Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Количественные методы в социологическом исследовании ответы на экзамен (КУрганский гос.Университет)
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы-ответы по КМС к экзамену 10 января (Автосохраненный).doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

Хотя шкала интервалов не позволяет нам сделать заключение о пропорциях между различными значениями шкалы, она тем не менее называется метрической шкалой, и с ее помощью мы можем выполнять обычные алгебраические операции типа сложения величин и вычисления средней арифметической величины. К числам, полученным при интервальном измерении, допустима операция вычитания, однако операция сложения, умножения и деления содержит в себе элемент неопределенности. (см. табл. 11).

Таблица 11

Характеристики шкалы  интервалов

 
Свойства шкалы 

 
Определяет величину различия проявления свойств. Не определяет уровни исчезновения свойств. Имеет масштабную единицу. Сравнивает на сколько больше

 
Область применения

 
Уровни проявления психических, физических свойств. Календарное время. Измерение  температуры по шкале Цельсия, Фаренгейта. Рейтинговая оценка в учебе, спорте

 
Статистический аппарат 

 
Частота ni. Относительная частота wi. Квантили Pi. Мода Mo. Медиана Me. Среднее . Дисперсия D. Коэффициент корреляции rxy


 

 

15. Шкала отношений

Шкала отношений (пропорциональная шкала) характеризуются возможностью определения каждого из следующих  четырех соотношений: равенство, ранговый порядок, равенство интервалов и равенство отношений. В свою очередь, равенство отношений может быть установлено только в том случае, когда по шкале может быть найдена естественная (абсолютная) нулевая точка.

Измерение в шкале  отношений существенно отличается от интервального тем, что положение абсолютной нулевой точки известно, что указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Все операции, присущие цифрам (сложение, вычитание, умножение и деление), можно производить без каких-либо ограничений. Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства. Поэтому в условиях шкалы отношений возможны утверждения, что у A в два, четыре раза больше свойств, чем у B. Значение абсолютного нуля свидетельствует об отсутствии оцениваемого свойства.

Примерами измерения  в шкале отношений могут служить  измерения размеров и веса предметов, измерение температуры по шкале  Кельвина. Эти отношения могут  быть интерпретированы как отношения  свойств измеряемых объектов. Числа, присвоенные предметам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но, помимо этого, на шкале существует абсолютный нуль.

В педагогике, психологии и других социальных науках подобная шкала может использоваться только в том случае, если измерению подлежат размер, вес и тому подобные признаки испытуемых. Изучая психические признаки, мы в лучшем случае достигнем уровня шкалы интервалов (см. табл. 12).

Таблица 12

Характеристика шкалы  отношений

 
Свойства шкалы 

 
Определяет абсолютно любые отношения  между уровнями проявления свойств. Имеет масштабную единицу. Фиксирует исчезновение свойства

 
Область применения

 
Скорость выполнения задания. Количество однородных сделанных ошибок. Количество запоминаемых при первоначальном изучении слов иностранного языка. Процент учащихся. Объем часов по предметам. Измерение температуры по шкале Кельвина (абсолютный нуль). Измерение массы, размеров, отсчет времени от начала (до конца)

 
Статистический аппарат 

 
Частота ni. Относительная частота wi. Квантили Pi. Мода Mo. Медиана Me. Среднее . Дисперсия D. Коэффициент корреляции rxy


 

16. Специфика и сфера применения шкалы Терстоуна.(СМ ТЕТРАДЬ)

Шкала- это инструмент измерения, который представляет из себя числовую систему, где свойства эмпирических

объектов выражены в  виде свойств числового ряда. Шкала предполагает собой наличие определенных правил ее

использования, например установление соответствия между числами  и эмпирическими объектами.

