Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 21:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".
Термин социология – производное от двух слов: лат. Societas – общество и греч. Iogo – слово, понятие, учение, т. е. Социология это наука об обществе.
Широкое распространение имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Как любая наука социология проходит процесс институционализации, т.е. выделяются признаки, согласно которым образуется структура социологии.
По масштабу изучаемых социальных явлений социология делится на макросоциологию и микросоциологию.
Тема 1 Макро и микро уровень социологии
Микросоциология -- область социологического знания, ориентированное соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.) и сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений и процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.).
Микросоциология
представлена концепциями, в большей
мере связанными с проведением эмпирических
исследований, имеющих различные
идейные и методологические основания.
К ним относятся как
Понятие макросоциологии
Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в них происходящие. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, - это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами.
Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Под этими моделями (структурами) понимаются различные общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Также в макросоциологии оперируют такими понятиями как: общество, культура, политика, экономика, социальный институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.
Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).
Макросоциологи
полагают, что общество первично, а
индивид - вторичен (он таков, каково общество,
в котором он родился и сформировался).
Предметом макросоциологии
Тема 2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
• разное или
абсолютно противоположное
• неравное положение
людей в императивно
• разлад между ожиданиями и поступками людей;
• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудно-сти в процессе коммуникации;
• недостаток и некачественность информации;
оциальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.
Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой.
Социальный конфликт ― это открытое столкновение участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Причины конфликта: Традиционно конфликт начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов: 1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.); 2 - потребности в безопасности; 3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); 4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Существуют следующие способы разрешения конфликта: -)компромисс, -)переговоры, -)посредничество, -)арбитраж, -)применение силы, власти.
Тема 3 Человек соц.существо
Одной из особенностей человека, по сравнению с представителями предыдущих этапов эволюции, является оригинальная форма накопления видового опыта. Когда говорят о том, что эволюция остановилась на человеке, люди сильно заблуждаются - она не только не остановилась, она идёт с бешенной скоростью: то, что раньше накапливалось в генетическом материале, с появлением человека было вынесено из тела человека вовне, в гораздо более динамичную структуру - социум, культуру.
По сути человек
уже не просто не может выжить в
одиночку, как не может выжить без
контактов с себе подобными, например,
крыса - человек как личность без
социума просто не существует. Личность
- есть носитель "генотипа" общества.
Каким бы антисоциальным ни было поведение
человека, как бы он ни стремился к уединению
и личному самосовершенствованию, сами
эти стремления и желания - восприняты
им из общества, а вернее - на основе его
взаимодействия с обществом. Личность
- есть отпечаток общества.
Основная причина
появления такого эволюционного
усовершенствования - это, конечно, необходимость
в повышении скорости коррекции
"генотипа". Уже предыдущие этапы
эволюции начинали отказываться от жёстко
заданных инстинктов, отдавая предпочтение
корректирующимся инстинктам и навыкам
(последние хотя и не могли сохраниться,
но были гораздо более гибким инструментом
в задаче приспособления к динамично меняющейся
окружающей среде). Вторая причина, я думаю
- это объём материала, который необходимо
было сохранить. Выходя за рамки конкретного
индивида, объём информации, накопленный
в общественной "know-сфере", просто
не мог бы уместиться в одной несчастной
ДНК.
Тема 4 Сущность процесса социализации
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1. стадии подражания
и копирования детьми
2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Тема 5 Стратегия и тактика образования
Система образования и профессиональной подготовки определенно играет чрезвычайно важную роль в развитии такого социального поведения, в котором проявляется свобода самовыражения, социального равенства, а также степень реализации прав и обязанностей отдельных граждан. Действительно, сама идея нации покоится на общенациональных ценностях, передача и сохранение которых представляют собой важнейшие задачи системы образования. Основная функция образования – интегративная.
Получаемые в результате образования выгоды являются важной причиной, в силу которой практически во всех странах обучение в начальной школе бесплатное. Более того, экономические, социальные и культурные цели образования обеспечивают взаимовыгодную поддержку друг друга. Например, активное участие в экономическом развитии предполагает понимание действующих в обществе ценностей. Приобщенность к искусству и его высокая оценка, а также представление о роли гуманитарных наук может помочь молодежи сформировать систему ценностей, имеющую огромное значение для справедливого социального и экономического развития. Более эффективное управление системой образования и профессиональной подготовки может определить степень децентрализации, что, в свою очередь, будет поддерживать ее творческий характер и разнообразие, рассматриваемые как весомые социальные задачи.
С экономической точки зрения функция образования и подготовки кадров заключается в том, чтобы вооружить людей способностью активно участвовать в формировании национального и личного богатства. Успех данной системы может быть оценен как эффективность инвестиций в человеческий капитал, хотя это и сопряжено со значительными трудностями, связанными с количественным определением тех или иных достижений.
Тема 6 Сущность групповой динамики
Групповая динамика
(от греч. dynarnis — сила) — совокупность
внутригрупповых социально-
Иначе говоря, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.
Термин Г. д. используется:
1) для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии;
2) для характеристики процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения;
3) для описания причинно-
4) для обозначения совокупности
методических приемов,
Тема 7 Инновационный процесс
Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.