Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:03, шпаргалка
Ответы на вопросы об "Основах экономической социологии"
17.Язык демонстративного поведения.
Любой текст многозначен. Когда же в качестве текста выступает стиль потребления, его чтение происходит в условиях отсутствия жестких правил и определений. Разные люди могут
прочесть один и тот же вариант потребления по-разному. Правда, стиль, ставший элементом культуры данного общества, содержит в себе ядро, читаемое более или менее единообразно. В этом основа взаимопонимания в процессе общения. В каждом обществе складывается свой господствующий стереотип богатого человека. Сложился он и в постсоветской России.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос населения России, пытаясь выяснить символы, которые масса населения читает как обязательные признаки богатых людей. На первые места вышли иномарка, большая квартира и отдых за границей (Коростикова 1998). Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН провел опрос экспертов (1130 предпринимателей, чиновников, депутатов, адвокатов и т.п. групп, которые более всего склонны к показному потреблению). По их мнению, главный признак богатства – личная охрана (77%). Затем идут такие символы, как загородный коттедж (76%), престижная квартира (75%),
престижный автомобиль (71%), вклады в зарубежных банках, вертолет или самолет. Только одна треть назвала признаком богатства дорогую одежду. Если сгруппировать символы богатства, то на первом месте – это недвижимость, включающая не только жилье, но и офис. На втором месте –
средства передвижения, автомобили, самолеты и вертолеты. На третьем – большое количество подчиненных, включая охрану. На четвертом месте – обладание предметами роскоши (драгоценности, картины, антиквариат). На пятом - современные средства связи (Коростикова 1998). Соответственно, человек, стремящийся считаться в глазах окружающих богатым, должен
придерживаться выше описанного языка потребительских символов. Для демонстрации высокого статуса используется весьма широкий набор предметов потребления, услуг, стилей жизни. В принципе эту функцию может выполнять любой товар или услуга, имеющие высокую цену и открытые для более или менее широкого обозрения. Главный же атрибут вещей, используемых для показного потребления – их дефицитность, недосягаемость для широкой публики, которая может их наблюдать, но не иметь. Английский писатель Г.Честертон (1874–1936) описывает технологию превращения ресторана в отеле «Вернон» в чрезвычайно престижное место. Отличительной
чертой ресторана стала его исключительность, которая достигалась не качеством обслуживания (оно было высоким, но не лучше, чем во многих других местах), а затрудненностью доступа. Деньги, пишет Г.Честертон, получались не за то, что сюда привлекали людей, а за то, что их сюда не
допускали. Хитрый хозяин специально создавал трудности в допуске, «чтобы
богатые клиенты могли посредством своих денег и дипломатии их преодолевать».В конструировании стиля престижного потребления важную роль играют элитарные виды спорта. Так, в Великобритании настоящий джентльмен традиционно занимался и занимается скачками, играл в крокет. У
большинства других народов, в том числе и в России, господствующий класс увлекался дорогими видами охоты. В наше время некоторые виды спорта являются формой показного потребления: гольф, верховая езда, плавание на яхтах, большой теннис, горные лыжи. В России в 1990-е гг. благодаря стараниям Б.Ельцина в высшей политической элите стал входить в моду
большой теннис. Из верхних политических эшелонов он стал распространяться и в других группах богатых людей. Привлекательность элитных видов спорта состоит лишь в их недоступности (обычно по экономическим причинам) для широких масс потребителей. Нередко эта труднодоступность создается искусственно. Имеется набор предметов, которые веками выполняют функцию языка
показного потребления. Это, прежде всего ювелирные украшения. Традиционными предметом показного потребления являются также меха. С древних времен они используются как символ богатства. Длительное время шубы в Европе и Америке были предметами прежде всего мужского гардероба. И лишь с рубежа XIX-XX вв. их стали носить преимущественно женщины. Широко используются в качестве предметов показного потребления жилища, средства передвижения. Правда, со временем идет их эволюция: если еще в прошлом веке богатые демонстрировали свое богатство, запрягая в свою карету как можно больше лошадей, то в современном обществе эта же цель
достигается использованием очень мощных автомобилей. Это средство передвижения играет одну из важнейших ролей в передаче информации окружающим о социальном статусе владельца. Появился целый класс очень дорогих автомобилей, одна из главных привлекательных черт которых
состоит именно в их цене.Традиционно важную роль в демонстративном потреблении играют часы.
