Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение семьи как проблемы социальной работы и анализ поведения в семье.
Задачами будут являться:
1. изучение понятия «семья»;
2. рассмотрение семьи как объекта социальной работы;
3. изучение факторов, влияющих на семью;
Исполнительный тип семейных отношений характеризуется игнорированием индивидуальных возможностей ребенка, заменой желания ребенком достижений на необходимость иметь эти достижения.
- клиническая картина - усталость, пассивность, вялость, сонливость, истощение нервной системы в связи с непосильной нагрузкой.
Тип внутренней депривации характеризуется конфликтом между желаниями и возможностью, игнорированием чувств и эмоций ребенка, сопровождается предписанием «Будь сильным».
- клиническая картина - наличие страхов, ночные кошмары, нарушение контактов со сверстниками.
Тип директивно - разрешающих отношений связан с реализацией границ самоконтроля ребенка, и ограничение, и вседозволенность приводит и в том и в другом случаях к невозможности позитивной оценки своего «Я».
- клиническая картина – наличие истерических припадков, конфликтность, страх одиночества, темноты, страх смерти.
Симбиотический тип внутрисемейных отношений - гиперопека родителей, полное решение ими всех проблем ребенка приводит к внутреннему конфликту, когда внешнее окружение оценивается как позитивное, а невозможность самореализации оценивается как неполноценность.
- клиническая картина – навязчивые идеи: кусание и облизывание губ, движение головой, плечами, нарушение сна, страхи и т. д.
Напряженный тип внутрисемейных отношений – ранний конфликт между матерью и ребенком, область родительских запретов простирается от права на существование до свободы действий, негативная оценка любого проявления ребенка.
- клиническая картина – эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, раздражительность, проявление системных нарушений в виде энуреза.
1.3 Семья как фактор напряжения в процессе социализации.
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии поддержки между поколениями.
Процессы социализации в семье включены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение разрешённого и неразрешённого, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними ребёнку предоставляются различные степени свободы самоопределения, самопредставления и развития. Не вызывает сомнений и сильная зависимость социализации от материальных и психологических факторов и условий жизни семьи.
Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно, поскольку они не подчиняются чётким и устойчивым правилам, находясь, однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного жизненного опыта. Протекающий внутри повседневных ситуаций, испытывающий воздействие установок, настроений и стилей поведения членов семьи, зависящий от возраста детей и жизненного цикла семьи, процесс социализации включает множество ситуаций. Каждая семья развивает собственную динамику внутрисемейных отношений, на которой сказываются и условия жизни, и требования внесемейных институтов.
Процесс социализации – это процесс научения. Процесс обучения в семье отличается от формального учебного процесса в образовательных учреждениях многими особенностями: это обучение посредством участия в повседневных действиях, посредством подражания и идентификации с тем или иным членом семьи, с его поведением. Процесс обучения в семье закрепляется его связью с познавательными и эмоциональными компонентами, когда послушание, касающееся разрешения и запрещения каких-либо действий, влечёт за собой поощрение и наказание.
Воспитание самостоятельности, навыки планирования собственного времени, умение задавать вопросы и удовлетворять любознательность, потребность в эмоциональном переживании – эти принципы обучения ребёнка в рамках семьи, по сути дела, те же самые, что и в формальных образовательных учреждениях. Однако все эти активации находят оценку – поддержку или ограничение – у взрослых, от которых ребёнок находится в постоянной зависимости.
Процессы социализации могут рассматриваться и как коммуникативные процессы (определением «процессы обучения» можно особо выделить содержательный уровень, определением «коммуникативные процессы» можно выделить уровень отношений социализации и воспитания). Взаимовлияние родителей и детей в первую очередь происходит в рамках символического понимания (через интонации, мимику и жесты).
Различают три типичных стиля воспитания:
- аристократический;
- демократический;
- свободный.
В общей модели выделяют следующие направления коммуникаций в семье:
1. личные (функциональные) отношения;
2. равноправные (определяющие власть);
3. содержательно (формально) определённая интеракция;
4. субъективные (механические) временные схемы;
5. проблематизирующий (конвенционалистический) стиль интеракции.
Структура процесса обучения и коммуникации в семье, как и прорабатываемые в них темы и конфликты, зависят не только от условий жизни в обществе, от условий жизни в семье, от личностных особенностей родителей, но и от соответствующих проблем, которые характерны для развития ребёнка, как и для развития семьи в целом.
