Семья как социальный институт и малая группа. Особенности современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:21, реферат

Описание

Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:
1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;
2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;
3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди

Работа состоит из  1 файл

Семья как социальный институт и малая группа.docx

— 71.65 Кб (Скачать документ)

Размышляя о взаимодействии понятий мужественности и женственности, андрологи и феминологи практически одновременно пришли к выводу о необходимости координации своих действий. К концу 80-х в науке появилась тенденция называть все исследования, касающиеся вопросов пола, гендерными – какого бы содержания они ни были и какая бы теоретическая платформа ни лежала в их основе. Понятие «гендерные исследования» научное сообщество приняло охотнее, нежели «женские исследования». Гендерологами согласились именовать себя и некоторые мужчины, которые в прошлом не решались назваться специалистами в области женских исследований, а тем более феминистами. Таким образом, для значительного количества исследователей термин «гендерный» оказался удобным «терминологическим зонтиком», который демонстрировал их политическую нейтральность и академическую респектабельность.

Третья стадия развития гендерных исследований была стадией объединения и размежеваний, она приходится на конец 1980 – начало 1990-х годов. От анализа патриархата и его политики подавления и дискриминации (женщин, сексуальных меньшинств) гендерологи 80-х перешли к анализу гендерных систем – то есть начали выявлять и анализировать гендерное измерение разных аспектов социума и культуры. Новая концепция «гендера» уже не была связана исключительно с женским опытом. Под гендером стали понимать систему отношений, которая является основой стратификации общества по признаку пола. Содержание гендерных исследований расширилось, сюда вошли проблемы маскулинности и сексуальности.

Однако  уже в конце 80-х  многие из работ, созданных  на основе гендерного подхода к анализу социальных явлений, стали объектом критики из-за их невнимания к расовым различиям (поскольку исследователи обращались в основном к проблемам белых образованных европейских и американских женщин среднего класса). Эта критика была связана с усилением позиций «цветного феминизма». С другой стороны, гендерные исследования порицали за гетеросексизм (подачу гетеросексуальных отношений как «нормальных» при недостаточном внимании к социальному опыту геев и лесбиянок, который стали воспринимать уже не как отклонение, но как «другой, но тоже нормальный» опыт). Развернувшиеся дискуссии совпали по времени с новым этапом развития социальных наук – этапом разочарования в структуралистских и модернистских концепциях, господствовавших до начала 90-х гг.

Вместо  поиска и анализа  социальных истоков  гендерной асимметрии и дискриминации (которые ранее осмыслялись на основе концепций структурного функционализма и социального конструктивизма), гендерологи задались задачей создания метатеории, раскрывающей отношения между наукой, властью и гендером. Для этого им необходимо было пересмотреть многие привычные представления и доказанные наукой «истины», в частности усомниться в самой возможности создания «абсолютно объективного», свободного от пристрастий и субъективной заинтересованности научного исследования. Обсуждая эти вопросы, гендерологи 80-х так и не пришли к единому мнению о том, можно ли продолжать свое направление, не разделяя феминистской идеологии. На данном этапе убежденные феминистки выступали с резкой критикой так называемой «ложной теории гендера» (прикрывающей обычные исследования полового диморфизма и концепцию биологического детерминизма с теорией половых ролей), кроме того, они критиковали ученых, работавших в сфере гендерных исследований, которые не разделяли феминистских взглядов. Дискуссии и споры привели, во-первых, к усилению поляризации позиций радикальных и либеральных феминисток. Во-вторых, расхождения между сторонницами «феминизма равенства» (сходства мужского и женского типов субъективности) и «феминизма различий» (или, как чаще пишут сами гендерологи, «различений» между мужским и женским типами субъективности и идентичности) разделили американскую науку и науку европейскую, особенно – французскую. Среди американских гендерологов оказалось больше сторонников феминизма равенства (хотя в США можно отыскать и представительниц других течений феминизма), а среди европейских – больше сторонниц феминизма различий.

Четвертая стадия — гендерные исследования в эпоху глобализации – приходится на конец 90-х гг. и продолжается в настоящее время. Сегодня гендерные исследования уже стали признанным направлением гуманитарного знания не только в США и Западной Европе, но и в странах Африки, Азии, Восточной Европы, России, на постсоветском пространстве. Это связано с ростом внимания к женским проблемам, которые носят международный характер. Образовательные программы приобрели глобальную ориентацию, в частности некоторые из них ориентированы на страны третьего мира. Они посвящены политике, проблемам дискриминации женщин и сексуальных меньшинств на рынке труда, проблемам милитаризма, беженцев, репродуктивных прав, семьи.