«Высококачественные часы говорят: «Узнай меня». И это выражается двумя
средствами: ценой и редкостью.
18.Природные потребности человеческого тела как фактор потребления.
1.Человек – социоприродное существо, и потребности его тела, как природные, так и социальные, являются суммой с 1 стороны его объективных характеристик жизнедеятельности (вода, пища, воздух, псих. разгрузка и т.д.), а с др. стороны , тело является инструментом достижения соц. целей.Природные потребности человека – это объективные характеристики его успешной и качества жизнедеятельности. Они не удовлетворяются автоматически, раз и навсегда заданным алгоритмом. И только после трансформации природных потребностей под влиянием культуры в осознанные , человек выбирает 1 из широкого спектра вариантов их удовлетворения. Потребность в еде. Культура потребления пиши, гастрономическая культура, склонна к диффузии, т.е. распространению. Агенты данного процесса: - путешественники- СМИ- мигранты- кино, фотоиндустрия. Также из природных потребностей. Которые преломляются через образования интеллекта, является потребность в воде. Варианты удовлетворения природных потребностей в каждой отдельной культуре является культурно искусственно сконструированными. Удовлетворение некоторых природных потребностей может восприниматься, как текст , говорящий многое о его авторе. Еда сравнительно недавно оказалась в центре внимания интереса социологов. Это происходит с середины ХХ ст, и связано с институционализацией социологии культуры. Раньше еда была первым из маркеров социального неравенства. Но в дальнейшем Леви-Стросс отметил, что гастрономическая культура общества является более чем информативной относительно его соц. Структуры и скрытых там противоречий. Р.Барт исследует потребление пищи в контексте гастрономических предпочтений различных категорий населения, говорит о семиотике рекламы продовольствия, поваренных книг и т.д. Бурдье изучает общие особенности формирования вкусов, и рассматривает гастрономические предпочтения, как фактор соц.неравенства. Потребление пищи, как текст, в таком амплуа гастрономическая культура даёт возможность человеку показать окружающим свою макросоциальную среду общения, референтные группы, наличие определённого соц.статуса. Еда может быть инструментом престижного потребления, а следование диете или отказ от неё может говорить о гражданской позиции человека, наличии в нём определённого уровня конформизма или девиации, а также о том, как на человека влияет мода.
19.20. Социальные потребности личности в процессе потребления.
Человек – социоприродное существо, и потребности его тела , как природные, так и социальные, являются суммой с одной стороны его объективных характеристик жизнедеятельности (вода, пища, воздух, псих. разгрузка и т.д.), а с другой стороны , тело является инструментом достижения соцальных целей. Тело - это средство коммуникации, посредством которого люди передают большой объем информации о себе для окружающих с целью стимулирования их поведения в том или ином направлении. С помощью своего тела человек представляет себя миру как непосредственно, так и с помощью изображений всего тела или его части. Потребность в гигиене тела Гигиена тела - инструмент для символического взаимодействия. Гигиена тела и поддержание его в чистоте является сознательно формируемой социальной нормой, которая зависит от общего уровня культуры, развития производства, медицины, финансового достатка. Для того чтобы тело могло выполнять функции средства символического взаимодействия людей, необходим целый ряд условий. Эти условия являются потребностями социального тела, которые осознаются человеком и служат мотивом его поведения, в том числе и потребительского. Для нормального общения людей необходимо, как минимум, чтобы их тела не вызывали отвращения и желания побыстрее расстаться. В контексте современной европейской культуры, распространившейся на многие страны, личная гигиена выступает не только и не столько как средство поддержания здоровья, а как средство обеспечения общения. Грязное тело или отдельные его части - это знак, читаемый окружающими как