Сложнейшая стадия семейных отношений наступает в период, когда дети становятся подростками. В это время у ребёнка происходит перенос центра социализации из семьи в группы ровесников; наблюдается тенденция ослабления эмоциональных контактов с родителями, важную роль для подростков начинает играть внешний вид, атрибуты и формы поведения молодёжной субкультуры.
Как считает Х. Ремшмит, среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:
1. отсутствие чётких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
2. различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
3. психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
4. перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.
Наиболее распространённая форма конфликта – побег молодых людей из дома.
На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, происходящие из – за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в новых ролевых статусах членов семьи. Уважительно относиться к жизни каждого её члена, радоваться успехам друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.
Глава II. Совершенствование социальной работы с семьёй.
2.1 Предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьёй.
Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов; снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рождённых вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 25 % по стране; обострилась проблема детской инвалидности: более 1 млн. детей – инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек; растёт преступность; социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции. Такова неполная социально – демографическая характеристика российской семьи – объекта социальной работы в современном обществе.
Всё это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института – семьи. Опыт последних лет показывает, что проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуются в значительно большем объёме, чем прежде.
К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
1. денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, материнский капитал);
2. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
3. социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.
Процессы общественной трансформации в России внесли глубокие изменения в сферу социально – экономических отношений, модифицировали систему ценностей и модели социально – экономического поведения семьи. Меняется вся система социальных институтов, регулирующих социально – экономические отношения. Проблемы семьи, реализации её прав, гарантий, социального обслуживания семьи потребовали разработки новых технологий и моделей социальной работы.
Поэтому, необходимо не только глубоко исследовать эту проблему, но и проанализировать, что практически сделано за последние годы органами социальной защиты населения совместно с другими государственными общественными и неправительственными организациями в области социальной работы с семьёй, какие проблемы возникли и как они решались.
Были приняты указы Президента РФ об основных направлениях государственной семейной политики.
Эти документы определяли основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. На базе изменения отношений собственности, развития экономических стимулов, совершенствования управления экономикой намечалось создать реальные возможности для всех трудоспособных членов семьи своим трудом, своей хозяйственной активностью обеспечить себе и своим детям достойную жизнь. Предполагалось, что с ростом благосостояния общества, каждой семьи станет возможной реализация права женщин на свободный выбор жизненного пути: профессиональная работа, предпринимательство, учёба, воспитание детей или сочетание этих вариантов в зависимости от личных предпочтений. В новых экономических условиях семья обретает большую самостоятельность и ответственность, в том числе за воспитание детей.
Со своей стороны государство берёт на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы и заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Одно из решающих направлений принятых документов – формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребёнка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства е семье, в том числе и в кризисных ситуациях.
Органы исполнительной власти на местах начали создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье, психолого – педагогических консультаций, центров планирования семьи и др.
В это же время были разработаны организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи.
Совместные усилия федеральных органов власти в сочетании с активной работой на многих территориях местных органов исполнительной власти способствовали созданию различных учреждений социального обслуживания семьи.
Наряду с органами социальной защиты населения учреждения социального обслуживания семьи создают и комитеты по делам семьи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел.
В создании учреждений социального обслуживания семьи всё более активно принимают участие общественные и благотворительные организации, предприниматели. Такое социальное партнёрство позволяет сделать работу указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение на актуальных проблемах социальной защиты и помощи семье.
Отмечая положительные тенденции в формировании системы учреждений социального обслуживания семьи необходимо подчеркнуть, что были сделаны лишь первые шаги. Сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании с точки зрения помощи семье, так же, как и характеристики этих учреждений (численность, размещение, структура управления и координация деятельности отдельных звеньев).
2.2 Жизненный цикл семьи и стратегия помощи.
Семья в процессе своего развития переживает определённые стадии и завершение (естественным или неестественным путём). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живёт в семье своих родителей, которая является также и его семьёй), брак (создание своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и т.д.). Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой.
Жизненный сценарий семьи в разных странах представлен различно. Например, в странах Западной Европы и США молодёжь уходит из дома в возрасте 17 – 18 лет и далее проживает отдельно от родителей, причём материальная помощь родителей незначительна и необязательна. Молодые люди могут находиться в близких отношениях и жить вместе, однако официальный брак заключается тогда, когда они уже встали на ноги, приобрели устойчивое положение в жизни, которое позволило бы им обеспечивать содержание своих детей. При заключении брака характерен достаточно рациональный подход: семейные ожидания супругов не должны кардинально отличаться.
Информация о работе Семья как одна из проблем социальной работы