Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:34, реферат
В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности любого государства. Особого внимания требуют дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, главное, в чем нужно помочь этим детям – интеграция в социум.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СИРОТСТВА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……………………………5
1.1.Проблемы социального сиротства в современной России…………………5
1.2.Социальный портрет личности ребёнка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения…………………….12
2.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА….15
2.1.Проблемы социализации ребёнка в условиях интернатного учреждения……………………………………….15
2.2.Преодоление трудностей социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений…………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...26
Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение как основа социализации и социальной адаптации воспитанников в современных экономических условиях решает следующие проблемы воспитания сирот:
доступность получения образования в нынешних условиях на всех уровнях: допрофессиональном и профессиональном;
организация трудового воспитания как условие формирования личности ребенка;
экономическое стимулирование труда детей-сирот;
формирование активной жизненной позиции;
устранение иждивенческих настроений детей-сирот;
сохранение здоровья, воспитание потребности в здоровом образе жизни у воспитанников.
Одной из главных задач в подготовке детей к самостоятельной жизни является воспитание привычки к необходимости выполнять любую работу, то есть трудовая деятельность является системообразующей.
В интернатном учреждении разрабатываются авторские программы допрофессиональной подготовки сирот и трудового обучения, осваивая которые, дети начинают работать уже в детском доме и зарабатывать деньги, шить себе одежду, готовить еду и многое другое.
Допрофессиональная подготовка и трудоустройство осуществляется по различным вариантам: школа-производство, т.е. часть учащихся сразу после окончании школы трудоустраивалась; школа-училище – получение специальности через систему профессионального училища; школа-училище-техникум: в училище дети продолжают обучаться по профессии, полученной в детском доме, затем продолжают образование в техникуме; школа-училище-училище, т.е. возможное получение 27 специальностей или профессий в училищах, что существенно повышает шанс по трудоустройству выпускников на производстве.
Таким образом, труд как средство подготовки сирот к самостоятельной жизни позволяет решать проблему иждивенчества, конкурентоспособности на рынке труда, материального обеспечения воспитанников; привить навыки трудиться, самостоятельно решать проблемы, отвечать за свои действия; учит понимать экономическую сторону жизни, планировать и оценивать свою деятельность, самостоятельно организовывать быт и досуг, ценить труд; решать проблему нравственно-эстетического воспитания детей.
Гуманизацию воспитательного пространства в детском доме следует рассматривать как процесс создания среды для максимальной реализации личности каждого ребенка. Основными направлениями гуманизации воспитательного пространства интернатного учреждения избираются следующие: разрешение проблем социального, медицинского, психологического и педагогического характера; обеспечение личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей, в которых ребенку-сироте было бы обеспечено чувство психологической защищенности; превращение детей в субъектов собственного развития; приближение условий жизни ребенка в детском доме к семейным; создание постоянно действующей психологической службы; создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка; стимулирование творческих форм общения, основой которых является свобода выбора; эмоционально насыщенная жизнедеятельность детей в детском доме; обеспечение комфортного самочувствия ребенка; демократизация жизни в интернатном учреждении.
Приоритетным направлением педагогической работы по социальному становлению детей-сирот авторы считают развитие детского самоуправления, подготовку детей к социальной самозащите, создание ситуаций свободного выбора, педагогическое регулирование взаимодействия детей разного возраста. Детское самоуправление создает возможности для развития в детях готовности брать на себя ответственность в решении сложных жизненных ситуаций.
В детском доме создана система самоуправления, решающие важнейшие вопросы жизнедеятельности детского дома: питания, охраны здоровья воспитанников, трудовой и учебной деятельности, организации досуга, самообслуживания, поощрения и взыскания. Дети учатся быть экономными, рассчитывать свой бюджет, в доступной игровой форме получают основы экономических знаний, для закрепления которых широко используют такую форму работы, как игра. Традиционными в детских домах становятся дни самоуправления, дни творчества, деловые игры, которые не только помогают поддерживать детское самоуправление, но и создают прочную основу в его учреждении: помогают детям лучше узнать себя и своих товарищей, учат находить и отличать деловых лидеров, проявлять фантазию, творчество.