нарушение норм данной культуры, как вызов ей. Соответственно на нарушителя реагируют, как и во многих других случаях нарушения норм культуры, свертыванием или разрывом общения. Поэтому гигиена тела - это проявление не столько личной потребности, сколько нормы, навязываемой культурой. Из этой осознанной потребности в чистоте тела вырастает огромный, постоянно увеличивающийся рынок гигиенических товаров. Поддержание чистоты тела превращается в сознательно конструируемый символ, с помощью которого обозначается принадлежность к данной культуре. Понятие чистоты тела носит относительный характер, оно сконструировано нормами господствующей культуры, находящейся в постоянном развитии и толкаемой вперед техническим прогрессом, изменением уровня жизни. Чистота - это норма, сконструированная применительно к возможностям данного общества, поэтому в разных обществах и на разных этапах их развития понятия чистого и грязного тела сильно варьировались. Человек с целью не оказаться в числе аутсайдеров, должен следовать сознательно сконструированным нормам данной эпохи или культуры. Социальное конструирование тела: от чтения текста - к потребительской практике. Одежда является средством, с помощью которого она удовлетворяет потребность в актуальной презентации своего тела, скрывая недостатки и демонстрируя преимущества. Одежда всегда контекстуальна. По мнению Дж. Лавера, в середине 40х действовал следующий закон:1 и тот же костюм будет:- не приличным за 10 лет до своего времени- бесстыдны за 5 лет- Смелым – за 1 год- нарядным – в своё время- вышедшим из моды через год- отвратительным через 10 лет- смешным через 20 лет- забавным – через 30 лет- причудливым – через 50 лет- очаровательным – через 70 лет- романтическим – через 100 лет- красивым – через 150 лет. Одежда отражает существо экономических и политических отношений в данном обществе. Красота тела как цель потребления .Цвет кожи, как цель потребления . Испокон веков цвет кожи был символом, говорящим о соц. Статусе, профессии, достатке, месте проживания и т.д. Цвет кожи – это тот инструмент, который позволяет удовлетворять соц.потребности тела в соответствии со стандартами существующей моды и престижного образа жизни. Уход за волосами. Традиционно важной составной частью тела-текста являются волосы. Очень часто они читались и читаются как эротический знак. Соответственно люди, стремящиеся подчеркнуть, что им не до секса, старались от этого знака избавиться. Татуировка, как средство презентации тела, с давних времен для украшения тела используется татуировка, представляющая собой текст, обращенный ко всем его читающим. Татуировка, как средство презентации тела, в соответствии с модой или культурой, татуировка может быть знаком самовыражения или атрибутом престижной жизни, а с др.стороны – может быть символом старомодности и моды.
21. Влияние инфляции на социально-экономическое поведение.
Инфляция - характерная черта экономической истории всех стран мира. Она коренным образом трансформирует правила экономического обмена и оказывает мощное воздействие на поведение потребителей.
Дефляция – противоположно инфляции- укрепление денежных знаков. Инфляция-обесценивание денежной единицы. Инфляция- является атрибутивной составляющей эконом истории всех стран. И- важный фактор принятия эконом решений.Дж. Кейнс – основоположник макроэкономического течения . Его основной принцип – активное вмешательство государства в народное хозяйство, экономику. Кейнсиантсво-государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента. Laissez-faire, принцип невмешательства- кономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Основным аргументом сторонников данного принципа является утверждение о том, что экономика — такая саморегулирующаяся система, которая сама находит эффективное равновесие, вмешательство же государства искажает получаемые экономическими агентами сигналы и эффективное равновесие оказывается недостижимым. Государству отводят роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических агентов на рынке и наблюдение за их исполнением, но никак не самостоятельного субъекта рынка.
