Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:03, шпаргалка
Ответы на вопросы об "Основах экономической социологии"
Фиксирование параллелей в общественно-экономическом развитии начинается с выделения двух цивилизационных ветвей — Западной и Восточной. На древнем Востоке наблюдались какие-то особые гибридные формы, что позволило говорить о существовании иного строя — так называемого азиатского способа производства, или азиатского деспотизма. Его принципиальные черты: -1. Частная собственность на землю и прочие средства производства остается в неразвитом состоянии, господствует коллективная собственность в двух формах: собственность государства (господствующая форма) и собственность общин.2. Распоряжение собственностью узурпировано властью и является функцией государственных чиновников. 3. Главным экономическим субъектом выступает государство, постоянно играющее активную роль в регулировании всех базовых условий хозяйственной жизни. Оно же является основным субъектом присвоения прибавочного продукта в форме “ренты-налога”. Посредством чиновничьего аппарата государство осуществляет постоянный контроль за степенью имущественной дифференциации в обществе, “подправляя” положение через систему пожалований и конфискаций.Классическим трудом в рамках данного направления считается книга “Восточный деспотизм” К. Витфогеля, посвященная, по его терминологии, “гидравлическим обществам”.
32.Модели матричного развития хозяйственной системы.
Модель матричного развития хозяйства и общества развивалась экономическим историком Ф. Броделем и социологом истории Уоллерстайном. Они взяли в качестве исходного объекта анализа не отдельные экономические и социальные структуры, а целостные социальные системы — так называемые мир-экономики, представляющие собой экономически интегрированные и относительно самодостаточные хозяйственные территории. Современная мир-экономика, по Уоллерстайну, начала формироваться в Европе в XVI в. Главным фактором образования и громадного скачка, совершенного западной мир-экономикой, по мнению Уоллерстайна, послужили не технические изобретения и организационные новации, а территориальное размещение производительных сил. Он делит мир-экономику на три основные зоны: ядро (или центр), полупериферию и периферию, которые расчленяются по таким экономическим критериям, как сложность хозяйственных институтов, прибыльность производимых продуктов и, главное, способы контроля над трудом. Ядро мир-экономики цементируется несколькими крепкими государствами и господствует над полупериферией и периферией. Ф. Бродель солидарен со многими тезисами Уоллерстайна. Он рассматривает мир-экономику как самовоспроизводящуюся структуру, ограниченную по территории, имеющую свой центр и иерархическое строение. Каждая мир-экономика, по Ф. Броделю, имеет только один центр, сердцевину которого образует какой-то мировой город, господствующий в хозяйственном отношении над всей ее территорией, хотя на протяжении развития мир-экономики этот центр может многократно перемещаться.Соответств, каждый раз мир-экономика меняет форму, пересматривает свои периферийные области.Расхождение позиций с Уоллерстайном заключается даже не в том, что Бродель связывает рождение западной мир-экономики с Италией 13 в. и более гибко подходит к определению ее географических границ. представленная матричная модель ставит на место линейной последовательности синхронность развития исторических хозяйственных форм.
33.Линейные модели развития хозяйственных систем.
