Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 21:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".

Работа состоит из  1 файл

мои ответы социология.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Термин  социология – производное  от двух слов: лат. Societas – общество и греч. Iogo – слово, понятие, учение, т. е. Социология это наука об обществе.

Широкое распространение  имеет следующее  определение социологии. Социология – это  наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Как любая наука социология проходит процесс  институционализации, т.е. выделяются признаки, согласно которым  образуется структура социологии.

По  масштабу изучаемых  социальных явлений  социология делится  на макросоциологию  и микросоциологию.

Тема 1 Макро и микро уровень социологии

Микросоциология -- область социологического знания, ориентированное соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.) и сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений и процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.).

Микросоциология представлена концепциями, в большей  мере связанными с проведением эмпирических исследований, имеющих различные  идейные и методологические основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции (обмена социального, анализ социальных сетей и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология и др.). С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении IXX в. и вплоть до 20-х гг. XX в. господствовала макросоциологическая ориентация Макросоциологическая ориентация - социология, исследующая крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы, тенденции развития общества в целом.. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов. Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований.

Понятие макросоциологии

Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в них происходящие. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, - это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами.

Макросоциология основное внимание уделяет моделям  поведения, помогающим понять сущность любого общества. Под этими моделями (структурами) понимаются различные  общественные институты, например, семья, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Сферу главного интереса макросоциологии составляет изучение взаимоотношений между различными частями общества и то, как происходит изменение этих взаимоотношений. Также в макросоциологии оперируют такими понятиями как: общество, культура, политика, экономика, социальный институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.

Исследователи макросоциологического уровня придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма (Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и  др.) и теории конфликта (Карл Маркс, Ральф Дарендорф и др.).

Макросоциологи  полагают, что общество первично, а  индивид - вторичен (он таков, каково общество, в котором он родился и сформировался). Предметом макросоциологии являются надиндивидуальные структуры. Макросоциология  тяготеет к социально-философской  традиции, является в основном теоретической, предметно-ориентированной. Но имеет и прикладную функцию: совершенствование общества через его реформации, содействие стабилизации, упорядоченности общественной жизни.

Тема 2 Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

• разное или  абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов  и поведения;

• неравное положение  людей в императивно координированных ассо-циациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

• разлад между  ожиданиями и поступками людей;

• недоразумения, логические ошибки и вообще семантические  трудно-сти в процессе коммуникации;

• недостаток и  некачественность информации;

оциальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.

Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой.

Социальный конфликт ― это открытое столкновение участников социального взаимодействия, причинами  которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причины конфликта: Традиционно конфликт начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов: 1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.); 2 - потребности в безопасности; 3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); 4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Существуют следующие  способы разрешения конфликта: -)компромисс, -)переговоры, -)посредничество, -)арбитраж, -)применение силы, власти.

Тема  3  Человек соц.существо

Одной из особенностей человека, по сравнению с представителями  предыдущих этапов эволюции, является оригинальная форма накопления видового опыта. Когда говорят о том, что эволюция остановилась на человеке, люди сильно заблуждаются - она не только не остановилась, она идёт с бешенной скоростью: то, что раньше накапливалось в генетическом материале, с появлением человека было вынесено из тела человека вовне, в гораздо более динамичную структуру - социум, культуру.

По сути человек  уже не просто не может выжить в  одиночку, как не может выжить без  контактов с себе подобными, например, крыса - человек как личность без  социума просто не существует. Личность - есть носитель "генотипа" общества. Каким бы антисоциальным ни было поведение человека, как бы он ни стремился к уединению и личному самосовершенствованию, сами эти стремления и желания - восприняты им из общества, а вернее - на основе его взаимодействия с обществом. Личность - есть отпечаток общества. 

Основная причина  появления такого эволюционного  усовершенствования - это, конечно, необходимость  в повышении скорости коррекции "генотипа". Уже предыдущие этапы  эволюции начинали отказываться от жёстко заданных инстинктов, отдавая предпочтение корректирующимся инстинктам и навыкам (последние хотя и не могли сохраниться, но были гораздо более гибким инструментом в задаче приспособления к динамично меняющейся окружающей среде). Вторая причина, я думаю - это объём материала, который необходимо было сохранить. Выходя за рамки конкретного индивида, объём информации, накопленный в общественной "know-сфере", просто не мог бы уместиться в одной несчастной ДНК. 

Тема 4   Сущность процесса социализации

Известно, что  младенец вступает в большой мир  как биологический организм и  его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок  становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1. стадии подражания  и копирования детьми поведения  взрослых;

2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3. стадии групповых  игр, на которой дети учатся  понимать, что от них ждет целая  группа людей.

Тема  5   Стратегия и тактика образования

Система образования  и профессиональной подготовки определенно играет чрезвычайно важную роль в развитии такого социального поведения, в котором проявляется свобода самовыражения, социального равенства, а также степень реализации прав и обязанностей отдельных граждан. Действительно, сама идея нации покоится на общенациональных ценностях, передача и сохранение которых представляют собой важнейшие задачи системы образования. Основная функция образования – интегративная.

Получаемые в  результате образования выгоды являются важной причиной, в силу которой  практически во всех странах обучение в начальной школе бесплатное. Более того, экономические, социальные и культурные цели образования обеспечивают взаимовыгодную поддержку друг друга. Например, активное участие в экономическом развитии предполагает понимание действующих в обществе ценностей. Приобщенность к искусству и его высокая оценка, а также представление о роли гуманитарных наук может помочь молодежи сформировать систему ценностей, имеющую огромное значение для справедливого социального и экономического развития. Более эффективное управление системой образования и профессиональной подготовки может определить степень децентрализации, что, в свою очередь, будет поддерживать ее творческий характер и разнообразие, рассматриваемые как весомые социальные задачи.

С экономической точки зрения функция образования и подготовки кадров заключается в том, чтобы вооружить людей способностью активно участвовать в формировании национального и личного богатства. Успех данной системы может быть оценен как эффективность инвестиций в человеческий капитал, хотя это и сопряжено со значительными трудностями, связанными с количественным определением тех или иных достижений.

Тема  6   Сущность групповой динамики

Групповая динамика (от греч. dynarnis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений; нормообразование, то есть выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функциональноролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, то есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. В отдельных случаях термин "групповая динамика" используется для обозначения направления социально-психологических исследований малых групп, сформировавшегося в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег.

Иначе говоря, это  учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как  общность людей, характеризующаяся  ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

        Термин Г. д. используется:

        1) для обозначения направления в изучении малых групп, основанного на принципах гештальт-психологии;

        2) для характеристики процессов,  происходящих в группе по мере  ее развития и изменения;

        3) для описания причинно-следственных  связей, объясняющих эти явления;

        4) для обозначения совокупности  методических приемов, используемых  при изучении социальных установок  и межличностных отношений в  группе.

Тема  7   Инновационный процесс

Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"