Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
П.
Сорокин выделил формы
11.Роль
М.Вебера в становлении и
Наиболее удачное и актуальное решение проблемы дано в концепции «Понимающая социология» М.Вебер(1864-1920) ее автор.
По Веберу предметом социологии стало важное ощущение мотивации поведения индивида. Вебер дает понятие социальным действиям, т.е. по веберу важно выявить мотивы. Движущие силы тех или иных социальных действий.
Социальными по Веберу называются те действия, которые соотносятся с действиями других людей и ориентированы на них.
Ключевой категорией стало понятие так называемого «идеального типа» . Это служит средством упорядоченности общества.
В своем
труде «Хозяйство и общество»
Вебер утверждал концепцию
Макс
Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, социальный
философ, культуролог и историк.
Его можно смело назвать
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904--1905), "Хозяйство и общество", "Объективность социально - научного и социально - политического познания", "Критические исследования в области логики наук о культуре", "О некоторых категориях понимающей социологии" (1913), "Основные социологические понятия".
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей - от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.
12.Эксперимент и наблюдение как методы сбора социологической информации.
Социология использует методы исследования и сбора информации заимтвованные у других наук, такие как эксперимент, наблюдение, сравнительный метод. Кроме того, социологами разработаны и используются количественные методы сбора и обработки социологической информации. Среди них выделяются: опрос, как наиболее перспективный и разработанный количественный метод. Опросы могут быть анкетные, телефонные, почтовые, прессовые, интерактивные, в виде интервью.
При реализации методик сбора и обработки информации, используются математические и статистические приемы, а также в последнее время на них основанные различные компьютерные программы. Одним из основных методов сбора социологической информации, является контент -анализ. Помимо методов количественных, опирающихся на математику и статистику, социологи применяют качественные методы. Наиболее распространенным среди них является метод фокус-групп.
Качественные методы исследования в отличии от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и при использовании этих методов исследователи обращают внимание на не измеримость тех или иных показателей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.
Первый метод, который используют социологи – это наблюдение. Выделяют включенное и простое наблюдение. (невключенное наблюдение). При включенном наблюдении, исследователь имитирует вход в социальную среду и анализирует события как бы внутри.
Простое наблюдение, невключенное, регистрирует исследователь процессы и явления, как бы со стороны. Под наблюдением понимается прямая регистрация событий исследователем, и в отличии от обыденного наблюдения, научное предполагает :
Итак, процедура наблюдения складывается из ответов на вопросы – что наблюдать, как наблюдать чтобы не влиять на естественный ход событий, как вести записи, чтобы наблюдаемые в процессе социальных взаимодействий не ощутили дискомфорта?
Роберт Бейлз. Впервые котролируемое наблюдение использовал американский ученый Роберт Бейлз, изучая фазы групповой деятельности. Учеными были выявлено, что для надежности полученных данных необходимо выполнять следующие правила:
Метод – эксперимент.
Это создание определенной ситуации, определенных условий для групп обследуемых и наблюдения за изменениями происходящему в результате действий этих условий.
Эксперимент логически предполагает использование выбора экспериментальной категории людей (группа или несколько групп), помещение этих людей в необычную экспериментальную ситуацию, с тем чтобы проследить изменения интересующих ученого характеристик, их вектор, величину, устойчивость..
Эксперимент предполагает, что некая замкнутая система реагирует на изменения, привносимые исследователем по определенному сценарию. В этом случае выбираются контрольные характеристики, наиболее важные с точки зрения изучаемой проблемы, во-вторых изменения контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик, экспериментальной группы, которые вводит исследователь. Различают:
А) линейный – при нем, анализу подвергается одна и та же группа, которая одновременно является и контрольной (по сравнению с ее первоначальным состоянием) и экспериментальной.
Б) при параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная и экспериментальная, состав этих групп идентичен по всем контрольных характеристикам, влияющим на ход эксперимента. Во время эксперимента, характеристики контрольной группы не меняются, остаются постоянными, а характеристики экспериментальной группы изменяются. По итогам эксперимента, контрольные характеристики групп сравниваются и ученым делается вывод о причинах и величине изменений.
Эксперименты также делятся по характеру экспериментальной ситуации, на полевые и лабораторные. В полевых условиях, объект исследования – группа, находится в естветвенных условиях функционирования. В полевых условиях, члены группы могут быть осведомлены об эксперименте, а могут быть не осведомлены.
В лабараторных же условиях, экспериментальная группа формируется искусственно и члены группы об этом естественно осведомлены.
13. Методы сбора социологической информации.
Социология
использует методы исследования и сбора
информации, заимствованные у других
наук, такие как: эксперимент, наблюдение,
сравнительный метод. Кроме того
социологами разработаны и
При реализации методик сбора и обработки информации используются математические и статистические, а также на них основанные различные компьютерные программы. Одним из основных методов социологии является контент анализ. Помимо методов количественных опирающихся на математику и статистику, социологи применяют качественные методы, наиболее распространенным среди них является метод фокус-групп. Качественные методы исследования в отличии от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и при использовании этих методов, исследователи обращают внимание не на измеримость тех или иных показателей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.
Первый метод, который используют социологи - это наблюдение. Выделяют включенное и простое наблюдение(не включенное). При включенном наблюдении исследователь имитирует вход в соц. среду и анализирует события как бы внутри. Простое наблюдение( не включенное) регистрирует исследователь процессы и явления, как бы со стороны. Под наблюдением понимается прямая регистрация событий исследователя, и в отличие от обыденного наблюдения научное предполагает:
1)подчиненность
наблюдения ясным целям и
2)наблюдение
планируется и проводится по
заранее обдуманной процедуре.
Все данные наблюдений
4) информация
полученная путем наблюдения
должна поддаваться контролю
на обоснованность и
Процедура наблюдения складывается из ответов на вопросы: что наблюдать? Как наблюдать, чтобы не влиять на естественный ход событий? Как вести записи чтобы наблюдаемые в процессе соц. взаимодействий не ощутили дискомфорта? Впервые контролируемое наблюдение использовал Роберт Бейлз, изучая фазы групповой деятельности. Ученым было выявлено, что для надежности полученных данных необходимо выполнять следующие правила:
1)один и тот же объект необходимо наблюдать в разных ситуациях (нейтральных, стрессовых )
2)вести наблюдение должны несколько сотрудников для сопоставления полученных ими результатов.
3)Необходимо
использовать другие методы
Эксперимент-это создание определенных ситуаций, условий для групп обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действий этих условий. Эксперимент логически предполагает использование выбора экспериментальной категории людей (группа или несколько групп; помещение этих людей в необычную экспериментальную ситуацию с тем, чтобы проследить изменения интересующих ученого характеристик их вектор величину устойчивость). Эксперимент предполагает, что некая замкнутая система реагирует на изменения привносимые исследователем написанные по определенному сценарию. В этом случае выбираются контрольные характеристики наиболее важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во- вторых изменение контрольных изменений должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводит исследователь. Различают линейный и параллельный эксперименты.
а) при линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа которая одновременно является и контрольной (по сравнению с ее первоначальным состоянием).
б)при параллельном эксперименте одновременно участвуют 2 группы: контрольная и экспериментальная. Состав этих групп идентичен по всем контрольным характеристикам, влияющим на ход эксперимента. Во время эксперимента характеристики контрольной группы не меняются, остаются постоянными, а характеристики экспериментальной группы изменяются. После эксперимента контрольные характеристики сравниваются, и ученым делается вывод о причинах и величине изменений. Эксперименты так же делятся по характеру на: полевые и лабораторные.