Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, реферат
Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, благополучной. Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни.
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы
Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, благополучной. Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении, продолжении рода и самоутверждении каждого её члена (Ю.Р.Саарнийт). В современной социокультурной ситуации значительно повышается роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка-дошкольника. Семья является важнейшим социальным институтом, непосредственно осуществляющим воспитание детей. В современном понимании семья предусматривает единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, развивает личностные качества, формирует социокультурные ценности, способствует воспроизводству человеческого рода и деторождению. Семейное воспитание – это система воспитания, которая формируется в условиях конкретной семьи с участием детей, родителей и родственников. Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.
Другим видом ценностей
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «ретранслятором ценностей общества» (Э.А.Арутюнян). С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процессе усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп (Л.П.Буева, Г.А.Погосян и др.). С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития и социальной адаптации (А.И.Донцов, Э.А.Арутюнян и др.). Для ребенка дошкольного возраста такой микросредой является семья.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, дога, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости.
В современной науке существует множество различных подходов к рассмотрению семьи. Л.Б. Шнейдер выделяет следующие направления: эволюционизм, биологизм, эмпиризм, сциентизм и функционализм. Наибольший вклад в развитие первого подхода сделали швейцарский историк И.Я.Баховен и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан. Оба выделяют идею изменчивости форм брака. Согласно эволюционизму, как подчеркивает П.А.Сорокин, семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом учитывается их социальная обусловленность, историческая предопределенность в семейной жизнедеятельности и системе родства. Истоки биологического направления следует отнести к появлению книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г. С этой точки зрения многообразие брачно-семейных отношений является удивительным фактом, так как брачная система – видовой признак и является константой. В эмпирическом подходе, родоначальником которого считается Ф.Ле Пле, семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Семейные отношения в сциентистском подходе рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, З. Фрейда и других.
Исследования семьи имеют
Исходя из отмеченных позиций, семью
как социальный институт можно обозначить
следующим образом. Во-первых, это
исторически конкретная система
взаимоотношений между
Реальная форма существования семьи не является универсальной. Она специфична для каждой культуры и каждой социокультурной ситуации в ее конкрентно-историческом измерении. Специфичность семьи в ряду других форм взаимодействия людей определяется в первую очередь особенностями семейных отношений – супружество, родительство, родство – и обусловленных ими особых регулирующих их принципов и норм. Сложность и динамизм переходной социокультурной ситуации порождает изменение оснований социальных взаимодействий на институциональном и обыденном уровнях, приводит к пересмотру устоявшихся ценностных суждений, оправдывающих сложившиеся социальные отношения. В этих условиях ценности семейной культуры, которые в течение почти века принимались как нечто само собой разумеющееся, подвергаются сомнению, равно как и социокультурные стереотипы традиционных форм супружества, родительства, родства.
Распространение новых форм семейных отношений и их оценок в общественном мнении требует теоретического осмысления с позиций выявления причин, направленности происходящих изменений и прогнозирования их возможного влияния на динамические тенденции в обществе. Современные семейные исследования и политика в России, имея приоритетной направленностью изучение семьи как структуры общества и создание условий для реализации семьей социально значимых функций воспроизводства населения и социализации детей, не объясняют новых явлений в семейных отношениях и не рассматривают роли семьи как социокультурной ценности в этих отношениях. Анализ философских, культурологических, социологических концепций, связанных с таким подходом, позволяет сделать вывод о том, что для его реализации сложились определенные предпосылки. Теория «семейных ценностей» в отечественной социологии начинает активно использоваться в целях социологического анализа развития семьи. Первая связана с метафоричностью его употребления как интуитивного символа, а не научного понятия, имеющего конкретную теоретическую базу. Вторая – с преимущественным доминированием «семейных ценностей» в системе субъективных параметров личности; при этом «семейные ценности» как субъективный феномен имеют крайне ограниченное пространство в научном мире. Но исследовательская тематика, выходящая на изучение ценности семьи как социального феноменомена, в социально-научной литературе представлена крайне ограничено. Термины «семейные ценности», «ценности семьи» в отечественной социологии преимущественно связаны с изучением оценочных суждений о семье на уровне субъективной сферы личности. Семейно-аксиологическая тематика традиционно изучается в аспекте личностного смысла. Это вполне объяснимо длительным периодом господства идеологии, гуманистические идеалы которой носили исключительно общественный характер.
Обращение к социокультурному контексту исследования социальных явлений стало активизироваться в исследованиях последних пяти лет. Очевидно, что структурно-функциональный подход не исчерпывает важной для сегодняшней ситуации проблематики семьи и требует привлечения дополнительных теоретических измерений, в частности социокультурных. Такое дополнение обеспечивает качественно новое знание в современных исследованиях семьи. Так, обоснование объективной роли семьи как ценностного феномена в системе общественных отношений, изучение конституирования семьи как культурной ценности в условиях модернизации общества позволяют более полно осветить роль семьи в поступательном развитии социально ориентированного государства.
Сегодня очевидна значимость целенаправленных действий, уравновешивающих нарастание индивидуализма, нормативного плюрализма, ценностного релятивизма. Эти явления негативно влияют на структуру семейных отношений и не могут быть преодолены за счет любых попыток улучшения производственных, экономических институтов. Возвращение к приватной сфере социокультурной жизни после кратковременного экономико-перестроечного бума уже сегодня представляется необходимым. Экономическое благосостояние общества и достойные уровень и качество жизни его граждан достигаются не вне, а в границах культурного поля общества, важным элементом которого является семья. Поэтому социокультурные проблемы семьи в современных условиях следует считать приоритетным направлением социальной политики в России. Социокультурные преобразования современного российского общества существенным образом затрагивают основы семейных отношений. Вот почему понимание и признание семьи как социальной и культурной ценности, позволяющие рассматривать ее как необходимый и важнейший компонент общества в целом и системы образования в частности, неизбежно способствуют полноценному преодолению переходного, критического состояния общества.