Система социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное рассмотрение проблем правового регулирования социальной защиты безработных.

Содержание

Введение 4
1 Основы социальной защиты безработных 6
1.1 Социальная защита безработных 6
1.2 Назначение системы социальной защита безработных 11
1.3 Осуществление социальной защиты безработных 12
1.4 Специальные органы по социальной защите безработных 19
2 Система социальной защиты безработных в разных странах 22
2.1 Система социальной защиты безработных в России 22
2.2 Система социальной защиты безработных в США 26
Заключение 28
Библиографический список 30
Приложение А. Функции службы занятости 32

Работа состоит из  1 файл

система социальной защиты безработных.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

1.4 Специальные органы по социальной защите безработных

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать  социальное обслуживание незащищенных слоев населения15. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

Безработица является необходимым  элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый  для оперативного реагирования рынка  на изменения потребительского спроса. Однако если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

Следует заметить, что  экономика каждого отдельно взятого  государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи.

 Различают государственную активную  и пассивную политику занятости16.

Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест).

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)

Основными принципами государственной политики в области  занятости17 являются:

- обеспечение  равных  возможностей всем трудоспособным  гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии,  политических убеждений, национальности  и социального положения в  реализации права на труд;

- поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду;

- координация  деятельности  в области занятости  с другими  направлениями экономической  и социальной политики;

- участие  профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органами государственного управления;

- предоставление  социальных  гарантий и компенсаций безработным;

- обеспечение  социальной  защиты в области  занятости,  проведение специальных  мероприятий  для трудоустройства  граждан, желающих работать;

- международное  сотрудничество  в решении проблем  занятости населения, включая  профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Так же социальная защита безработных осуществляется с помощью  службы занятости. Функции службы занятости можно посмотреть в Приложении А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

2.1 Система социальной защиты безработных в России

В начале 1990-х годов  выбор модели социальной защиты от безработицы в России был обусловлен, во-первых, внешним "подталкиванием", во-вторых, желанием создать цивилизованную систему, способную амортизировать негативные последствия экономических преобразований и снизить социальные издержки безработицы. Таким образом, изначально российская модель системы социальной защиты от безработицы была ориентирована на модель европейских стран, характеризующуюся высокой степенью социальной защищенности.

Основные принципы этой модели закреплены в законе "О  занятости населения Российской Федерации", принятом до начала рыночных преобразований (в июле 1991 г.) и действующем в настоящее время. В нем предусмотрено сосуществование двух систем материальной поддержки безработных - страховых пособий и социальной помощи. В соответствии со страховой системой величина пособия по безработице увязывается с размером получаемого заработка и периодом оплачиваемой занятости, предшествующим безработице. Система социальной помощи предполагает несколько видов социальных пособий по безработице: социальные пособия для тех, кто не обладает правом или исчерпал право на страховые выплаты по безработице (впервые выходящие на рынок труда или выходящие после длительного перерыва, длительно безработные); социальные пособия семьям безработных в форме ежемесячных доплат на иждивенцев, находящихся на содержании безработных граждан. Размер этих доплат привязан к минимальным социальным стандартам (минимальной заработной плате или прожиточному минимуму). 

Формирование рыночной экономики18 в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения19; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Законодательство Российской Федерации обеспечивает социальную защиту в области занятости населения20, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор, лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости), беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, семьи, в которых оба родителя признаны безработными, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф).

Целевая программа21 организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для  состояния в России является снятие административных, правовых и экономических  ограничений, препятствующей свободной  продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.

Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных  работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских  улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3.Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие  малого бизнеса (товарищества, кооперативы,  фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и  профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям;

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация  населения о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.

На основе анализа  международного опыта можно сделать  вывод, что наиболее эффективные  и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие  основные элементы: 1) государственные  пособия; 2) обязательное социальное страхование; 3) накопительное пенсионное обеспечение; 4) социальную помощь.

Государственные пособия предназначены для обеспечения всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите.

Обязательное  социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов гражданина.

Накопительное пенсионное обеспечение предназначено для самостоятельного пенсионного обеспечения каждым гражданином.

Социальная  помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

Кроме того, гражданин  имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков.

Такая комбинированная  система позволяет сочетать преимущества как солидарных, так и персонификационных систем.

2.2 Система социальной защиты безработных в США

Потерять работу в  разгар экономического кризиса22 - дело не сложное. Развитые страны имеют хорошую систему социальной защиты, обеспечивающую финансовую поддержку на время поиска новой работы. В отличие от многих стран мира, в Соединенных Штатах центральная власть только определяет общие критерии и требования, а подобные программы находятся в ведении властей отдельных штатов - в разных штатах правила могут значительно отличаться.

Хотя программы оказания помощи безработным в США развиты  достаточно хорошо, далеко не все безработные  имеют возможность претендовать на помощь со стороны властей. Потеря работы не дает возможности автоматически получить пособие по безработице.

Чтобы получить пособие  по безработице, работающий американец должен работать определенное время  и заработать определенную сумму (эти  правила сильно отличаются в разных штатах). Расчет размера пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6 - 12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению.

После того, как безработный  подтверждает свое право на пособие, он это пособие получает. Размеры пособия определяются также штатами и серьезно варьируются: как правило, определяющими факторами являются уровень зарплаты на последнем месте работы и стоимость жизни в данной местности.

В любом случае, в большинстве штатов безработный не может получать более половины размера своей последней максимальной зарплаты (на случай, если зарплата невероятно высока, то каждый штат устанавливает максимальный размер пособия) - в масштабах США этот показатель составляет примерно 47 %. Любопытно, что здесь женщины имеют определенное преимущество перед мужчинами: как правило, представительницы прекрасного пола зарабатывают меньше, поэтому, в среднем, пособие покрывает 49 % от их потерянного дохода, для мужчин – 46 %.

Однако после получения  пособия безработный должен продолжать постоянно обращаться к чиновникам (как правило, на еженедельной основе), доказывая, что он активно ищет работу и не отказывается от полученных предложений. В случае если безработный оказывается не в состоянии выполнять эти условия, выплаты могут быть остановлены, уменьшены или отменены.

Кроме пособия, безработные  США могут сохранить на определенный срок (обычно 18 месяцев) свою медицинскую  страховку, которую ранее оплачивал  работодатель. Это очень важный фактор, поскольку медицинская помощь в США - вероятно, самая дорогая в мире. Эта программа называется COBRA (по аббревиатуре закона - Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act, принятого в 1986 году). Суть этой системы следующая: безработный обязан выплачивать страховой медицинской компании взносы, которые ранее перечислял его работодатель. Страховку могут сохранить не все безработные: к примеру, до увольнения они должны работать в компании численностью не менее 20-ти человек, которая перечислила не мене половины страховых взносов в год, предшествовавший увольнению.

Информация о работе Система социальной защиты безработных