Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:03, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы об "Основах экономической социологии"

Работа состоит из  1 файл

всё.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)


1. Объект, предмет и основные задачи экономической социологии.

Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки. Развитие экономики она описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев. Экономическая социология оформляется в середине 20 века в Америке и связано это с переходом к постиндустриальному миру.

Объект экономической социологии — взаимодействие двух основных сфер общественной жизни — экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов — экономических и социальных. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Объект экономической социологии: социально-экономическая сфера функционирования общества

Взаимодействие функциональных подсистем общества осуществляется тремя путями: через связь выполняемых ими функций; через частичное переплетение и взаимосвязь их институтов; через взаимодействие относящихся к ним формальных организаций.

Взаимоотношения между экономической и социальной сферами — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы.

Предмет экономической социологии – социальные механизмы, от которых зависит характер протекания этих процессов, т. е. природа и специфические способности социальных механизмов (возможность регулировать протекание экономических процессов) находятся в центре внимания экономической социологии.

Предмет: - законы закономерности, методы развития экономики в рамках социальных процессов и отношений (на макроуровне).

Предмет экономической социологии по Веберу: социальное действие как форма экономического действия. Экономическое действие- это процесс производства, обмена, распределения и потребления экономических дефицитных ресурсов не насильственными способами и методами.

Социальное действие отвечает 2-м условиям: действие должно быть внутренне мотивированным;  на это действие должна быть адекватная реакция со стороны из вне, согласно социальным статусам, ролям социума.

Социологический анализ социальных механизмов позволяет рассматривать их как структуры, обладающие своеобразными характеристиками и обусловленные конкретным общественным устройством.

Социальный механизм в социологическом смысле – это устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Выявление типа и регулятивных возможностей социальных механизмов предполагает ответы на следующие вопросы: какова природа социальных отношений субъектов деятельности; что представляет собой структура ролевых ожиданий индивида (социальной группы, сообщества); какова структура устойчивых стандартизированных норм, предъявляемых обществом к исполнению ролей индивидом (социальной группой, сообществом); в какой мере совпадение (или несовпадение) этих структур способствует наиболее полному проявлению социальных закономерностей.

В качестве функции, выполняемой социальными механизмами по отношению к обществу, как правило, рассматривается регулирование социальных процессов в соответствии с общественными потребностями — ускорение одних, сдерживание или преодоление других

Задачи экономической социологии

1.изучать взаимодействие социальных и экономических факторов и процессов, протекающих на определенной исторической ступени развития общества и в определенных экономических условиях.

2.достичь понимания причин, детерминирующих возникновение и развитие тех или иных социально-экономических процессов на определенном историческом этапе и в определенных экономических условиях.

3.определить тенденции и социальные закономерности, факторы и последствия экономического подъема или спада, возможных кризисов и флуктуации в развитии экономической и социальной сфер общества, в их взаимодействиях.

4.понять и объяснить особенности определенных типов экономического поведения и связанных с ними социальных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных товаров и услуг.

5.исследование социальных механизмов, оказывающих влияние на развитие экономической сферы общества и регулирующих экономическую деятельность индивидов, общностей и групп.

6.изучение особенностей мотивации различных форм социально-экономического поведения человека.

7.определение особенностей влияния на человека и его экономическую деятельность основных групп социальных регуляторов: статусно-ролевых, культурных, управленческих.

8.исследование направленности и характера влияния на изменение социально-экономической структуры общества существующей в нем хозяйственной системы

9.прогнозирование наиболее вероятных сценариев социально-экономических трансформаций в современном обществе.

10.формулирование научно обоснованных рекомендаций для принятия и осуществления управленческих решений.

Задачи: 1. Использовать основные понятия и категории для анализа экономических процессов и отношений 2. Выделение социальных факторов, влияющих на экономическое поведение человека 3. Изучение эффективности социального механизма в детерминации поведения человека в народном хозяйстве.

 

2. Прикладные задачи экономической социологии на примере конкретных маркетинговых решений.

Прикладные задачи:

1.Повысить конкурентоспособность предприятия, организации                                                         2.Более эффективно использовать соц. Потенциал хозяйственной организации с помощью как общенаучных, так и специальными экономическими методами

Античные авторы говорили : речь человека  - это его визитная карточка, которая формирует мнение о нём. Такой              речью для магазина является  его название, которое выполняет роль инструмента в борьбе за потенциального покупателя. Лучше всего запоминаются образные названия.

Название магазина должно отвечать таким требованиям:

- быть оригинальным, нетрадиционным

- благозвучность, ёмкость, легко запоминающееся

- вызывать однозначную связь с ассортиментом предлагаемых товаров

- быть смешным, после прочтения которого потенциальный клиент улыбнется и однозначно скажет, что в этом магазине предлагают.

Прийти к соответствующему названию можно с помощью как минимум 3х фокус-групповых исследований – 1 этап. 2 этап – метод построения словесных ассоциации (психо-лингвистический тренинг)

Чрезвычайно эффективным в данной процедуре является механизм использования купеческих традиций, когда эксплуатируют торговые имена пришедшие нам с позапрошлого века

Тест словесных ассоциаций представ. Собой апробацию тех названий к которым пришли после мозгового штурма. В идеале после предлагаемого названия, потенциальный клиент должен легко его запоминать и проводить однозначную связь с ассортиментом товара                                                Ценностно – ориентир. Действие – это один из типов в рамках социально – экономического поведения и включает ориентацию на цену товара, услуги (высокую цену), как средство демонстрации своего статуса

3. Предпринимательство как экономическая функция и социальный феномен.

На современном этапе исследования социокультурных основ предпринимательства существует несколько точек зрения, которые наиболее точно определяют его специфику.

