Семья как социальная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, реферат

Описание

Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, благополучной. Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни.

Работа состоит из  1 файл

1.1.Ценностные ориентации.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Российские реформы последних  двух десятилетий коренным образом  изменили идеологию приоритетов  ценностей общества. Постулируемая  при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако  тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Вместе с тем, сегодня в условиях кризиса материальные ценности становятся приоритетными, базовыми для возобновления других, в частности социокультурных ценностей. Сегодня культурные ценности стали недоступны для многих российских семей, так как они требуют материальных и финансовых вложений. Поэтому возникает дефицит культурных ценностей, который приводит  к сложностям в адаптации ребенка, его интеграции в социокультурное пространство взрослых, не формируется отношение любви ребенка к своему государству, развивается неуважительное отношение к старшему поколению, родственникам, собственным родителям, Родине. Ведь если семья, в период материального кризиса не формирует у ребенка культурные ценности, то дефицит этих ценностей, не реализованных в семье, возвращается той же стороной к родителям. Это сегодня одна из проблем, преодоление которой мы видим в том, что образовательные учреждения должны взять на себя эту миссию – помощь семьям в осознании значимости и передачи основных социокультурных ценностей, которые позволяют ребенка адаптировать в среду взрослых.

 


Информация о работе Семья как социальная среда