Семья как социальная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, реферат

Описание

Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, благополучной. Система ценностей является динамичной системой, формирующейся в процессе всего периода воспитания и социализации, играющей ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющей решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни.

Работа состоит из  1 файл

1.1.Ценностные ориентации.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)
Вместе с тем, ценностная система  семьи обладает мощным потенциалом  воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста в  плане личностного развития ребенка. Если происходящие ныне эволюционные преобразования в российском обществе приведут к его стабилизации на более прогрессивном качественном уровне, то будет сформирована устойчивая система ценностей, как на субъективном, так и на объективном уровне. Тогда семья как основа общества, сможет адекватно транслировать ценности, базовые для социума и формирующие его единство.

Исследования отечественных социологов (В.С.Собкин, Е.М.Марич) показывают, что 75,5 % родителей дошкольников среди  предпочитаемых жизненных ценностей  называют «воспитание детей». На втором месте стоит счастливая супружеская жизнь (67,7%), на третьем – «хорошее здоровье» (53,9%). Важно отметить, что «воспитание ребенка» и собственное «хорошее здоровье» существенно более значимы для матерей. Отцы же чаще отмечают «успешность в профессиональной деятельности» и достижение материального благосостояния». Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка, направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок. Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, организация семейного досуга, социализация, общение и др.) важное место занимает функция воспитания. Воспитательная функция заключается в духовном воспроизводстве населения. На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. И.В.Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи:

  1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, передавая ему социальный опыт. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы нравственные ценности. В силу ряда особенностей семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
  2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации.
  3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети интуитивно осознают свое влияние на других членов семьи буквально с первых дней жизни.

Различают нормативные  и реальные цели воспитания детей. Нормативные цели – это провозглашаемый идеал, совершенный образ ребенка как будущего взрослого. Реальные цели – это предвосхищаемый результат воспитательной деятельности; то, что родители, прежде всего, стремятся воспитать и развить у своего ребенка. Наиболее значимыми в нормативной системе целевых ориентаций родителей выступают такие качества, как доброта и отзывчивость; волевые качества, стремление к образованию и культуре.. Весьма важно также, по мнению родителей, воспитание у ребенка стремления к развитию собственных способностей и уважения к старшим.. Доминирующее положение в нормативной целевой системе воспитания занимает морально-этический компонент развития личности (воспитание доброты и отзывчивости к людям). Следует отметить, что матери в большей степени ориентированы на воспитание доброго, отзывчивого и в целом образованного и культурного человека. Для отцов гораздо важнее волевые (настойчивость, выдержка, целеустремленность), и социально-адаптационные качества (умение приспосабливаться к любой обстановке).

Большое влияние на формирование целевых нормативных моделей оказывают обеспеченность и уровень образования родителей воспитанников. Для родителей из высокообеспеченного слоя общества менее значимой оказывается морально-этическая компонента и наоборот высокое значение имеет «умение приспосабливаться к любой обстановке» (54,5%). Родители из среднеобеспеченного слоя чаще отмечают важность воспитания в ребенке «стремления развивать свои способности» (36,7%). Родители из низкообеспеченного слоя отмечают это стремление в 27,7% случаях. Для родителей со средним и низким уровнем образования характерна большая значимость воспитания в ребенке «уважения к старшим». Для матерей с высоким уровнем образования важным оказывается как приобщение ребенка к культуре, так и формирование у него установок на социальное достижение и самореализацию. Существенно определяет нормативную целевую структуру воспитания относительно значимости волевого аспекта пол ребенка: мужчина должен быть более целеустремленным, настойчивым, выдержанным, чем женщина. Насколько декларируемые цели соответствуют тем реальным задачам, которые ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Как показывают исследования, родители придают гораздо большее значение развитию морально-этической сферы ребенка («воспитание доброты и отзывчивости») в нормативной системе, чем в реальной практике воспитания. Та же тенденция прослеживается и относительно развития способностей к социальной адаптации.

Как особая форма социальной общности семья является объектом комплексного изучения различных связанных между собой общественных, естественных и гуманитарных наук. Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. В.С.Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам: 1) количеству детей; 2) составу; 3) структуре; 4) типу главенства в семье; 5) семейному быту, укладу; 6) однородности социального состава; 7) семейному стажу; 8) качеству отношений и атмосфере в семье; 9) географическому признаку; 10) типу потребительского поведения; 11) особым условием семейной жизни; 12) характеру проведения досуга; 13) социальной мобильности; 14) степени кооперации совместной деятельности; 15) состоянию психологического здоровья.

