Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
1)в полевых
условиях объект исследование - группа
находится в естественных
14.Количественные и качественные методы
Количесвенные.
Метод опроса.
Метод опроса – специфичен, прежде всего, тем, что его использование предполагает источником информации – человека (респондента). Непосредственного участника социальных процессов и явлений.
В зависимости
от того, письменная или устная форма
опроса, существует два вида опроса:
письменный (анкетирование), устный (интервьюирование).
Анкетирование может быть проведено
с помощью вспомогательных
Первый анкетный опрос – наиболее распространенный в России, может быть групповым или индивидуальным. Групповой применяется по месту работы или учебы индивида, индивидуальный как правило по месту жительства. При групповом анкетировании, один анкетер, как правило опрашивает группу из 15-20 человек.
Преимущества анкетного опроса:
Недостатки:
1. Дороговизна
2. Необходимость затраты большого количества времени
3. Сложность контроля
4. Сложность
проникновения в жилища
5. Небезопасность
проведения опроса для анкетера
Телефонный опрос- в России в настоящее время этот вид опроса недостаточно распространен, хотя его преимущества очевидны :
Почтовый
опрос в общем виде заключается в
рассылке анкет по почте, важное его преимущество
– простота организации. В данном случае
нет необходимости в подборе, обучении
кадров, контроли над их деятельностью,
т.к. рассылка вполне может быть осуществлена
5-7 людьми в пределах небольшого города
(5-10 тыс.человек)
Достоинство данного метода : одновременно можно произвести опрос на большой территории, в то м числе в труднодоступных районах.
Также
достоинством является и тот факт,
что респондент может заполнять
анкету в любое удобное для
себя время, без всякой спешки и психологического
давления анкетера.
Недостатки:
Активно
участвуют в почтовом опросе –
представители старших
Почтовый
опрос стоится по определенной смехе,
первым шагом в которой является
– уведомление респондентом за несколько
дней до рассылки анкет, это уведомление
позволяет настроить
Рекомендуется высылать символическое вознаграждение вместе с анкетой (календари, логотип, записная книжка) :D
Напоминание после отправки анкет о необходимости сотрудничества (через 2-3 недели). Это увеличивает возврат анкет на 20-30 %.
Первые
анкеты поступают примерно через
неделю-полторы и пик возврата
– 2-3 недели после отправки анкет.
Прессовый опрос в основном направлен на изучение общественного мнения по каким-либо социально значимых вопросам, в частности для изучения покупательной способности населения. В этом случае анкета печатается в каком-либо журнале или газете и получателями ее становятся подписчики журнала или газеты и их мнения по поводу определенного товара или услуги. Бывает весьма важно для торговых фирм и предприятий.
Прессовый опрос проводится по определенным правилам:
*не
рекомендуются печатать на тех
страницах журнала, обратная
*Анкета
не должна содержать более
60-70 вопросов, т.к. респонденты не
склонны уделять много времени
сложным в структурном
*нельзя
проводить, когда внимание
*необходимо
иллюстрировать анкету
Метод интервью
Практики исследований в России интервью используется реже, т.к. недостаточно подготовленных интервьюеров. И основным отличием анкетировании от интервьюирование является то, что при получении инфы при интервью происходит более тесных контакт респондента и интервьюера и при этом возможно влияние интервьюера на результаты общения.
метод
интервью, в отличии от массовых
опросов, позволяет собрать
Метод контент-анализа обозначает перевод в количественные показатели массовой информации. Лассуэл и Баринсон. Основные процедуры контент-анализа связаны с тем, что необходимо качественную информацию перевести на язык счета. С этой целью выделяют два типа единиц: смысловые, качественные и вторые – единицы счета или количественные единицы. При контент-анализе можно в качестве единиц анализа брать разные темы, идеи, оценки суждения, символы. В основном анализируется материал газет, журналов, документов в течении определенного периода. Чаще всего анализируется исследователями СМИ основные понятия, ставшие единицами анализа (политика, свобода, демократия, рынок и т.д) В том числе единицами счета является частота упоминания этих понятий. Также единицами анализа могут выступать разные темы (избирательная компания, перепись населения, политическая борьба), политические деятели (Зюганов, Жириновский, и др.), общественные события.
Методы качественные.
Метод фокус-групп относится к тому типу исследований, которые преполагают использование специальной технологии для получения глубинных ответов с целью узнать о чем думают люди и как они себя при это ведут. Метод фокус-групп дает возможность понять и оценить верования, причины поведения людей. Фокус-группы проводятся с целью получения ответа на вопрос не как много и как часто, а на вопрос почему так происходит. Фокус-группа может включать в себя от 8 до 10 человек и эти люди являются экспертами в определенных сферах общественной жизни. Минимальное количество времени, в которое фокеус-групп обсуждает проблемы – 40 или 2 часа, максимальное – день или полдня.
Заказчик исследования имеет право использовать аудио-, видеоаппаратуру, зеркало. Фокус-группы формируются из людей, которые имеют совпадающие характеристики: социальный статус , одинаковый жизненный опыт, возраст, семейное положение, одинаковые субкультуры.
15.
Основные социологические
Классы
можно определить как большие
группы людей, отличающиеся по своим
общим экономическим
Наиболее
влиятельные теоретические
По
суждениям Маркса, класс – это
общность людей, находящаяся в прямом
отношении к средствам
М.
Вебер определил классы как группы
людей, имеющих сходную позицию
в рыночной экономике, получающих сходное
экономическое вознаграждение и
располагающих жизненными сходными
шансами. Классовые разделения возникают
не только для контроля за средствами
производства, но и в экономических
различиях, не связанных с собственностью.
Такие источники включают в себя
профессиональное мастерство, редкую
специальность, высокую квалификацию,
владение интеллектуальной собственностью
и прочим. Вебер дал не только
классовую стратификацию, считая ее
лишь частью структурирования, необходимого
для сложного по устройству капиталистического
общества. Он предложил трехмерное
деление: если экономические различия
(по богатству) порождают классовую
стратификацию, то духовные (по престижу) –
статусную, а политические (по доступу
к власти) – партийную. В первом случае
речь идет о жизненных шансах социальных
слоев, во втором – об образе и стиле их
жизни, в третьем – о владении властью
и влиянии на нее. Большинство социологов
считает веберовскую схему более гибкой
и соответствующей современному обществу.
1) структурно-функциональную,
которая рассматривает общество как относительно
стабильную систему взаимосвязанных частей,
основанную на широко распространенном
согласии относительно того, что является
желательным с точки зрения морали, где
каждая часть общества имеет функциональные
следствия в отношении общества в целом;
16.Понятие
социальной системы и ее
Социальные
системы – это особый класс
систем, существенно отличающихся не
только от неорганических систем (скажем,
технических или механических), но
и от таких органических систем,
как биологические или