Шкала Терстоуна

 

Процедура построения шкалы:

•формируются определенные суждения, до 300 штук, которые формируют степень развитости отношения респондента к объекту;

•число суждений уменьшается  до 100-150, для того, чтобы покрыли  весь континуум отношений к объекту  от абсолютно отрицательных до абсолютно  положительных; по отношению к объекту  оценки может быть выражено множество оттенков отношения (например, от очень сильного предпочтения к очень сильному противодействию); наличие нейтрального отношения необходимо;

•далее, отбирается группа судей или экспертов (50-100); каждое суждение заносится на карточку в хаотической последовательности и в таком виде карточки предъявляются экспертам; задача эксперта распределить данные карточки с суждениями по 11 категориям: (а)сильное предпочтение,

б)не очень сильное  предпочтение,

в)умеренное предпочтение,

г)слабое предпочтение,

 д) очень слабое

предпочтение,

 е)нейтральное отношение, 

ж)очень слабое противодействие,

з)слабое противодействие,

и)умеренное противодействие,

к)сильное противодействие,

л)очень сильное противодействие); данных категорий может быть и 7 и 9; каждый из экспертов при этом рассматривает расстояние между категориями как субъективно равный интервал;

 

•когда эксперты закончили  свою работу, каждому суждению (у  каждого конкретного эксперта) присваивается  числовое значение, которое соответствует номеру той категории, к которой эксперт отнес данное суждение; при этом существует разброс мнений экспертов, так как эксперты относят по своему усмотрению предложенные суждения к разным категориям, их мнения не обязательно совпадают с мнениями других экспертов;

•далее каждое суждение проверяется на предмет единодушия экспертных оценок, для этого производится расчет квартильного отклонения по каждому  суждению. Суждения с минимальным  квартильным отклонением, а значит с максимальным экспертным единодушием, используются затем для построения рабочей шкалы;

•суждения с максимальным квартильным отклонением отбрасываются  и уже в шкалу не вносятся;

•в шкале для массового  опроса остаются 15-30 суждений, которые  должны равномерно покрывать весь спектр мнений; данная шкала предъявляется респондентам в виде вопросника, где респондент может выбрать любое число суждений, с которыми он согласен; балл, который получит респондент в массовом опросе средней арифметической от балльных значений выбранных им

суждений;

•полученная шкала является шкалой установок интервальным шкальным типом.

 

 

17. Специфика и сфера применения шкалы Гуттмана.

— один из 3 основных типов  шкал измерения аттиюда; шкалограмма  Гутмана, метод кумулятивного шкалирования.

Основное допущение  состоит в том, что аттитюд представляет собой некоторую одномерную структуру, а ответы респондента, выражающие его, на хорошей шкале должны представлять собой определенную связность и иерархию. По мнению Гутмана, это означает, что респондент с определенным аттитюдом принимает (соглашается) с одними высказываниями и не принимает др. Т. о., высказывания образуют определенный упорядоченный набор: от тех, которые принимаются большинством людей до тех, которые принимаются единицами.

Метод основан на принципе гомогенности, а сама шкала носит кумулятивный характер: пункты сформулированы и упорядочены т. о., что выбор респондентом любого из них предполагает автоматическое согласие со всеми пунктами более низкого ранга. Измерение аттитюда заключается в том, что респондент указывает те высказывания на шкале, которые он может принять; при этом он пользуется только дихотомическими ответами («да — нет» или «согласен — не согласен»). Оценкой аттитюда является оценка соответствующего класса (пункта) шкалы. Т. о., если известен полученный респондентом итоговый балл, можно предсказывать его ответы по всем утверждениям.

Порядок построения Ш. Г.: 1) формируется исходный список утверждений; 2) регистрируется принятие-непринятие каждого утверждения; 3) проводится статистическая обработка по каждому утверждению; 4) отбраковываются непригодные пункты (ошибка не должна превышать 10%); 5) оставшиеся пункты упорядочиваются: на первое место ставится пункт, получивший наибольшее число ответов «да» (принимаемый всеми); за ним — получивший меньшее число утвердительных ответов, и так вплоть до пунктов, с которыми не согласился почти никто и вообще никто.

Преимущества Ш. Г. вполне очевидны: 1) одномерность шкалы достигается  строгими методами; 2) процесс измерения  достаточно прост. В то же время Ш. Г. адресован ряд серьезных критических замечаний, основной из которых — невозможность построения одномерной шкалы во многих случаях (напр., при измерении художественных предпочтений).