Марксистская теория. Развитие хозяйства и общества в марксистском истолковании выступает как естественноисторический процесс, подчиненный действию объективных общеисторических законов. Этот процесс имеет прогрессивный характер с технической, экономической, социальной и политической точек зрения. Каждая последующая стадия развития хозяйства и общества оказывается выше предыдущей. Основными критериями прогрессивности служат социально-экономические критерии. Эта прогрессивная эволюция однолинейна. Теории постиндустриального общества. Традиционное общество внутренне статично и развивается за счет внешних толчков — угрозы завоевания или изменения природных условий. В индустриальном обществе начинает работать “внутренний мотор”. Появляются стимулы к развитию, которые заключаются в недрах самого производства. Зарождается особый предпринимательский дух, подталкивающий к непрерывному движению. Это движение продолжается и в постиндустриальном обществе, но двигателем здесь становится познавательно-теоретический процесс. На передний план выдвигаются наука и культура, а центром общественной жизни становятся университеты. Уходящий естественный мир, коим правят рок и случай, сменяет, по Беллу, технический мир, определяемый рациональностью и прогрессом, а ему на смену приходит социальный мир, где основным способом идентификации людей, вместо религии и труда, становится культура. Концепция “дезорганизованного капитализма”. в них наблюдается последовательный сдвиг от экономического и технико-организационного детерминизма к анализу широкого круга социокультурных факторов, лежащих в основе трансформации хозяйственных систем и периодизации общественного развития в целом, делается упор на роль знания и структур, связанных с его освоением. речь идет о “дедифференциации экономики и культуры”, отношения между которыми не могут более рассматриваться как отношения замкнутой системы и внешней среды. Происходит превращение экономики в производство и потребление культурных артефактов, а культуры — в сферу деловых услуг. Теории модернизации. существует наиболее продвинутая западная индустриальная цивилизация, ее достижения распространяются на менее развитые народы, которые постепенно приобщаются к ее более высоким образцам. Достигается это в результате силового давления и экспансии, а также путем массового экспорта торговых, политических, культурных форм, или естественно и добровольно, когда менее развитые народы сами легко поддаются такому влиянию просто в силу привлекательности “плодов” зрелых цивилизаций. Теории конвергенции. Примером второго рода может служить позиция Ф. Фукуямы, он понимает историю прежде всего как смену разных идеологий, пронизывающих поры общественной жизни. Вершиной же творения он провозглашает либеральную идеологию, появление которой, по его мнению, и становится концом истории, ибо ничего более совершенного создать уже невозможно.
34.Хозяйственные организации: подходы к определению и основные
характеристики.
Экономика 20 века очень противоречива и все оценивают её по разному. И ключевым её аспектом можно считать хозяйственные организации. М. Вебер под организацией понимал совокупность социальных отношений — закрытых, либо с ограниченным доступом извне, — в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем обладающими обычно представительской властью . В соответствии с другим определением, принадлежащим А. Стинчкомбу, организация выступает как система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непрерывной устремленностью к достижению некоторых специфических целей и задач.Любая организация обладает признаками:
• выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;
• набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с заборов и службы охраны и кончая способами оправдания правомочности своего существования);
• система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
• структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу);
• специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное);
• наличие вознаграждений и наказаний за участие (неучастие) в делах организации.
Хозяйственная организация - систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующие вознаграждения выполняют отведенные им функциональные роли.
Существует 2 основных подходы в рассмотрении хозяйственной организации, в рамках этих подходов выделяются отдельные теории.
1. Экономический подход.
Данный подход включает теории агентских отношений (фирма подобие рынка) и теория транс аукционных издержек (фирма инструмент экономии средств поиска информации).
Но для нас больше интересен второй подход.
2. Социологический подход
- Структурный подход. Включает в себя функциональную и конфликтную модель. В функциональном подходе организация выступает как адаптативная система. Наличие коллективной цели вызывает необходимость устойчивых структурных порядков, которые воплощаются ограничивающих аспектах деятельности индивидов. Конфликтная модель описывает организацию как структуру власти и господства. Организационная структура служит интересам господствующих групп. При этом в самой структуре заложены источники внутреннего конфликта.
-Теория действия. Представляет организацию как систему согласуемого порядка. Здесь организация выступает в виде подвижной системы взаимодействий и согласований. Ее структура постоянно реконструируется в процессе живого социального действия. В рамках этого подхода рассматривается ещё немного иная модель, где организация рассматривается как символическая конструкция. Где организация складывается из множества реальностей и множества рациональностей, в ней наблюдается сложное взаимодействие культур. И последнее - организация рассматривается как совокупность управленческих практик. Черты организации: стремление к монополизму, стремление к замкнутости, построение иерархии, Стремление к подчинению индивида коллективным интересам, Стратификация индивидов и групп.
35.Типология хозяйственных организаций.