В зависимости от количества детей, социально-экономического положения  и сложившихся межличностных  отношений семьи могут быть: малодетная, многодетная, благополучная, неблагополучная, дружная, конфликтная, антисоциальная. По экономическому положению семьи бывают материально обеспеченные (элитные) с высоким уровнем доходов и малообеспеченные, где семейный доход ниже прожиточного минимума и дети нуждаются в социальной помощи и поддержке государства. По характеру сложившихся межличностных отношений семьи могут быть:

-дружные семьи, уважающие  детей, где родители проявляют  заботу, внимание и создают условия  для воспитания, развития детей  и удовлетворения их потребностей;

-конфликтные (недружные)  семьи, где родители не ладят  между собой и недружелюбно, неуважительно  относятся к детям, членам семьи  старшего поколения, в таких  семьях нередки ссоры, скандалы, моральное подавление.

-антисоциальные семьи,  где родители ведут аморальный образ жизни, постоянно конфликтуют между собой, угрожают друг другу и детям, устраивают скандалы на почве пьянства и наркомании, травмируют психику детей. Дети в таких семьях лишены радости, испытывают страх, не любят своих родителей, проявляют грубость и ненависть к ним, часто убегают из  дома, присоединяются к группе беспризорных детей, совершают правонарушения. На семейное воспитание влияют ряд факторов: наследственность, биологическое здоровье детей и родителей, социальное положение, условия жизни, количество членов семьи, их заработная плата и доход, культура и система сформированных социокультурных ценностей в семье.

Велико значение семьи  в развитии личности растущего человека. Она охватывает все стороны жизнедеятельности. В семье осуществляется формирование физических, нравственных, познавательных ценностей, закладываются основы трудового, духовного, патриотического воспитания детей. Из семьи ребенок впервые выносит представления о добре и зле, правде и лжи, справедливости, чести, доблести и т.п. Правильно организованное семейное воспитание играет важную роль в становлении и развитии личности, сохранении и укреплении физического и нравственного здоровья детей. Воспитание детей в семье – конституционная обязанность родителей. Родители должны воспитать у детей уважительное отношение к труду, подготовить их к общественно-полезной деятельности, стимулировать активность к обучению, приучить к дисциплине, научить заботиться о своем здоровье, сформировать активную жизненную позицию. В семье закладываются основы нравственной культуры, формируются нравственные ценности и воспитываются навыки и привычки нравственного поведения. Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Оно предусматривает воспитание таких нравственных качеств как доброжелательность, честность, открытость, правдивость. В  семье  формируются ответственность, коллективизм, взаимопомощь, бережливость, милосердие к больным и слабым, уважительное отношение к представителям другой национальности и старшему поколению, и другие качества, составляющие основу духовно-нравственных ценностей. Интеллектуальное воспитание в семье предполагает развитие познавательных интересов, умственных способностей, наклонностей и задатков детей и формирование знаний, потребностей их приобретения с участием родителей и на основе традиций семейного воспитания. Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и эстетические способности детей, дать им представление о красоте, существующей в жизни. Сущность эстетического воспитания детей в семье заключается в формировании эстетических представлений, понятий, вкусов, умений воспринимать, чувствовать, оценивать красоту, отличать прекрасное в искусстве и жизни. Семья должна формировать у детей эстетические ценности – любовь к музыке, танцам, изобразительной деятельности, к народному прикладному искусству и т.п. Это особенно важно, когда теряются прежние эстетические ценности и появляется множество ложных представлений, сбивающих детей с толку, разрушающих их внутренний мир. Особую роль выполняет семья в трудовом воспитании детей. В семье закладываются первоначальные основы трудовых навыков у детей. Родителям необходимо приучать детей к труду, формировать трудовые умения, предлагая им доступные задания, соответствующие их возрасту. При этом большое внимание следует уделять приобщению детей к посильной для них домашней работе, привлекая к совместному с другими членами семьи полезному труду. Семья должна готовить ребенка к активной жизненной позиции, стимулируя его трудолюбие, формируя общественное сознание, формируя навыки самообслуживания, развивая самостоятельность и ответственность. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов семьи, дети приобретают полезные трудовые навыки, познают мотивы труда и у них  формируется ответственное отношение к выполнению трудовых поручений. Итак, главная функция семьи – воспитание детей, формирование определенных социокультурных ценностей. Педагогический процесс, направленный на воспитание детей в семье, не может проходить без активного участия родителей. Ближайшие родственники (мать, отец, бабушка, дедушка) оказывают воспитательное воздействие на физическое и психическое развитие детей, принимают активное участие в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Родители могут развивать у детей стремление и желание трудиться, формировать здоровый образ жизни и основы физического и психического здоровья, нравственного поведения и морали, прививать ребенку с раннего возраста социокультурные ценности.

