Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:21, реферат
Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:
1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;
2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;
3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди
Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.
Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практике встречаются
также противоположные
В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.
Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.
Семьи различаются:
- по количеству имеющихся
в них детей: бездетные,
- по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
- по географическому признаку: сельская и городская семья;
- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.
Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:
- аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;
- супружеская семья. В
последние десятилетия
Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.
Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).
Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.
По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.
Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ
Н.Н. Рубан
Томский государственный педагогический
университет
малая социальная
группа-Согласно определению Н.М. Соловьева
«семья (ячейка) общества, важнейшая
форма организации личного быта, основанная
на супружеском союзе и родственных связях,
то есть, отношениях между мужем и женой,
родителями и детьми, братьями и сестрами
и другими родственниками, живущими вместе
и ведущими общее хозяйство» [1].
А.Г. Харчев дает определение семьи и как
малой группы, и как социального института,
члены которого удовлетворяют определенные
социальные потребности общества [9]. По
Харчеву «семья - это исторически конкретная
система взаимоотношений между супругами,
между родителями и детьми, как малой группы,
члены которой связаны брачными или родственными
отношениями, общностью быта и взаимной
моральной ответственностью и социальная
необходимость в которой обусловлена
потребностью общества в физическом и
духовном воспроизводстве населения».
Еще одна область общественной жизни,
где в последнее время происходят весьма
заметные, разнообразные и не всегда благоприятные
для будущего общества изменения – сфера
семейно-брачных отношений. С одной стороны,
заметен рост доли молодых людей, считающих,
что для «счастливого детства и для надлежащей
подготовки к взрослой жизни, в том числе
семейной, ребенок нуждается в доме, где
есть отец и мать». С другой стороны, в
США, Канаде и странах Европы (Россия –
не исключение) снижаются показатели вступления
в брак и рождаемости, средний возраст
вступления в брак повышается, увеличивается
число людей, сознательно не желающих
иметь детей или откладывающих их рождение
[4]. В современной России огромное число
разводов. В то же время в течение последних
десятилетий резко возросла сексуальная
активность до вступления в брак и вне
брака. Это явление приводит к значительной
утрате смысла разделения на «замужних»,
«разведенных» и «незамужних». Претерпевают
значительные изменения и сами семейные
установки и роли современных молодых
мужчин и женщин [6].
За последние десятилетия очень заметно
возросло разнообразие моделей современной
семьи. Доля патриархальных семей, с четким
разделением внутрисемейных ролей на
«мужские» и женские» и доминированием
мужчины в области принятия решений практически
во всех областях семейной жизнедеятельности,
уменьшается. Все большее распространение
получает эгалитарный брак, в котором
супруги равны в своих правах и равно уважают
друг друга. В таких семьях хорошо развита
взаимопомощь супругов, мужья активно
и результативно включены в домашнюю работу
и воспитание детей, они положительно
и заинтересованно относятся к профессиональной
деятельности жены. Одновременно заметную
популярность во многих странах, в том
числе - России, приобретает гражданский
(незарегистрированный) брак, характеризующийся
субъективно меньшей степенью взаимной
ответственности и стабильности [7]. Кроме
этого в России заметно выросло количество
неполных семей и семей матерей-одиночек,
что неблагоприятно сказывается на формировании
гендерной идентичности.
Существует ли нечто общее в отношениях
внутри нормальной семьи, что не зависит
от времени, культуры, этноса? Ответа на
этот вопрос не было вплоть до исследований
психолога и антрополога Маргарет Мид.
В своих трудах М.Мид пишет: «…мы можем
столкнуться в некоторых сообществах
с очень ленивыми мужчинами или, наоборот,
с женщинами, ненормально свободными от
каких-либо обязанностей, но принцип сохранятся
везде» [8].
Перечислим различные взгляды на данную
проблему современной семьи:
А. Белат считает, что требуются особые
социальные усилия, чтобы- мужчина выполнял обязанность кормить
семью и детей, так как у этой социальной
обязанности нет биологического механизма,
а материнская привязанность к ребенку
природная. Каждое поколение молодых мужчин
должно учиться родительскому поведению
в семье: их биологическая роль дополняется
социальной (родительская роль). В христианской
религии образ отца - кормильца воплощен
в Иосифе Обручнике - земном муже Девы
Марии. Данный постулат христианства утверждает
о том, что социализация подростка должна
проходить по архетипам Христа и девы
Марии [3].