Инфляция- дополнительный налог со стороны государства для покрытия его потребностей и интересов. Первая фаза реакции потребителей. Население до того привыкло к мысли, что деньги являются конечной мерой стоимости, что в начальный период повышения цен оно считает его преходящим и потому сберегает деньги и воздерживается от затрат в уверенности, что оно стало обладателем большей реальной стоимости в денежной форме, чем раньше Вторая фаза реакции потребителей. "Но рано или поздно наступает вторая фаза. Население приходит к убеждению, что владельцы бумажек несут особый налог и покрывают правительственные расходы, и оно начинает изменять свои привычки и старается свести к минимуму свою бумажную наличность" В своем стремлении поскорее избавиться от тающих на глазах денег часть населения оказывается в ситуации, когда регулярно возникает острая нехватка наличности для удовлетворения даже самых неотложных нужд.Следствия инфляции – стремление избавиться от наличных денег.( украшения, драгоценные металлы,)- приобретение продовольственных товаров впрок, - долгосрочные покупки откладываются до лучших времён, Вся наличность используется для удовлетворения повседневных, ежеминутных потребностей. Наличные деньги конверитируются в более стабильные валюты ( золото, драгоценности).
Одним из последствий несбалансированной инфляции является ускоренная материализация денежных средств.Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Люди скупают антиквариат, драгоценности, технику и т. д. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.
22.Культурный шок как следствие конфликта человека с окружающей средой.
Американский антрополог Ф.Бок ввел в оборот и обосновал понятие "культурный шок", которое получило широкое распространение, выйдя за пределы социальных наук и войдя в повседневный лексикон образованных людей. Культурный шок - это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.Ф.Бок (Bock 1970) выделил ряд способов разрешения конфликта индивида с чуждой окружающей средой (cм.также: Ионин 1996).
(1) Геттоизация (от слова "гетто"). Это явление имеет место, когда иммигранты, прибыв в чужую страну, в силу тех или иных внутренних или внешних причин замыкаются в собственном кругу, сводя к минимуму общение с окружающим обществом и его культурой. Они часто селятся в одном и том же районе города, где говорят на родном языке, сохраняют модели потребления, к которым привыкли у себя на родине. Во многих крупных и даже средних городах Запада можно увидеть китайские, индийские кварталы. Брайтон-бич в Нью-Йорке - это культурный анклав, созданный в Америке иммигрантами из Советского Союза, не способными или не желающими проходить социализацию заново. В таких культурных гетто концентрируются рестораны, предлагающие национальную кухню, магазины сувениров соответствующей страны и т.д. В этих районах формируется соответствующий спрос на атрибуты культуры той страны, откуда вышли жители района или их предки.(2) Ассимиляция - это способ преодоления культурного шока, противоположный геттоизации. В этом случае индивид стремится максимально быстро отказаться от своей культуры и усвоить культуру страны пребывания. Такие люди в Америке гораздо большие американцы, чем те, чьи предки высадились в Новом Свете сотни лет назад.(3) Промежуточная стратегия, состоящая в том, что иммигранты стремятся усвоить новую культуру, но в то же время и обогащают ее той, которую принесли с собой. Так, итальянские спагетти, пицца стали национальными блюдами США, а индийская, китайская кухня - частью потребления в Великобритании, США и многих других странах.(4) Частичная ассимиляция - это отказ от своей культуры и освоение новой лишь в отдельных областях. Так, чаще всего иммигранты вынуждены на работе подстраиваться под нормы, принятые в данной стране. Однако в семье они нередко стараются поддерживать свою национальную культуру, сохраняют приверженность национальной кухне, стилю убранства квартир. Часто сохраняется приверженность своей традиционной религии. (5) Колонизация - это навязывание иммигрантами своих культурных ценностей, норм, языка местным жителям. В этом случае стиль потребления привносится на новую почву и становится доминирующим либо в стране в целом, либо в отдельных группах населения. Классическим примером культурной колонизации стало создание империй западноевропейских стран в Азии и Африке, сопровождавшееся насаждением там элементов европейской культуры.