостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное материальное обеспечение снижают возможность самообеспечения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.
Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свои начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования рода, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. Социальный работник должен учитывать эти аспекты при работе с конкретной семьёй.
На основе психологической теории личности Э. Эриксона и стадий развития семьи С. Роудз типичные конфликты могут быть поставлены в соответствие с жизненными и семейными кризисами (таблица 1).
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи в период жизненного цикла | Типичные проблемы и кризисы |
Семья, ждущая ребёнка, и семья с младенцем | Подготовка к ролям отца и материм; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребёнка; забота о потребностях ребёнка | Формирование доверия; восприятие мира и семьи ребёнком как безопасное место, где есть забота и участие | Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителей, пренебрежение |
Семья с ребёнком дошкольного возраста | Развитие интересов и потребностей ребёнка; привыкание к возросшим, с появлением ребёнка, материальным затратам; поддержка сексуальных отношений между супругами | Достижение автономии, развитие локомоторных навыков, исследование предметов, формирование инициативы | Неадекватная социализация, недостаточное внимание со стороны родителей, чрезмерная опека родителей; неправильное поведение |
Семья школьника | Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребёнка; забота о развитии супружеских отношений | Интеллектуальная и социальная стимуляция, социальное включение ребёнка, развитие чувства трудолюбия, усердие | Неудачи в учёбе, членство в девиантных группах |
Семья с ребёнком старшего школьного возраста | Передача ответственности и свободы действий ребёнка по мере развития и взросления, распределение обязанностей, принятие индивидуальности ребёнка | Достижения, частичное отдаление от родителей, новые пути оценки мира и отношения к нему | Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность |
Семья со взрослыми детьми, входящими в мир | Отрыв от взрослеющего ребёнка, способность отказаться от прежней власти, создание хороших отношений между собственной семьёй и семьёй взрослого ребёнка, подготовка к роли бабушки и дедушки | Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность – изоляция, любовь, уважение, ответственность | Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, неверное поведение на работе, в учебном заведении |
Семья среднего возраста, «пустое гнездо» | Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями | Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, производительность – стагнация, продуктивность - инертность | Разрыв в семье, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, провал карьеры, конфликт «отцов и детей», неорганизованность |
Постаревшая семья | Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей, приспособление к жизни на пенсии, осознание собственного отношения к смерти | Возможности для саморазвитии в роли пожилого человека, целостность - отчаяние | Вдовство, хроническая беспомощность, непонимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция |
2.3 Формы и методы обслуживания семьи.
Социальное обслуживание семьи в настоящее время – это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально – правовых, социально – медицинских, социально – бытовых, социально – педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание семьи осуществляет разветвлённая многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи семье. Приоритет отдаётся созданию территориальных центров социальной помощи семье. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.
В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
1. государственные социальные службы;
2. смешанные службы;
3.коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье. В отличии от других учреждений социального обслуживания эти центры могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье:
А) Социально – бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:
- срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;
- содействие семьям, имеющим детей, тяжёлобольных, детей – инвалидов; семьям, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе;
- принятие от населения и реализация вещей на безвозмездной основе или за умеренную плату;
- распределение благотворительной и гуманитарной помощи;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
- содействие в трудоустройстве;
- содействие в выделении:
* денежных средств;
* продуктов питания;
* средств санитарии и гигиены;
* средств ухода за детьми;
* одежды, обуви и других предметов первой необходимости; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций.
Б) Социально – правовые услуги:
- содействие в предоставлении социальных выплат;
- участие в правовом просвещении населения, повышение его юридической компетентности.
В) Социально – реабилитационные услуги:
- организация «социального консилиума» (психолого – медицинско – педагогическое обследование);
- составление индивидуальных коррекционных программ.
Г) Психологические услуги:
- психопрофилактика и психогигиена;
- психодиагностика и обследование личности клиента;
- психотерапевтическая помощь;
- семейное психологическое консультирование;
- социально – психологический консилиум;
- профориентация на основе тестирования;
- ознакомление родителей детей – инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
Д) Педагогические услуги:
- консультативная помощь родителям и детям;
- практическая помощь в организации обучения детей – инвалидов;
- обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей – инвалидов.
Е) Социально – медицинские услуги:
- содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом;
- организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;
- патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
- обучение родителей навыкам ухода за ребёнком – инвалидом;
- патронаж беременных женщин и кормящих матерей.
Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития РФ, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчинённости, смешанные – государственные и коммерческие.
Основная задача работников службы – помочь члену семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально – психологической, социально – экономической и других методов социальной работы.
В настоящее время в РФ создано много социально – психологических служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб.
Следует подчеркнуть, что сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьёй по месту жительства являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и районные социально – психологические службы. Кроме того, имеется определённое количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб различной ведомственной принадлежности.
Опыт деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственная и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.
Структура территориальных служб состоит из следующих специализированных территориальных центров:
- центр социальной помощи семье, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи и т.д.
- центр психолого – педагогической помощи семье, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье
- служба экстренной психологической помощи по телефону, задача которой – снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи
и т.д.
В последние годы всё больше учитываются возможность и особенности территорий, потребности и запросы семьи в тех или иных услугах, поэтому всё чаще во многих уже существующих центрах, создаются отделения реабилитации, стационары, приюты, «телефоны доверия».
В настоящее время в системе органов социальной защиты населения действует свыше 2000 учреждений, оказывающих социальные услуги семье.
2.4 Предложения по улучшению работы с семьёй.
Информация о работе Семья как одна из проблем социальной работы