по В.Н. Дружинину семья рушится тогда,
когда мужчина либо не- приобретает, либо теряет ответственность
за семью как целое, либо не может в силу
обстоятельств выполнять свои обязанности
[5].
М. Мид считает, что мужчина всегда должен
нести ответственность за- семью. Если мужчина несет ответственность
за себя и за семью, ее настоящее и будущее,
то семью можно считать «нормальной».
Если же мужчина добровольно, либо по внешним
обстоятельствам теряет груз ответственности,
то возникают различные варианты «аномальной
семьи»[8].
по В.А. Гаспарян ппроблема отцовства
– наиболее острая в нашем- обществе, в связи с тем, что общественное
воспитание (детские ясли, детский сад)
считаются основным, а ответственность
за судьбу детей передается «государству»
и педагогам. Мужчина знает, что от его
заботы, личных качеств, судьба его как
отца не зависит, а ребенок - прежде всего
проблема женская [4].
Из вышеизложенного можно предположить,
что в настоящее время семья в России скорее
является аномальной, в которой ответственность
несет мать, она же зачастую и доминирует.
Ни демократия, ни частная собственность,
ни всеобщая христианизация населения
России сами по себе ничего не решат. Они
являются лишь внешними предпосылками
духовной работы пройдет несколько поколений,
когда российские семьи станут «нормальными».
«Нормальной» семьей считают семью, где
ответственность несет муж (отец), а «аномальную»
назовем такую семью, где муж не несет
ответственности за семью. Если ответственность
не несет никто, то это «псевдосемья» [5].
Как отмечает Б.И. Кочубей, с одной стороны,
в настоящее время роль мужчины в семье
часто равна нулю, а его функции выполняет
женщина, а с другой стороны утратив прежний
авторитет и лишившись патриархальной
высоты и недоступности, отец не стал сплошь
и рядом ближе к детям. Не так уж мало семей,
где отец - просто «чужой среди своих»
[6].
Обобщая отличительные черты современных
семей, отечественный социолог А.И. Антонов
отмечает ряд существенных перемен, которыми
отличаются современные семьи от патриархальных
семей[2]:
произошло смещение ценностей, а именно
- перевес личных выгод индивида- и экономической деятельности как
таковой над ценностями родства, отделение
родства от социально-экономической деятельности.
современной семье характерно разделение
дома и работы. Произошло- распространение потребительского
типа семьи, где общесемейная деятельность
дополняется потреблением товаров и услуг
вне семейных учреждений за счет зарплаты,
добываемой членами семьи за порогом дома.
В результате чего у женщин увеличились
семейные функции - она несет «двойную
нагрузку» (занятость и дома и на работе),
а у мужчин уменьшились семейные функции.
Таким образом, переход от социального
к семейно-бытовому самообслуживанию
вызвал трансформацию мужских и женских
ролей в семье.
произошло размежевание дома» и внесемейного
мира, первичности семьи и обезличенности
отношений во внешнем окружении.-
современной семье свойственна социальная
и географическая мобильность,- связанная с самостоятельным и независимым
профессиональным и личностным самоопределением
детей без наследования социального статуса
и профессиональной специализацией родителей.
система «семьецентризма» с ориентацией
на материальные блага,- ценностями долга, семейной ответственности,
рождения и воспитания детей, заботы о
старости родителей, доминированием авторитета
родителей и родственников уступает системе
«эгоцентризма» с ценностями индивидуализма,
независимости, личных достижений, усилением
ощущения сильного «Я».
происходит переход от централизованной
расширенной семейно-родственной- системы к децентрализованным нуклеарным
семьям, в которых супружеские узы становятся
выше родовых - родственных.