1 .Предпринимательство как социально-экономический феномен, выполняющий особую экономическую функцию(А. Маршалл, А. Смит, К.Маркс,  Д.Кейнс, Л.Роббинс, Радаев, Ядов и др.) Предпринимательство здесь выступает как носитель общеэкономической функции, таких, как производственная, инновационная деятельность с присутствием риска и ответственности за конечный результат, получения прибыли.

2. Предпринимательство как социальный феномен, занимающий соответствующее место и выполняющий определенную роль в системе социальных отношений.  ( Г.Спенсер, М.ВеберЭ.Гидденс, Р.Мертон, Н.Смелзер, Т. Заславская, и другие). Все они рассматривали общие теоретические вопросы предпринимательства: его сущность, специфику, социальный генезис, место в социальной стратификации, функции и перспективы развития.

3. Предпринимательство как совокупность психологических образований личности, включающих темперамент, характер, мотивацию, способности.

4. Предпринимательство как социокультурный феномен развития общества..

Предпринимательство как функция.

Термин «предпринимательство» введен Р. Кантильоном в XVIII в.).

В рамках социологии под предпринимателством понимается  организационно-хозяйственное творчество, которое коренным образом отличается от простой деловой активности, основанной на использовании готовых и проверенных схем действий. Предпринимательство - это и есть реальное воплощение предпринимательской деятельности в конкретных социально-экономических условиях определенной страны.

Как социальный феномен предпринимательство обладает рядом черт: 1. эгоистический интерес, 2. Творческое новаторство 3. Риск 4. Рациональная способность оценивать реальность 5. Ответственность предпринимателя 6. Профессионализм деятельности

С тех пор сформировалось несколько принципиально различных подходов к предпринимательской функции. Первая трактовка господствует в трудах классиков политической экономии (Ф. Кенэ,А. Смит), которые видят в предпринимателе собственника капитала. При этом он не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производительным трудом.  Во второй трактовке он рассматривается как организатор производства, вовсе не обязательно отягощенный правами собственности( Ж. Б. Сэй и Дж.С. Милль.). Третий подход - определение предпринимателя как менеджера прочно утверждается в работах неоклассиков (А. Маршалл, Л. Вальрас, К. Менгер, Ф. Визер).Содержание предпринимательской функции для неоклассиков заключено в приспособлении производства к изменяющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетворении возникающего спроса.Четвертую трактовку предпринимательская функция получает в рамках институциональной экономической теории (Р. Коуз, О. Уильямсон), в которой предприниматель становится субъектом, совершающим выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек.В пятой трактовке подчеркивается активный, инновационный характер предпринимательства не только в выборе из имеющихся альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых рыночных возможностей.

4.Социальные основы экономического действия.

М. Вебер: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. “Экономическое действие” представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А “социальное действие” — это форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство; во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. Иными словами, с социальным действием мы имеем дело тогда (и только тогда), когда оно внутренне мотивировано, а его субъект ожидает от других людей определенной ответной реакции. Социальное действие в данной трактовке выступает основанием и одновременно внутренним элементом экономического действия.

Всякая экономическая активность людей осуществляется в конечном счете во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, то оно превращается в стимул — внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив — внутреннее побуждение к действию.

Хозяйственное действие мотивировано интересом. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага, человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая прежде всего два фактора:

• относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;

• масштаб издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага. Следование интересу предполагает, что человек обладает известной свободой выбора между способами своего поведения. Но часто возникают ситуации, когда у человека эта свобода отсутствует или существенно ограничена. При жестких ограничениях интерес замещается принуждением — безальтернативным подчинением человека внешним по отношению к нему условиям.

Можно выделить по меньшей мере четыре формы принуждения к хозяйственной деятельности:1)внеэкономическое принуждение — выражает отношения непосредственного господства и подчинения, личной зависимости человека от других людей, административных, политических или военных органов. В условиях внеэкономического принуждения человеком движет страх. 2)экономическое принуждение, под которым понимается односторонняя зависимость человека от материальных условий его существования. 3)технологическое принуждение — выражает одностороннюю зависимость человека от условий труда и производства, порождаемую его узкой профессиональной квалификацией, прикреплением к рабочему месту. Наглядный пример — “монозаводские” города.4)идеологическое принуждение — наиболее тонкая из перечисленных форм воздействия. Она возникает как продукт манипулирования личным интересом: используется страх Божьей кары, потери жизненных ориентиров, разрыва социальных связей с референтной группой. И без того условная грань между негативной и позитивной мотивацией здесь практически стирается.

Особым источником мотивации выступают социальные нормы, которые не являются для хозяйствующего субъекта сводом чисто внешних ограничений. Они успешно осваиваются и становятся внутренними элементами его личных побуждений. Итак, человек побуждается к хозяйственному действию целыми комплексами мотивов. Они берут свое начало из трех основных источников: интереса, социальной нормы и принуждения. Причем, содержимое из этих источников перемешивается самым сложным образом: следование социальной норме может соответствовать рациональному выбору, последний может обладать принудительной силой и т.д.Совокупность хозяйственных стимулов, таким образом, не сводится к получению материального вознаграждения. Здесь можно обнаружить стремление к улучшению условий работы (безопасности, комфортности) и обогащению содержания труда (разнообразию операций и творческому характеру деятельности), к профессиональному росту и достижению относительной автономности в труде. Более того, эти стимулы выходят далеко за пределы собственно экономических благ. Человек тянется к общению и соревновательное, обуреваем жаждой власти и социального престижа, способен подчинять себя нравственным, религиозным и идейно-патриотическим канонам.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"