В современных условиях вопросы  семейных изменений, противоречия, вызванные их характером и негативной направленностью, приобретают особую актуальность, все более становясь одной из острейших проблем, имеющей глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи. Различные специалисты дают совершенно противоположные оценки глубине изменений семейных ценностей, их характеру и направленности. При этом четко выделяются две исследовательские парадигмы, имеющие помимо чисто содержательных аспектов, специфическую ценностную окраску.

Многие ученые (А.Г.Вишневский, С.И.Голод, М.С.Мацковский и др.) придерживаясь  «модернизационной парадигмы», воспринимают изменения института семьи в  основном как позитивный процесс  «плюрализации» форм семьи, а с трудом признаваемые ими негативные явления – как свидетельство неполноты и незавершенности данного процесса.С другой стороны, специалисты, принадлежащие к «кризисной парадигме» (А.И.Антонов, В.А.Борисов, В.М.Медков, А.Б.Синельников и др.) рассматривают семейные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института. При этом негативные явления, связанные с невыполнением основных функций семьи интерпретируются как выражение не просто кризиса одного института семьи, но, главным образом, ценностного кризиса всего общества. Под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация населения с ценностей семьи, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям в других сферах жизнедеятельности. Этот ценностный сдвиг обусловливает дисбаланс в обществе, противоречие между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт выполняет свои важнейшие функции – репродуктивную и социализационную.

Формирование социокультурных  ценностей и ценностных отношений  является неотъемлемой  частью развития личности человека. В переходные, кризисные  периоды развития возникают новые  ценности и ценностные отношения, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные отношения выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные отношения относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Ценностное отношение – это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющейся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям. Поведению, поступкам (А.П.Вардомацкий, Е.А.Васина, В.А.Геодакян, И.В.Дубровина, В.А.Куц, В.Т.Лисовская). Система социокультурных ценностей и ценностных отношений не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.

Проблема социокультурных ценностей  семьи и ценностного  отношения  к ней решается с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, что выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки. Этот подход  позволяет рассматривать систему социокультурных ценностей как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, детерминированное, с одной стороны, факторами социализации, с другой – всей системой организованной целенаправленной педагогической деятельности.

Вопрос структуры системы ценностей  и ценностных отношений  был подробно раскрыт в исследовательских работах З.И. Файнбург. Данная проблема волновала многих ученых, в связи с чем активно исследовались различные характеристики структуры ценностей: иерархичность (Ю.Р.Саарнийт, Е.В.Шорохова), соотношение целей и средств (M. Рокич), значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия (А.А.Горбатков), монотипичность – политипичность структуры ценностей, гармоничность – дисгармоничность системы ценностных отношений в том числе в семье, проясненность – размытость ценностей (В.М.Вызова). Изучение ценностей, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей относится к ряду важнейших направлений педагогики. Так проблеме измерения ценностей семьи в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвящены работы А.И.Антонова, В.А.Борисова. В работах В.Н.Архангельского, В.Б.Ольшанского, Ю.П.Сикс рассмотрены факторы, влияющие на формирование семейных ценностей.

Семейные ценности –  положительные и отрицательные  показатели значимости объектов, относящихся  к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных  узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

Многочисленные исследования прошлых  лет свидетельствуют, что в устойчивом бескризисном обществе трансформация  системы семьи демонстрирует  высокий инерционный потенциал. Это связано с вполне объяснимой консервативностью мышления старших родителей и их внутренним сопротивлением в принятии новых, на первый взгляд, не всегда понятных, изменений жизненных принципов. Признание новой ценностной парадигмы, примирение с ней формируется в результате многократного столкновения взрослых членов семьи с изменившейся социальной реальностью, на основе обретенного нового жизненного опыта. Для российской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, вдруг, она неожиданно сталкивалась с совершенно иными социально-экономическими условиями. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп (в том числе, и семьи), а также на индивидуальном уровне отдельных представителей. Поколение родителей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали. По определению академика С.В.Дармодехина, многие семьи в течение всего периода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы. В связи с такой нестандартной ситуацией претерпевает существенные изменения воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей. Родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через своих детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввиду присущей им возрастной готовности принимать все новое, являются более адаптированными и становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи (И.Ф.Дементьева).

Информация о работе Семья как социальная среда