- разводы вызываются межличностной
несовместимостью супругов. Развод по
инициативе мужа (прежде всего в связи
с бездетностью брака) вытесняется разводом,
вызванным межличностной несовместимостью
супругов («не сошлись характерами», «отсутствие
взаимопонимания», «испытали разочарование
друг в друге»).
происходит переход от «закрытой» системы
выбора супруга к «открытой»- на основе межличностной избирательности
молодыми людьми друг друга.
Из выше сказанного следует, что отличия
современной семьи от патриархальной
приводят к изменениям социального воспитания
детей в семье и соответственно формированию
гендерных перекосов.
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Вслед за развитием женских исследований примерно с середины 80-х гг. появилось и другое направление – гендерные исследования (Gender Studies). Оно посвящено изучению практически всех вопросов взаимодействия мужчин и женщин как на уровне общества, так и в семье и личной жизни. Как междисциплинарная образовательная программа гендерные исследования получили широкое распространение в западных университетах и колледжах начиная с 80-х гг. (Клецина, 2004).
Появлению гендерных исследований способствовали некоторые особенности предшествовавших им женских исследований. Во-первых, женские исследования были жестко связаны с феминизмом и стали не только автономной областью знания, но и своего рода идеологически и интеллектуально замкнутой сферы. Во-вторых, исследователи поняли, что невозможно игнорировать мужчин как субъектов социальных отношений: противопоставление полов порождало свои неудобства, а женские исследования можно было обвинить в пренебрежении к опыту мужчин. Встал вопрос о том, возможно ли изучение женских проблем, отделив их от мужских, или же в исследовании нуждается проблема соотношения полов (Лауретис, 1998; Хоф, 1999). На этом фоне гендерные исследования стали качественно новым этапом развития образовательных и научных программ предшествующих направлений.
Как уже говорилось, в 1958 г. психоаналитик Роберт Столлер из Университета Калифорнии (Лос-Анджелес, США) ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу, или «социальный пол»). В 1963 г. он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или – как он назвал его – гендерного) самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола (sex), утверждал Столлер, является предметом биологии и физиологии, а гендер (gender) может стать предметом исследования психологов и социологов или культурно-исторического анализа. Предложение Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.
Новизна гендерных исследований заключалась не столько в констатации мужского доминирования и призыве изучать женский опыт, сколько в анализе того, как гендер конструируется и воспроизводится во всех социальных структурах и как это отражается на личностном развитии мужчин и женщин (Воронина, 2000). Ключевым вопросом гендерных исследований является разграничение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы феминистских теоретиков Гейл Рубин, Роды Ангер, Адрианны Рич и других. Пол относится к универсальным биологическим свойствам женщин и мужчин. Только некоторые ролевые особенности можно отнести к сфере биологии (например, только женщины могут вынашивать детей). Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его мнению, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, которое соответствует представлениям о мужчине и женщине (Гидденс, 1999).
Введение термина «гендер» в научный оборот позволяло исследователям добиться нескольких целей:
● уйти от термина «пол» (биологический пол) при интерпретациях проблем полоролевого разделения труда;
● перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на социальный;
● отказаться от постулата о «природном назначении полов»;
● показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих категорий, как «класс», «раса».
Предмет гендерных исследований – гендерные отношения, различия и сходство полов. Это анализ сходства и отличий в восприятии действительности и в социальном поведении мужчин и женщин. Причину этих особенностей отныне видели не в мужской и женской физиологии, а в специфике воспитания, образования, в распространенных в каждой культуре представлениях о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам (Здравомыслова, Темкина, 2000).
Первой стадией гендерных исследований были женские исследования, о которых уже говорилось выше.
Вторая стадия развития гендерных
исследований – это признание «женских
исследований», возникновение «мужских»
(андрологии) в 1980-х гг. Довольно быстро
– несмотря на все стремления к единству
– среди феминологов обнаружились разногласия.
Одни исследовательницы видели в женских
исследованиях феминистское движение;
другие считали их именно научным направлением,
свободным от идеологии и политики. Это
отражало зарождавшееся в те годы расхождение
между феминистками-практиками и исследовательницами-
Женские исследования разрастались, число их приверженцев множилось. Все чаще заявлявшие о своей независимости и непохожести на иные науки с их принципами преподавания сторонники женских исследований активно пропагандировали новые подходы к обучению, делая акцент на критике всяких форм доминирования и призывая коллег-мужчин к сотрудничеству и терпимости.
