Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, шпаргалка
Количественные методы в социологическом исследовании ответы на экзамен (КУрганский гос.Университет)
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.
Виды шкал.
Шкала - это система возможных оценок социального объекта, расположенных в определенном порядке. Шкала состоит из двух и более градаций, называемых шкальными значениями. Процесс получения шкальных значений называется шкалированием.
Выбор той или иной шкалы определяется изучаемым признаком и его возможными значениями. Признак - это определенная характеристика объекта (например, пол, возраст, политическая ориентация и т. д.). Значение признака - это одна из возможных шкальных альтернатив, которые указанный признак может принимать. Именно количеством возможных альтернатив и определяется получаемая шкала. Возьмем в качестве примера такой признак как пол. В большинстве случаев этом признак будет иметь 2 значения: мужской и женский. Но в гендерных исследованиях иногда выделяют большее количество полов (до 15). В этом случае шкала будет иметь уже не 2, а 15 градаций, каждой из которых соответствует определенное значение.
Теперь рассмотрим основные виды шкал и их математические характеристики. Это лучше всего сделать, составив таблицу:
Тип шкалы
Статистические характеристики шкалы
Математические характеристики (МС)
Изучаемые шкалой признаки (ЭС)
Примеры градаций
Номинальная
Неупорядоченная, направленная на выявление стохастических связей
Пол, национальность, профессия и т. д.
Пол:1. мужской2. женский
Ранговая
Частично упорядоченная, определяет статусные характеристики объектов
Уровень образования, занимаемая должность и т. д.
Должность:
1. Рабочий
2. Бригадир
3. ИТР
4. Нач-ник цеха
Порядковая
Разновидность ранговой,
где каждому объекту
Популярность политиков, престиж профессий и т. д.
Интервальная
Частично упорядоченная по соотношению объектов, которым придаются метрические свойства
Стаж работы, уровень доходов и т. д.
Стаж работы:
1. До 1 года2. От 1 до 33. От 3 до 10 4. Св. 10 лет
Метрическая
Полностью упорядоченная, определяется определенным числовым значением
Возраст, доход, количество членов семьи и т. д.
Назовите ваш возраст ____
Прежде, чем вводить и обрабатывать информацию, необходимо помнить, как различные шкалы сочетаются друг с другом. Метрическая шкала не сочетается с номинальной (и наоборот). Поэтому такой признак, как возраст, редко кодируется по метрической шкале - трудно установить его взаимосвязь с другими признаками, большинство из которых номинальные. А чтобы ЭС являлась действительно системой, а не отдельными фрагментами, мы должны установить корреляционные связи между всеми признаками, а не отдельные фрагменты.
Очень часто интервальную шкалу называют метрической. Чисто математически, интервал от 0 до 1 не может быть равен интервалу от 3 до 10. Однако по социальным характеристикам эти интервалы подразумеваются равными. Это в большинстве случаев оправдано, но все же надо помнить, что интервалы мы задаем произвольно и можем ошибиться. Также в большинстве случаев не проводят разницу между порядковой и ранговой шкалами. Здесь мы находимся в зависимости от статистически пакетов компьютерных программ. Одни ориентированы на порядковые, другие на ранговые, а у 'Excel' какой-то промежуточный вариант.
Номинальная шкала (шкала наименований) – это самый «низший» уровень измерения, предполагающий лишь констатацию подобия или различия объектов относительно какого-либо признака, то есть качественную однородность признака. Шкалу наименований представляет приписывание числовых индексов объектам. В них объекты помещаются в отдельные категории. При этом числовые индексы используются в качестве отличительных ярлыков (0–1), не имеющих количественного значения. Измерение в шкале наименований обеспечивает лишь группировку предметов в классы, идентичные в отношении определенного признака или свойства предмета. Измерить в шкале наименований – значит приписать число определенному признаку. Например, группировка учащихся по полу, социальному положению, месту жительства. К номинальному измерению относится и измерение типа «знает – не знает».
При использовании номинальных шкал можно определить, какой номинальный класс имеет самый большой состав, и назвать этот класс модой распределения. В данном случае мода является статистической мерой «центральной тенденции», т.е. если продолжить наблюдения, изменяя условия, в которых они проводились ранее, то мода будет представлять наблюдения, которые можно ожидать с максимальной вероятностью.
Если в каком-то классе 14 детей являются единственным ребенком в семье (эта категория условно будет поименована нулем «0»), 11 детей имеют брата или сестру (обозначим единицей «1»), 5 детей – двух (присвоим данной категории детей цифру «2»), 3 ребенка – трех (обозначим тройкой «3») и 1 ребенок – четырех братьев и сестер (обозначим «4»), то «0» («единственный ребенок в семье») является здесь модальной величиной. В данном примере упорядочить по возрастающей номинальные величины условно можно следующим образом: 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 4.