 

18. Специфика и сфера применения шкалы Лайкерта.

Шкала Ликерта (англ. Likert scale, шкала суммарных оценок) — психометрическая шкала, которая часто используется в опросниках и анкетных исследованиях (разработана в 1932 году Ренсисом Ликертом). При работе со шкалой испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым суждением, от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Сумма оценок каждого отдельного суждения позволяет выявить установку испытуемого по какому-либо вопросу. Предполагается, что отношения к исследуемому предмету основаны на простых непротиворечивых суждениях, и представляют собой континуум от одной критической точки через нейтральную к противоположной критической. Например: от гуманизма до мизантропства, от религиозности до атеизма.

Часто каждый пункт опросника  сопровождается визуальным аналогом шкалы, на который нанесены варианты ответа, и именно его по ошибке называют шкалой Ликерта, однако на самом деле, шкала — это итоговая совокупность ответов на все пункты опросника.

Пункты опросника представляют собой простые утверждения, которые  испытуемому нужно оценить, исходя из своего личного представления. Обычно используется 5 градаций, например:

1. Полностью не согласен

2. Не согласен

3. Затрудняюсь ответить

4. Согласен

5. Полностью согласен.

Формулировки утверждений  подбираются в зависимости от задач исследователя, формулировки ответа тоже могут варьироваться, например от «часто посещаю» до «никогда не посещаю» или от «всегда покупаю» «никогда не покупаю». Число их градаций тоже может быть разным (от трех до девяти).

Отбор суждений для шкалы  производится в процессе пилотного исследования. Для этого создается первоначальный перечень утверждений, который предлагается респондентам из группы, репрезентативной по отношению к той, установки которой планируется исследовать в дальнейшем. Утверждения должны быть непротиворечивы, просты в формулировках, однозначны для восприятия.

Предполагается, что респонденты, набирающие высокие баллы по итоговой шкале, дают более высокие оценки по конкретному пункту опросника, чем  те, у кого общий балл ниже.

После того, как получены данные по выборке, из первичного списка отбираются суждения с наибольшей дискриминирующей способностью относительно измеряемой установки. Для этого измеряется степень, с которой суждение разделяет испытуемых с противоположными установками, а также величина корреляции отдельного суждения с той или другой шкалой

При использовании шкалы  Ликерта можно столкнуться с  рядом неточностей по причине  того, что респонденты зачастую склонны:

• избегать крайних ответов;

• соглашаться с утверждениями, не задумываясь (частично влияние этого фактора можно уменьшить правильным балансом позитивных и негативных утверждений);

• пытаться произвести благоприятное впечатление, отвечая неискренне.

Очевидно, что шкала  Ликерта является порядковой, в отличие  от шкал терстоуновского типа, однако ее часто анализируют как интервальную, предполагая, что различия между соседними баллами можно пренебречь.

Шкалу Ликерта довольно легко построить, она обеспечивает относительную надежность даже при  небольшом количестве суждений, при  этом полученные данные легко обрабатывать, широко распространена в социологических, социально-психологических исследованиях

К преимуществам Ш. Л. относится сравнительная легкость конструирования: утверждения отбираются лишь на основе их внутренней согласованности; кроме того, не требуется экспертной группы. Еще один плюс сравнительная простота процедуры для респондента.

 

 

19. Одномерный и многомерный анализ в социологии.

Одномерное  распределение – это результат группировки единиц сово-

купности  на  основе  одной  переменной.  Подобное  распределение  решает

чисто описательные задачи. Его представляют в виде статистических рядов 

распределения.

Ряды распределения  могут быть: атрибутивными, то есть построен-

ными по атрибутивному  признаку, и вариационными, то есть построенны-

ми по количественному  признаку. 

Вариационный ряд будет  дискретным, если он построен по дискрет-

ному признаку, чьи  значения обозначены отдельными числами. Если число 

вариантов дискретного  признака слишком велико, а также  при анализе ва-

риации  непрерывного  признака,  строятся  интервальные  ряды  распределе-

ния.  Величины количественного  признака и отдельных единиц совокупно-

сти различаются между  собой. Такое различие в величине признака называ-

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"