Под непосредственным воздействием женских исследований возникли в те годы «мужские исследования» (Мen’s Studies), или социальная андрология. Добиваясь признания, они прошли те же стадии неприятия и насмешек коллег, что и исследования женские. Мужские исследования были в известной степени реакцией на усиление феминистского движения и на стремление приверженцев женских исследований многосторонне (но с позиций женского опыта) изучить взаимоотношения полов. К причинам появления социальной андрологии можно также отнести переосмысление мужской гендерной роли, понимание ее ограниченности и стремление разрушить полоролевые стереотипы – эти темы стали предметом широкого обсуждения на волне сексуальной революции и на фоне успехов операций по смене пола.
Возникшее десятилетием позже «второй волны» феминизма – то есть в 80-е гг. XX века – мужское «освободительное» движение (в США его представляют «Национальная организация меняющихся мужчин», «Национальная организация мужчин против сексизма») стало также бороться за преодоление стереотипов, за выбор стиля жизни, за расширение спектра эмоциональных проявлений для мужчин. Подобно тому как феминистки и участницы женских исследований пытались разгадать «загадку женственности», социальные андрологии задались задачей разгадать «загадку мужественности». Мужские исследования изучали основные этапы становления концепций мужественности, возможные кризисы и девиации, особенности формирования института пола, в данном случае – мужского, чтобы найти пути преодоления жесткой гендерной роли (в частности – через так называемое «новое исполнение функций родителя», когда родители активно участвуют в воспитании).
Довольно скоро мужские исследования в истории и социологии вышли за академические рамки, поскольку ими заинтересовались организации, которые боролись с гендерными предрассудками и привилегиями, подобно феминисткам, защитникам прав геев, бисексуалов, транссексуалов или лесбиянок.
В течение десятилетия идеи мужского освобождения получили распространение в Австралии и Англии, отчасти в Европе, но там – в отличие от США – мужское движение не превратилось в политическую силу, хотя андрология и заняла свое место среди научных дисциплин. В частности, в Европе получила широкое распространение «история мужчин» – дисциплина, занимающаяся изучением прошлого мужчин (по аналогии с «историей женщин»). История мужчин начала развиваться с начала 80-х, практически одновременно с социологией маскулинности, эта дисциплина искала ответ на вопрос, как и почему внутренняя и внешняя политика, военное дело, дипломатия были и остаются мужскими сферами действия.
И женские, и мужские исследования на этом этапе многого добились: (1) прежде всего, женские исследования сумели представить феминизм как политику, в основе которой лежит принцип свободы выбора; они заставили общество признать феминистскую идею личностного становления женщины как основу ее эмансипации и освобождения общества от стереотипов; (2) благодаря женским исследованиям возникли мужские исследования, и приверженцы последних увидели общность своих целей с целями феминизма; (3) вместе со специалистами в области социальной андрологии социальные феминологи и антропологи 80-х сместили фокус социальных исследований с изучения крупных общностей и групп на изучение отдельных людей (т.е. участвовали в так называемом «антропологическом повороте» современных социальных наук); (4) идя навстречу друг другу с разных полюсов, феминологи и андрологи сумели обратить внимание на гендерный ракурс биографического и автобиографического методов и продемонстрировали несходство мужской и женской индивидуальной и коллективной памяти, особенностей фиксации и осмысления увиденного и замеченного; (5) их исследования повысили значимость качественных методов в социологии, «устной истории» в науках о прошлом и этнологии, благодаря чему в круг изучаемых вопросов вошли такие темы, как, например, сексуальная автобиография, инвалидность, «нетипичность»; (6) феминологи и андрологи представили как особую проблему социальных наук исследование гендерного аспекта тела и телесности; (7) анализируя отношения власти, они продемонстрировали механизм превращения женщины или мужчины из «героя» общества и истории в их «жертву».
Информация о работе Семья как социальный институт и малая группа. Особенности современной семьи