Современные гендерные исследования основаны на принципе открытого признания личной ангажированности ученого, участника движения за гендерное равенство. Как полагает основная и наиболее влиятельная часть гендерного сообщества начала XXI века, причисление того или иного ученого к гендерологам автоматически подразумевает его согласие с феминистской перспективой. Среди задач, которые ставят приверженцы гендерного подхода к анализу социальных явлений, можно выделить: (1) преодоление андроцентризма, категорический отказ от «смешения» мужских и женских нарративов при реконструкции жизни отдельных этносов; (2) повышенное внимание к гендерным различиям, раздельное описание жизненных практик мужчин и женщин; (3) исследование всех видов социальных практик женских сообществ, где женщины рассматриваются в качестве «ключевых информаторов»; (4) анализ женского и мужского опыта с точки зрения самих его субъектов, их жизненной перспективы, взгляд на респондентов «снизу» и «изнутри», а не «сверху», не с позиции эксперта; (5) концептуализация женского и мужского поведения как отражения разных социальных и исторических контекстов; (6) умение прислушиваться к собственным эмоциональным реакциям, сопоставлять свой жизненный опыт с опытом информатора (проблема доверия своим эмоциям, а не их устранение); (7) фиксация тех аспектов, которые не всегда попадают в зону внимания традиционного исследователя (роль дочери в семье, повседневные практики женской гигиены и лечения гинекологических болезней, социальный опыт транссексуалов, бисексуалов, лесбиянок и геев, механизмы отторжения обществом немужественных мужчин и т.п.); (8) ориентация на оптимистическую перспективу, отказ от виктимизации (от попытки представить объект изучения – например, немужественных мужчин или мужеподобных женщин – бессильными жертвами); (9) обучение «испытуемых» методам анализа своей собственной жизни, формулированию целей и жизненных задач, связанных с устранением неравноправия; (10) неавторитарный характер выводов, другими словами – отход от стандартов традиционных исследований, которые стремятся в чем-то убедить, – при сохранении критического отношения к биологическому детерминизму и эссенциализму.

Таким образом, женские и  гендерные исследования в западной психологии в основном формировались в русле трех основных направлений. Это: 1) полоролевой подход, опирающийся на либеральный феминизм; 2) исследования женщин как отражение радикально феминистских взглядов; 3) собственно гендерные исследования как научное направление, сформировавшееся под влиянием движения цветных феминисток, социально-конструктивистского и постструктуралистского подходов (Здравомыслова, Темкина, 1999). В рамках последнего направления доминирует парадигма социального конструирования гендера (см. раздел 1.7).

В Россию первые сведения о  развитии гендерных исследований проникают в конце 1980-х гг. Постепенно гендерные исследования утверждаются и в российской науке (Здравомыслова, Темкина, 1999, 2002а; Хоткина, 2000). В настоящее время в области гендерных исследований наметилась тенденция автономизации гендерной проблематики в рамках отдельных наук. Оставаясь междисциплинарной областью знания, гендерные исследования стали развиваться как специализированные отрасли, такие как гендерная история, гендерная социология, гендерная психология и др.

 

 

  1. Феминизм в модерном обществе: критика угнетения и дискриминации женщин.

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Появление феминизма как  теории подготовлено следующими интеллектуальными  течениями запада: либеральная философия  и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд  Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того на феминисткую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований, и появляется особая область гуманитарных наук — так называемая «социальная феноменология», которая формируется на стыке целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д. Проблемами феноменологии занимаются не только женщины, и поэтому в современной литературе под феминистской мыслью в широком смысле слова понимают теоретическую деятельность, как женщин так и мужчин по осмыслению женской проблематики.

Феминистки и учёные выделяют в истории женского движения три  «волны». «Первая волна» относится  главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

Современный феминизм представляет собой явление очень неоднородное по своему составу, существует множество классификаций различных его направлений (марксистского,социалистического,гуманистического,гиноцентрического,психоаналитического,экзистенциального,экологического,постмодернистского, анархического, ультурного, лесбиянского, цветного и проч.). Общим для всех этих разновидностей с определенными оговорками является гендерный подход к пониманию природы человека, где в фокусе внимания оказывается пол человека а основным предметом интереса -  «природа женщины».

