Понятие
«социальная система», являясь обобщающим
наименованием целого класса систем,
очерчено не вполне однозначно и четко.
Диапазон социальных систем достаточно
широк, простираясь от социальных организаций
как наиболее развитого вида социальных
систем до малых групп.
Теория
социальных систем – это сравнительно
новая отрасль общей социологии.
Она зарождается в начале 50-х
гг. ХХ в. и обязана своим появлением на
свет усилиям двух социологов – Тол-котта
Парсонса из Гарвардского университета
и Роберта Мертона из Колумбийского университета.
Хотя в работах этих двух авторов имеются
значительные различия, оба они вместе
могут рассматриваться как основатели
школы, именуемой структуральный функционализм.
Этот подход к обществу рассматривает
последнее как развивающуюся систему,
каждая часть которой функционирует тем
или иным способом в связи со всеми другими.
Тогда любые данные об обществе могут
рассматриваться с позиции функциональности
или дисфункциональности, с точки зрения
поддержания социальной системы. В 1950-х
гг. структуральный функционализм, стал
господствующей формой социологической
теории в Америке, и только в последние
годы начал утрачивать свое влияние.
Основательный
и глубокий поиск устойчивых элементов
общественной жизни приводит к выводу,
что эта жизнь представляет собой
бесконечное множество переплетающихся
взаимодействий людей, а, значит, именно
на этих взаимодействиях и должно
быть сосредоточено внимание исследователей.
В соответствии с этим подходом можно
утверждать, что социальные системы
не просто состоят из людей. Структуры
– это позиции (статусы, роли) индивидов
в системе. Система не изменит
своей структуры, если какие-то конкретные
индивиды перестанут участвовать в
ней, выпадут из своих «ячеек», а
их место займут другие индивиды.
17.Общество
как социальная система. Структурно-функциональный
подход Т.Парсонса.
Общество
определяется учеными с точки
зрения представления об особой соц.
реальности. Проблемы ”социального”
проходят через всю историю социологии.
Поиски
”социального” шли по 2 направлениям:
1)выявление
сущности соц. связи т.е. определение
того что заставляет людей
жить вместе, удерживать в сообществе,
а также определение самой
природы соц. реальности.
2)современная
социология она выделяет следующие
признаки общества:
а) территория,
над которой происходит консолидация
соц. связей
б) способность
общества поддерживать и производить
высокую интенсивность внутренних
взаимосвязей
в) наличие
стабилизирующих факторов, а именно
соц. структур относительно постоянных
и целесообразно функционирующих
г) автономность
общества и высокий уровень само
регуляции,
д) большая
интегрирующая сила общества
Существование
общества и его
функционирование объясняется
несколькими подходами:
1)структурно-функциональный
(Толкотт Парсонс). В этой связи уместно
говорить о системном подходе, так как
общество может рассматриваться как система
(наряду с биологическими, механическими,
экономическими системами)
Система
- происходит от греч. означающего целое,
состоящее из частей соединений и, означает
совокупность элементов находящихся в
устойчивых отношениях и связях друг с
другом которое обозначает определенную
целостность и единство.
Любые
системы работают по определенным принципам:
1)принцип
целостности заключается в принципиальной
несводимости свойств системы
к сумме свойств составляющих
ее элементов и несводимость
свойств элементов к свойствам
системы-эмерджентность. Уникальность
систем состоит в том, что они отличаются
уникальностью соц. связей и отношений,
консолидация которых происходит в рамках
определенной территории. Как правило,
границы системы совпадают с границами
гос-ва и территория, таким образом это
основа соц. пространства в котором складываются
отношения между людьми.
2)принцип
структурированности. Он предполагает
наличие устойчивых и постоянных
связей между элементами системы
и эти связи обеспечивают сохранение
и устойчивое развитие системы
при различных внешних и внутренних
изменениях. Этот принцип обеспечивается
наличием соц. структур которые
стабилизируют основные соц. процессы
и эти структуры имеют принцип
иерархичности
Экономика
политика культура
родство
Соц институты
Соц общности
Соц организации
Соц структуры
могут быть глобальными(подсистемы, общности)
а могут быть локальными пример: соц. статусы,
соц. роли.
Основные
идеи выдвинутые Парсонсом в отношении
общества как системы состоят в том что
общество построено на основах функциональной
зависимости различных структур друг
от друга т.е. каждый элемент входящий
в систему структуру общества благодаря
своим уникальным свойствам выполняет
в обществе уникальную функцию и служит
удовлетворению определенной
соц. потребности
3)Иерархичность
системы т.е. все элементы системы
связаны между собой и вместе
с тем каждый элемент может
рассматриваться как определенная
система (соц. подсистемы, соц.
институты, соц. общности, соц.
организации, соц. статусы, соц.
роли). Иерархичность позволяет выстраивать
ее элементы в необходимой
для общества последовательности
4)наличие
обратной связи системы со
средой. Любая система формирует
свои свойства исходя из внутренних
потребностей также любая система
является открытой, т.е. испытывает
влияние среды и это влияние
может быть разрушительным если
система не примет меры для
ликвидации последствий этого
влияния. Общество как система
в данном случае действует
по принципу ”вход-выход обратная
связь”(политическая система имеет
определенные требования к внешней
среде допускает влияние внешней
среды и в свою очередь дает
во внешнюю среду определенные
сигналы таким образом осуществляя
обратную связь ”существуют привратники”
это пол партии и движения
которые какие то сигналы из
вне которые какие то сигналы
доносят а какие то не доносят
и система политики осуществляет
обратную связь реагируя на
информацию поступившую из вне)
Любая
система выстроена
по принципу наличия:
1)управляющей
системы (есть центры управления)
2)наличие
систем передачи информации
Свойства
системы также зависят от того
насколько управление системы организуется
изнутри а не из вне системы.