А. Этциони выделяет три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля:
• принудительные;
• утилитаристские;
• символические
Можно выделить три идеальных типа хозяйственной организации:
общину, корпорацию и ассоциацию. Под общиной понимается общность, построенная на тесных внутренних связях, зачастую объединенная по территориальному или кровнородственному признакам. Корпорация — относительно замкнутая организация, построенная на менее тесных и более профессиональных связях. Ассоциация, в отличие от первых двух типов, — это относительно свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Круг хозяйственных (“экономически ориентированных”) организаций весьма широк. К ним, вслед за М. Вебером, можно отнести:
• собственно “экономические организации”, регулируемые материальным интересом;
• неэкономические организации, выполняющие экономические функции (“экономически активные”), например, государство или церковь;
• экономические организации, регулируемые неэкономическими способами (“экономически регулятивные”), наподобие земельных общин, профессиональных цехов или гильдий;
• организации, “утверждающие формальный порядок”, осуществляющие неэкономический контроль за условиями экономической деятельности (например, правоохранительные органы).
36.Основные виды внутриорганизационных отношений.
Выделяют типологию, включающую четыре модели отношений между руководителями и подчиненными: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Бюрократизм. В основе взаимодействия в рамках данного типа отношений лежит административная иерархия. За каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальникам положено принимать решения, подчиненным — их исполнять, строго следуя букве распоряжений. Патернализм. Иерархичность отношений четко выражена, и права “хозяина” неоспоримы. Он обычно принимает единоличные решения и бдительно контролирует действия своих работников. Фратернализм. Иерархия в отношениях старательно сглаживается. Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Руководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, делиться с ними информацией и на этой основе заручиться их осознанной поддержкой. Партнерство. Иерархические отношения явно не выражены. Решения принимаются на основе общего обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетенции. Если речь идет о факторах выбора форм внутрифирменной организации, то к их числу несомненно относятся: размер предприятия, технология производства, сфера деятельности, форма собственности, социальный состав работающих и, наконец, личные предпочтения менеджеров. Что касается размера организаций, то можно ожидать, что ориентации на неформальные отношения в большей степени присущи малым и средним предприятиям или локальным (“тесным”) сообществам, и что крупные современные фирмы нуждаются в более интенсивном бюрократическом контроле.
37.Хозяйственные идеологии: характеристики, сущность определения,
субъекты.
Под идеологией понимают то, что Манхейм называл “рационально обоснованной системой идей”. Соответственно хозяйственная идеология рассматривается как более или менее упорядоченный взгляд на экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные и символические элементы . Подобное мировоззрение отличают следующие черты:
• более или менее целостное (завершенное) описание хозяйственной системы;
• внутренняя непротиворечивость предлагаемых схем;
• внесение в экономические рассуждения особых представлений о ценностях, об общественно-экономическом идеале;
• указание на способы преобразования существующего экономического строя. Идеологии существуют как бы в “растворенном” состоянии, образуя сферу “коллективного знания”, и зачастую трудно или просто невозможно найти их конкретного “автора” или четко отделить носителей. социология не может не ставить вопроса о субъекте идеологического действия. При этом не имеется в виду одно лишь формальное соответствие идеологии интересам каких-то социальных групп, не догадывающихся о ее существовании. Речь идет об активном производстве и воспроизводстве идеологических схем.
Субъекты идеологии следует искать на трех уровнях воспроизводства хозяйственной идеологии:
• на уровне идеологических систем (исследователь-теоретик);
• на уровне экономических программ(эксперты и консультанты в области экономической политики, а также сами политики);
• на уровне массового сознания(носители массового сознания).
38. Социалистическая идеология и ее стандарты в народном хозяйстве.
Социализм является радикальной эгалитаристской идеологией. Он стремится к максимально возможному социально-экономическому равенству во владении ресурсами, в трудовой деятельности и распределении благ, допуская лишь те формы неравенства, которые проистекают из технологического уровня разных производств или из природных способностей работников. Он провозглашает единство в форме товарищества или братства, в котором происходит целенаправленное расширение сферы публичной жизни, и частные права субъекта на автономию не предоставляются никому. Социализм в своем чистом виде отрицает частную собственность. Всеобщее обладание не принадлежащими никому средствами производства становится естественной базой для утверждения всеобщности труда и относительно уравнительного распределения вознаграждений. Общественная собственность становится базой для утверждения всеобщей планомерной организации хозяйственной жизни. При этом народное хозяйство рассматривается не как органическая целостность, а скорее как оперативный плацдарм, объект регулирующего воздействия из единого центра. Важнейшим инструментом этого регулирования становится государство, которое выступает в первую очередь машиной внеэкономического принуждения и перераспределения огромной массы хозяйственных ресурсов.