Корни современной феминистской мысли  прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени.

международное женское движение оказало огромное влияние на положение женщины  в современном обществе, отношение  к ней со стороны мужчин и самой  к себе. Теперь женщина более независима, самостоятельна и воспринимается в  большей степени как субъект, а не как объект воздействия.

 

 

  1. Особенности положения женщин в современном российском обществе

Образ русской женщины  вдохновляет уже не одно поколение  поэтов и писателей. Однако времена  меняются, меняются и русские женщины. И если раньше женщины утешали  себя тем, что если муж бьет - значит, любит, то теперь уже мужчинам приходится искать оправдание агрессивным намерениям своих жен.

По данным правозащитных  организаций, ежегодно от домашнего  насилия страдает около 5% женатых  мужчин. Во время семейных ссор ежегодно гибнет около 3000 мужчин, а это уже  пятая часть от общего числа жертв  выяснения отношений между родственниками.

'Женщины в современном  российском обществе, во многом  еще дискриминационном по половому  признаку, приноровились получать  то, что им нужно, любыми путями. Раньше они плакали, теперь  бьют', - приводит мнение психотерапевта  Светланы журнал 'Русский Newsweek' в статье 'Забитый пол'.

Российские мужчины теперь могут нажаловаться на свою неуемную половину специалистам, обратившись  в недавно созданные антикризисные  центры. И вовсе не стесняться этого. На Западе 'мужскими проблемами' озаботились  гораздо раньше. Во многих городах  Германии существуют кризисные центры для мужчин, страдающих от издевательств  жен. А в Великобритании насилие  над мужьями приобрело такие  формы, что там даже пришлось открывать 'клубы бывших мужей' - объединения, действующие по принципы анонимных  алкоголиков.

В Испании число женщин, осужденных за насилие над мужьями, растет приблизительно на 1500 в год. В США среди пострадавших от домашнего  насилия - 15% именно мужчины.

Иностранные мужчины, правда, пока еще не знают о том, что  россиянки 'успешно' догоняют своих  иностранных коллег. Для них они  по-прежнему ангелы.

Гламурный французский писатель и тусощик Фредерик Бегбедер (Frederic Beigbeder) ради книги о русских женщинах, которая недавно вышла и на русском языке, целый год прожил в России. Чем же ему не нравятся соотечественницы?

'Русская красота не  сводится к литературе и лесам,  основной ее параметр - женщины.  Мы много говорим о залежах  углеводородов в этой стране, не замечая главного ее богатства.  Американки слишком здоровые, француженки  слишком капризные, немки слишком  спортивные, японки слишком покорные, итальянки слишком ревнивые, англичанки  слишком пьющие, голландки слишком  раскрепощенные, испанки слишком  томные!', - пишет Фредерик Бегбедер в своем монументальном труде.

'Иностранки ненавидят русских женщин за то, что они - ангелы', отмечает устами французского писателя 'Комсомольская правда'.

'Весь мир наслышан  о власти русских женщин - именно  поэтому им отказывают в визах.  Женщины всех национальностей  ненавидят их, потому что красота  несправедлива, а против несправедливости  следует бороться. Русские девушки  - это враги', - продолжает Бегбедер.

Впрочем, на этой неделе женщинами  интересовался не только плейбой  и искатель приключений Фредерик Бегбедер, но и северокорейский лидер 'товарищ Ким Чен Ир'.

Лидер КНДР Ким Чен Ир рассказал японскому журналу 'Чжогук', в чем состоит истинная красота женщины. 'Хотя личная жизнь руководителей Северной Кореи засекречена', - поделился с читателями журнал 'Эхо планеты', - 'сообщения о том, что и сам Ким Чен Ир, и его отец Ким Ир Сен, большие ценители женской красоты и женского общества, не раз попадали в западную прессу'.

По мнению Ким Чен Ира, идеальная женщина должна обладать тремя важнейшими качествами - красотой, добросердечием и несокрушимым стремлением сражаться за победу коммунизма. Если с красотой и добрым сердцем все более или менее понятно, то каким образом может проявить себя женщина в борьбе за процветание отчизны?

Информация о работе Семья как социальный институт и малая группа. Особенности современной семьи