Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

1)в полевых  условиях объект исследование - группа  находится в естественных условиях  функционирования. В полевых условиях  члены группы могут быть осведомлены  об эксперименте, а могут и  нет. В лабораторных же условиях  экспериментальная группа формируется  искусственно и члены группы  об этом осведомлены.

14.Количественные  и качественные методы

Количесвенные.

Метод опроса.

Метод опроса – специфичен, прежде всего, тем,  что его использование  предполагает источником информации –  человека (респондента). Непосредственного  участника социальных процессов  и явлений.

В зависимости  от того, письменная или устная форма  опроса, существует два вида опроса: письменный (анкетирование), устный (интервьюирование). Анкетирование  может быть проведено  с помощью вспомогательных средств, таких как телефонный опрос, почтовый опрос, прессовый анкетный опрос. Таким  образом, метод опроса, опирающийся  на достаточное количество обученных  анкетеров, интервьюеров позволяет  в максимально короткие сроки  опрашивать большие совокупности людей  и получать разнообразную информацию.  Поскольку человек непосредственный участник социальных явлений и его  опрашивают по тем проблемам, в которых  он сведущ , то информация, получаемая от различных слоев населения  отражает объективную реальность в  преломленном виде, т.к. отражает мнение людей, которые отражаются в преломленном сознании.

Первый  анкетный опрос – наиболее распространенный в России, может быть групповым  или индивидуальным. Групповой применяется  по месту работы или учебы индивида, индивидуальный как правило по месту  жительства.  При групповом анкетировании, один анкетер, как правило опрашивает группу из 15-20 человек.

Преимущества  анкетного опроса:

  1. Возможность проведения широкомасштабного аналитического исследования
  2. Возможность использования общенародной выборки
  3. Возможность контакта – вербального и визуального между респондентом и анкетером

Недостатки: 
        1. Дороговизна

    2. Необходимость  затраты большого количества  времени

    3. Сложность  контроля

    4. Сложность  проникновения в жилища респондентов, поскольку в современных городских  условиях не всегда возможно, особенно по месту жительства, выяснить мнения респондентов.

    5. Небезопасность  проведения опроса для анкетера 

    Телефонный  опрос- в России в настоящее время  этот вид опроса недостаточно распространен, хотя его преимущества очевидны :

  1. Телефонный опрос требует меньше времени, а также у заказчика исследования больше возможности контроля над интервьюером
  2. Надежность полученных результатов, поскольку респонденты меньше беспокоятся о своей безопасности и более охотно учувствуют в опросе. В России телефонных опрос довольно затруднен, т.к. только в Питере и Москве 70% стационарных телефонов, в Новосибирске около 50 %
 

    Почтовый  опрос  в общем виде заключается в рассылке анкет по почте, важное его преимущество – простота организации. В данном случае нет необходимости в подборе, обучении кадров, контроли над их деятельностью, т.к. рассылка  вполне может быть осуществлена 5-7 людьми в пределах небольшого города (5-10 тыс.человек) 

    Достоинство данного метода   : одновременно можно произвести опрос на большой  территории, в то м числе в труднодоступных  районах.

    Также достоинством является и тот факт, что респондент может заполнять  анкету в любое удобное для  себя время, без всякой спешки и психологического давления анкетера. 

    Недостатки:

    1. Неполный возврат анкет. Т.к. не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их обратно
    2. Как правило количество возращенных анкет зависит от социально-демографической структуры, обследуемой территории.
 

    Активно участвуют в почтовом опросе –  представители старших возрастных категорий, в других – молодежь. Наибольшую проблему переставляет для  заказчика исследования – возврат  анкет.  Как показывает исследования – заказчику достаточно 80-85 процентов  возвратов анкет, этим обеспечивается репрезентативность, т.е. представительность, выборки.

    Почтовый  опрос стоится по определенной смехе, первым шагом в которой является – уведомление респондентом за несколько  дней до рассылки анкет, это уведомление  позволяет настроить респондентов на определенный деловой лад.

    Рекомендуется высылать символическое вознаграждение вместе с анкетой (календари, логотип, записная книжка)  :D

Напоминание после отправки анкет о необходимости  сотрудничества (через 2-3 недели). Это  увеличивает возврат анкет на 20-30 %.

Первые  анкеты поступают примерно через  неделю-полторы и пик возврата – 2-3 недели после отправки анкет. 

Прессовый опрос в основном направлен на изучение общественного мнения по каким-либо социально значимых вопросам, в частности для изучения покупательной способности населения. В этом случае анкета печатается в каком-либо журнале или газете и получателями ее  становятся подписчики журнала или газеты и их мнения по поводу определенного товара или услуги. Бывает весьма важно для торговых фирм и предприятий.

Прессовый опрос проводится по определенным правилам:

*не  рекомендуются печатать на тех  страницах журнала, обратная сторона  содержит предположительно интересную  респондентом материал и может  быть использована в домашнем  архиве.