Свойства
системы предполагают ее определенную
автономность, самодостаточность, высокий
уровень самоорганизации.
Автономность
системы достигается за сет многофункциональности,
поскольку такая система способна
создать необходимые условия
для удовлетворения разнообразных
потребностей, как отдельных людей,
так и общества в целом.
Автономность
и самодостаточность проявляются
в отсутствии внешних управленческих
импульсов, и общество управляется
только теми институтами, которые имеются
внутри системы.
Толкотт
Парсонс выделяет 4 основные
функции, без которых
не может существовать
ни одно государство:
- адаптационная.
Она предполагает способность общества
к адаптации приспособлению к изменениям
окружающей среды при этом в обществе
рационально распределяются внутренние
ресурсы
- целеполагание.
Эта функция выражается в способности
общества к постановке основных целей
и задач и поддерживанию процесса их достижения.
- стабилизирующая.
Она состоит в том, что система общества
сохраняет свою устойчивость, что достигается
за счет общих норм и ценностей, усваиваемых
индивидом и этим самым снимающим общественное
напряжение. Нормы и ценности возникают
в обществе в результате рационального
отбора наиболее оптимальных из них.
- интеграционная.
Она заключается в том, что общество как
система способна включать новые поколения,
а для этого необходимо, чтобы каждая общественная
структура не только регламентировала
соц. связи и отношения, но и могла воспроизводить
те или иные виды жизнедеятельности.
теория
общественно экономических формаций.
Одна из теорий конца 19 века это теория
Маркса в соответствии с которой
все общества проходят одинаковые стадии
развития и эти стадии совпадают
с типами соц. систем(первобытно-общинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая). Каждая последующая
стадия выше предыдущей и самые главные
системные отношения складываются между
производительными силами и производственными
отношениями, т.е. производительные силы
развиваются быстрее и интенсивнее чем
производственные отношения и противоречия
между ними ведет к соц. революции, т.е.
замене старого не эффективного способа
производства новым более прогрессивным,
то есть к смене формации. По мнению Маркса,
общая закономерность состоит в том, что
не одна формация не погибнет раньше, чем
разовьются все производительные силы,
а новые более высокие производственные
отношения не появятся, раньше чем в рамках
старого общества созреют новые материальные
условия их существования. По Марксу высшей
формой организации общества является
формация, коммунистическая она предполагает
высокоразвитую экономику высокую производительность
труда удовлетворение потребностей каждого
члена общества новый уровень самоорганизации
и самоуправления отсутствие классовых
противоречий достижение соц. справедливости,
так же Маркс считал, что уничтожение частной
собственности на средства производства
уничтожат классовые противоречия и наличии
классов как таковых.
19.Теория
модернизации.
Теория
модернизации Толкотт Парсонс, Макс Вебер,
Уильям Растоу, Макс Ливи. Она гласит, что
все общества делятся на традиционные
и индустриальные или модернизированные
и не модернизированные. Модернизации
предполагается как процесс перехода
от традиционных обществ к современному
обществу западного типа. А разные страны
и народы, существующие синхронно находятся
на разных уровнях удаления от “современности”.
20.Теория
цивилизаций. Западная и восточная
модели общества.
Теория
модернизации общественно-экономических
формаций, а также ситсемный подход
к проблемам развития общества определенной
мере опровергают реальные процессы, происходящие
в мире.
1 принцип
, который позволил выявить расхождение
реальности и теории – это
распад СССР (1991г.) и изменение
статуса стран Восточной Европы.
Этот
фактор показал, что прежняя система
устройства общества не устраивавшая
США и Западную Европу прекратило
существование и в соответствии
с теорией модернизации этим странам
был предписан путь на полное взаимствование
западной экономики и политики.
2 пласт
проблем связан с восточными
обществами, после распада колонии
50е гг 20 века считалось, что страны колонии
будут догонять страны Западной Европы
и США, однако было установлено, что в восточных
сообществах экономической и политической
структуры запада взаимоистворяются с
своеобразном подходе, парламентаризм
развивается с ориентацией на харизматического
лидера и развитие общества происходит
не по западной модели.
3 пласт
проблем связан с тем, что
универсальная тенденция развития
индустриальных обществ ( вестернизация)
притерпевают изменения в самой Западной
Европе и США (падает удельный вес стран
восточной и высшей колонии).
Таким
образом, отмеченные процессы помимо общей
закономерности развития тенденции
создания единого индустриального
общества существуют специфические
особенности и черты развития
разных стран и обществ, определяемые
прошлым историческим опытом и помимо
описаных вариантов существенно другие.
В настоящее время тенденцию многовариантности
мира объясняют теория цивилизации, возникла
она на рубеже 19-20вв, описана учеными :
Николай Даниловский, Освальт Шпенглер,
Арнольд Тойнби. Эти ученые по разному
называют типы цевилизаций, у Данилевского
-это культурно-исторические типы, у Шпенглера
-культура, у Тойби – общество и цивилизации.