Социализация детей-сирот в условиях интернативных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:34, реферат

Описание

В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности любого государства. Особого внимания требуют дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, главное, в чем нужно помочь этим детям – интеграция в социум.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СИРОТСТВА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……………………………5
1.1.Проблемы социального сиротства в современной России…………………5
1.2.Социальный портрет личности ребёнка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения…………………….12
2.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА….15
2.1.Проблемы социализации ребёнка в условиях интернатного учреждения……………………………………….15
2.2.Преодоление трудностей социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений…………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...26

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВПО

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-теологический факультет

Кафедра социальной работы

 

ТАРАСОВ Дмитрий Александрович

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

Реферат

студента группы 120902

Специальности 040101.65  «Социальная работа»

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Волкова О. А.

Оценка_________

/подпись/______________

 

 

 

 

Белгород 2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.СИРОТСТВА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……………………………5

1.1.Проблемы социального сиротства в современной России…………………5

1.2.Социальный портрет личности ребёнка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения……………………………………………………….12

2.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА….15

2.1.Проблемы социализации ребёнка в условиях интернатного учреждения……………………………………………………………………….15

2.2.Преодоление трудностей социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений……………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...26


Введение

В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности любого государства. Особого внимания требуют дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, главное, в чем нужно помочь этим детям – интеграция в социум.

Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность, конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в интернатных учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации. В этой связи трудно переоценить значимость расширения социальных связей и отношений детей-сирот с окружающим миром, возможность вступления их в разнообразные отношения с этим миром и при этом сохранение своего собственного «я».

Поэтому на сегодняшний день в работе учреждений интернатного типа остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной социализациии воспитанников, что является необходимым условием интеграции детей-сирот в общество.

 


1. Сиротство как социальная проблема

1.1. Проблемы социального сиротства в современной России

Подходя к изучению сиротства как социальной проблемы, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме, как общества, так и государства.

История оказания помощи детям-сиротам имеется во всех государствах, и в настоящее время можно считать установленным, что все страны в решении проблемы сиротства прошли один и тот же путь, испытав одни и те же трудности, и что до настоящего времени нигде этот вопрос не считается окончательно разрешенным.

В Российской Федерации проживает 38 миллионов детей, что составляет 26,2 % общей численности населения страны. Анализ положения детей в стране показывает ухудшение в последние годы социально-экономических показателей по целому ряду параметров. За последние десять лет детское население в стране уменьшилось более чем на четыре миллиона человек. Причем сокращение детского населения идет более быстрыми темпами, чем взрослого. Увеличилась детская беспризорность и безнадзорность. Растет количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. В условиях социально-экономической нестабильности, осложненной нравственной деградации семьи, продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей.

В XX веке мировые войны, революции и другие социальные потрясения вызвали в большинстве стран мира (в том числе и экономически развитых) новое явление – социальное сиротство, обусловленное социально-экономическими и нравственными процессами в обществе и выражающиеся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям .

Социальное сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Состояние проблемы в стране характеризуется следующими чертами.

За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства: после I Мировой войны и Революции, после Великой Отечественной войны и сейчас.

Таким образом, к категории детей-сирот, относятся дети, у которых родители:

        умерли;

        лишены родительских прав;

        ограничены в родительских правах;

        признаны безвестно отсутствующими;

        недееспособны (ограниченно дееспособны);

        отбывают наказание в исправительных учреждениях;

        обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

        уклоняются от воспитания детей;

        отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема. В многочисленных исследованиях указаны причины, порождающие сиротство и характерные для мирового сообщества в целом. К ним относятся :

                  мировые войны, социальные потрясения;

                  межнациональные конфликты, рост числа беженцев;

                 резкие ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение;

                  падение нравственных устоев семьи, снижение стабильности брака, увеличение внебрачной рождаемости;

                 стремительная урбанизация современного общества;

                 ослабление религиозных традиций;

                  алкоголизация и наркомания;

                 кризисное состояние  системы образования и, воспитания и др.

Наиболее острыми проблемами детей-сирот являются :

                 социальная дезадаптация – асоциальный образ снижает темп развития детей. Причинами недоразвития могут быть и слабость биологической мозговой основы, и социокультурная депривация. Поведение отмечается виктимностью (позиция жертвы) или асоциальностью (побеги, воровство, воспроизведение агрессивных действий взрослых), может быть сексуально окрашенным;

                 психологические проблемы (эмоциональные и интеллектуальными (повышенная тревожность, низкий уровень самооценки, агрессии, страхи, низкий уровень доверия ко взрослым);

                 физические нарушения (отставания от паспортного возраста, психосоматические симптомы (энурез, тики, заикание, боли в животе и т.д.));

                 отсутствие обычных навыков гигиены, социально-бытового обслуживания (уборка в доме, стирка белья, умение работать на приусадебном участке).

Воспитание детей-сирот – непростая для обсуждения тема и по масштабности, и по значимости.

Основными направлениями в работе по ликвидации и профилактике сиротства являются :

                 социальная защита семьи, повышение родительской ответственности и сохранение ребенка в семье;

                 развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

                 развитие системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

                 решение вопросов постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационными формами социальной работы с детьми являются :

                 деятельность органов опеки и попечительства, в обязанность которых входит устройство детей в семьи опекунов, попечителей и усыновителей;

                 управление социальной защиты также вносит свой вклад в решение проблемы социального сиротства. Под их эгидой открываются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних с приютами;

                 большую помощь оказывают и органы образования, благодаря которым появились формы  устройства – детский дом и семейный детский дом.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья; детский дом семейного типа; детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.).

Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека и попечительство - это способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства.

Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая бы позволила сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

Детские дома семейного типа. Детские дома семейного типа организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 12 человек.

Детские поселки. Речь идет о семейных группах, которые создаются на материнском принципе. От обычной семьи этот тип отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует, и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями, большей частью не полностью. Помимо принципа матери, как постоянного воспитателя и создателя эмоциональной уверенности, и помимо разнородности детской группы здесь в значительной мере проявляют свое действие два других принципа. В первую очередь, это семейный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем сообщество поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл для всех отдельных семей. Наиболее распространенной и известной формой детского поселка являются SOS-деревни (пос. Томилино Московской области, Орловская), негосударственный детский дом-пансионат семейного воспитания (г. Москва).

Детский городок. Детский городок находится на границе между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому поселку, по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты, и т.п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10-14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно - приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства. Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.

Детские дома квартирного типа. Данная форма замещающей помощи еще больше приближается к учреждениям стационарного типа. В организационно-административном отношении это детский дом с воспитателями-профессионалами, не берущими на себя роль родителей и, таким образом, не являющимися опекунами. Детские коллективы разнородны в отношении пола и возраста (разумеется, лишь в пределах дошкольного и школьного возраста), дети живут совместно в своего рода квартире внутри учреждения, и надзор за данной группой поручен двум-трем воспитателям. Таким образом, существенно расширяется возможность единого воспитательного руководства и единства среды в смысле «родного дома». Многие директора детских домов проявляют свои организаторские способности и свой вкус, ввиду чего квартиры нередко приобретают характер действительно уютного дома.

Информация о работе Социализация детей-сирот в условиях интернативных учреждений