*Анкета  не должна содержать более  60-70 вопросов, т.к. респонденты не  склонны уделять много времени  сложным в структурном отношении  анкетам.

*нельзя  проводить, когда внимание приковано  к важным событиям жизни.

*необходимо  иллюстрировать анкету фотографиями, рисунками, графическими заставками, а также использовать возможности  разных шрифтов, их цвета и  размера. 

Метод интервью

Практики  исследований в России интервью используется реже, т.к. недостаточно подготовленных интервьюеров. И основным отличием анкетировании от интервьюирование является то, что при получении  инфы при интервью происходит более тесных контакт респондента и интервьюера и при этом возможно влияние интервьюера на результаты общения.

  1. Формализованное интервью (стандартизированным)и в этом случае интервью строго  регулировано, имеется детально разработанный вопросник и инструкция. Интервьюер должен придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В таком интервью часто присутствуют закрытые вопросы, т.е. на них предлагаются готовые варианты ответов и если в процессе и интервью что-либо неясно, то интервьюер имеет право это объяснить.
  2. Фокусированное интервью – цель его – сбор мнений, оценок, по поводу ситуации, которая наиболее актуальна в настоящее время.  При этом опрашиваемый заранее знает о теме интервью, о статье или книге, которую с ним будут обсуждать. Предполагает, что интервьюер может менять вопросы и их последовательность, формулировки.
  3. Свободное интервью – его отличие в том, что оно минимально стандартизировано и допускает наибольшую свободу для интервьюера, в этом случае задается только тема исследования, все остальное зависит от интервьюера: формулировки вопросов, их последовательность, а также их влияние на ответы респондентов.
 

    метод интервью, в отличии от массовых опросов, позволяет собрать социологическую  информацию, которая не нуждает в модификации и представляет собой ценность тем, что она индивидуализирована и не может быть подвергнута статистической обработке. 

    Метод контент-анализа обозначает перевод в количественные показатели массовой информации. Лассуэл и Баринсон. Основные процедуры контент-анализа связаны с тем, что необходимо качественную  информацию перевести на язык счета.  С этой целью выделяют два типа единиц: смысловые, качественные и вторые – единицы счета или количественные единицы. При контент-анализе можно в качестве единиц анализа брать разные темы, идеи, оценки суждения, символы.  В основном анализируется материал газет, журналов, документов в течении определенного периода. Чаще всего анализируется исследователями СМИ основные понятия, ставшие единицами анализа (политика, свобода, демократия, рынок и т.д) В том числе единицами счета является частота упоминания этих понятий.  Также единицами анализа могут выступать разные темы (избирательная компания, перепись населения, политическая борьба), политические деятели (Зюганов, Жириновский, и др.), общественные события.

    Методы  качественные.

    Метод фокус-групп относится к тому типу исследований, которые преполагают использование специальной технологии для получения глубинных ответов с целью узнать о чем думают люди и как они себя при это ведут. Метод фокус-групп дает возможность понять и оценить верования, причины поведения людей.  Фокус-группы проводятся с целью получения ответа на вопрос не как много и как часто, а на вопрос почему так происходит.  Фокус-группа может включать в себя от 8 до 10 человек и эти люди являются экспертами в определенных сферах общественной жизни. Минимальное количество времени, в которое фокеус-групп обсуждает проблемы – 40 или 2 часа, максимальное – день или полдня.

    Заказчик  исследования имеет право использовать аудио-, видеоаппаратуру, зеркало. Фокус-группы формируются из людей, которые имеют совпадающие характеристики: социальный статус , одинаковый жизненный опыт, возраст, семейное положение, одинаковые субкультуры.

15. Основные социологические подходы:  структурно-функциональный и классовый  подход

   Классы  можно определить как большие  группы людей, отличающиеся по своим  общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

   Наиболее  влиятельные теоретические подходы  в определении классов и классовой  стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

   По  суждениям Маркса, класс – это  общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые  классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с  классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение. Все  остальные права и привилегии, власть и влияние вписываются  в «прокрустово ложе» экономического положения и совмещаются с  ним.

   М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию  в рыночной экономике, получающих сходное  экономическое вознаграждение и  располагающих жизненными сходными шансами. Классовые разделения возникают  не только для контроля за средствами производства, но и в экономических  различиях, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и прочим. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую  стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступу к власти) – партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу. 

1) структурно-функциональную, которая рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом; 

16.Понятие  социальной системы и ее особенности.

   Социальные  системы – это особый класс  систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические. Главной особенностью их выступает  тот факт, что элементный состав этих систем формируют социальные образования (в том числе и люди), а в  качестве связей выступают самые  разнообразные социальные отношения  и взаимодействия (далеко не всегда носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"