В шкале наименований объекты классифицированы, классы обозначены номерами. То, что номер одного класса больше или меньше другого, еще ничего не говорит о свойствах объектов за исключением того, что они различаются. Цифры 0, 1, 2, 3, 4 взяты нами произвольно, вместо них вполне возможно присвоить совсем другие цифры в любом порядке: 187, 59, 1001, 003 и т.п. За всеми цифрами нет никакого арифметического содержания, что еще более контрастно подчеркивается при вербальном обозначении, присвоив им имена [< лат. nomen] и обозначив терминами желтизна, синева, чернота и др. Невозможность применения арифметических операций в отношении к данной шкале является характерным признаком номинальных величин (см. таблицу 9).
Таблица 9
Характеристика шкалы наименований
|
|
|
|
|
|
13. Порядковая шкала
Измерение в шкале
порядка возможно при том условии,
что имеется возможность
Шкала порядка является неравномерной. Расстояния между соседними метками шкалы неизвестны. В ранговых измерениях числа приписываются интенсивностям признака предмета таким образом, что если число, присвоенное предмету A, в процессе измерения, меньше числа B, то это значит, что в B содержится больше данного свойства, чем в A.
В порядковых измерениях значения чисел, присваиваемых предметам, отражают количество свойства, принадлежащего предметам. При обработке приписанных баллов используются медиана, индексы, процентные исчисления по всей шкале и ранговая корреляция. При этом следует помнить, что равные суммы и разности чисел не означают равных сумм и разностей в количествах свойств. Для этой шкалы результаты арифметических действий нельзя интерпретировать как свидетельство о количестве свойств.
Примером измерений
шкалы порядка может служить
ранжирование по индивидуальным чертам
личности, ранжирование учащихся по успехам
в учении, ранжирование по физическим
данным, обозначение твердости
Следует заметить, что любой ряд чисел, написанных в возрастающем порядке, был бы пригоден (например, числа 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45), поскольку нулевая точка отсчета и интервалы между двумя соседними цифрами в порядковых измерениях неизвестны.
Шкала оценок, применяемая в школьной практике, также является порядковой шкалой, так как интервалы между отдельными ступенями, например, пятибалльной системы в целом не отражают разрыва между реальными результатами. Здесь отсутствует равномерность распределения между выставляемыми отметками. Никто не может утверждать, будто различие между отметками «1» и «2» столь же велико, как между «3» и «4» или «4» и «5». Мы узнаем лишь, что ученик X в данном классе лучше ученика Y, а этот, в свою очередь, лучше ученика Z. И эти колебания «больше-меньше» в оценке знаний и результатов отражаются в цифровой отметке. Коль скоро шкала оценок является порядковой шкалой, то мы не имеем права, если не хотим действовать по-научному корректно, вычислять на основании отметок среднюю арифметическую величину, т.е. мы не имеем права выводить среднюю оценку, как это тем не менее делают многие учителя и руководители системы образования на всех уровнях (см. табл. 10).
Таблица 10
Характеристики порядковой шкалы
|
|
|
|
|
|
14. Шкала интервалов
Шкала интервалов имеет отличительные свойства, заключающиеся в следующих возможностях: определение признаков, свойств предметов, выявление различия в степени измеряемых свойств, опора на условно определенную нулевую точку отсчета, произвольное определение величины единицы измерения (интервальной величины).
Интервальная шкала характеризуется тем, что интервалы между объектами могут быть измерены. При создании шкал интервалов основная проблема состоит в том, чтобы изобрести такие операции, которые позволили бы уравнять единицы шкал. В этой шкале имеются интервалы с соответствующими номерами, и характер ответов испытуемого фиксируется на определенной точке шкалы, выражающей его отношение к данному вопросу.
При помощи интервальной
шкалы измерений имеется
На шкале интервалов мы имеем равные расстояния между делениями, они равноудалены друг от друга. И тем не менее мы не можем установить пропорций (соотношение) с помощью значений этой шкалы: температура, равная 50 градусам, не может быть в два раза теплее, чем температура 25 градусов. Если предмет A имеет температуру 25 градусов, а предмет B – 50 градусов, то мы уверенно можем утверждать только одно: разность температур здесь столь же велика, как и между предметом D, имеющим температуру 75 градусов, и предметом U, имеющим температуру 100 градусов, т.е. разность температур составляет в каждом случае 25 градусов. Эти рассуждения обусловлены тем, что три момента на шкале интервалов устанавливаются произвольно: нуль шкалы (точка отсчета), величина единицы измерения и направление, в котором ведется подсчет.
Также произвольно устанавливается точка отсчета в тщательно сконструированных и стандартизированных тестах интеллекта, в которых вообще не известна абсолютная точка отсчета. Даже если при выполнении теста интеллекта не будет решена ни одна задача, мы не может утверждать, что умственное развитие испытуемого равно нулю. Шкала интервалов не позволяет нам также утверждать, будто некто, чей коэффициент интеллекта (IQ) составляет 140, в два раза более развит, чем тот, чей коэффициент равен 70. Мы знаем лишь, что разность между показателями величины IQ 140 и 70 столь же велика, как и между IQ 130 и IQ 60, а именно 70 единиц IQ.