Можно заключить, что в нашей стране сформирована и функционирует система преодоления трудностей социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений, основными целями которой являются:
гуманизация способов общения с ребенком;
практика диагностики индивидуальных особенностей детей;
развитие личности ребенка и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
максимальной реализации личности каждого ребенка;
формирование активной жизненной позиции;
устранение иждивенческих настроений детей-сирот;
проведение специальной работы по созданию положительного психологического климата в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен «социального» сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость в связи с увеличением количества детей, родители которых по разным причинам устранились от воспитания собственных детей. Под сиротством мы понимаем особое социально-педагогическое явление, возникающее в результате разрыва социальных связей ребенка с семьей, следствием которого является формирование у ребенка-сироты принципиально иных личностных новообразований, препятствующих его социализации.
Решить проблему социального сиротства можно при помощи согласованности деятельности различных ведомств, организаций и учреждений. В настоящее же время при наличии вышеуказанных затруднений, тенденция роста социального сиротства продолжается.
Для обеспечения жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, существуют следующие формы их устройства:
помещение в государственное интернатное учреждение
семейная форма (опека, усыновление, и т.п.)
Современная Россия покрыта сетью детских интернатных учреждений. В настоящее время в России имеется 1850 детских домов, 330 школ-интернатов, 252 дома ребенка, 615 социальных приютов, 705 социально-реабилитационных центров, 762 ребенка воспитываются в негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот. За последние десять лет количество учреждений для этой категории детей удвоилось за счет ввода в действие ранее не существовавших учреждений системы социальной защиты населения – приютов и социально-реабилитационных центров, рассчитанных на временное помещение детей, но, однако, фактически дублирующих сейчас систему детских домов из-за необходимости длительного содержания детей.
Сложности социальной работы с детьми-сиротами определяются исследователями данной проблемы, прежде всего, специфическими условиями жизни воспитанников в детском доме (изоляция, искажение общения и т.п.); их социально-психологическим статусом и негативным жизненным опытом; недостатками воспитательных программ, не обеспечивающих социальное развитие личности.
Анализируя опыт работы детских домов, можно выделить следующие направления работы с детьми-сиротами в интернатных учреждениях:
обеспечение знаниями в различных сферах жизни – экономической, политической, правовой, социальной, бытовой, межличностной, трудовой, морально-нравственной, художественно-эстетической, семейной;
обучение бытовым навыкам – самообслуживание, ведение домашнего хозяйства;
профессионально-трудовая подготовка – профессиональное и начальное профессиональное обучение, работа в крестьянских хозяйствах, мастерских;
социально-правовая защита – определение статуса, назначение пенсии, закрепление жилья, трудоустройство;
демократизация жизни в детском доме – устранение авторитарных отношений в системе «воспитатель-ребенок», развитие самоуправления;
физическое развитие – формирование здорового образа жизни;
приближение условий жизни в детском учреждении к семейным или формирование разновозрастных групп;
создание развивающей, эмоционально насыщенной среды в учреждении;
развитие психологической службы в детском доме – психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском доме, коррекционно-развивающая работа, психологическая подготовка к самостоятельной жизни;
расширение внеинтернатного опыта и социальных связей сирот;
предоставление возможности временного проживания выпускников в детском доме.
В России учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование и другую социальную помощь, и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Работа детских домов Белгородской области нацелена, в основном, на реализацию социально-трудовой подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, но, как показало проведенное нами исследование, недостаточно осуществляется работа по формированию полноценной психологически зрелой личности и социально-психологической готовности воспитанников к постинтернатной адаптации. В связи с этим предлагается организация в детских домах социально-психологической службы, специалисты которой через психолого-педагогическое сопровождение детей в детском учреждении, реализацию социокультурных программ, охват социально-психологическим образованием всех участников воспитательного процесса будут способствовать созданию условий для полноценной социализации детей, формированию качеств личности и навыков, необходимых для социальной адаптации в обществе.
Список использованной литературы
1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, 1990). Положение детей в мире.: офиц текст. - M.: ОЛМА – ПРЕСС, 1991. - 30 с.
2. Всеобщая декларация прав человека : офиц текст. - M.: ОЛМА – ПРЕСС, 1993. - 45 с.
3. Декларация прав ребенка : офиц текст. - M.: ОЛМА – ПРЕСС, 1992. - 16 с.
4. Конституция Российской Федерации: офиц текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.
6. Аксенова, В.И., Бушкова, Н.П., Палиева, Н.А. Социализация воспитанников детского дома: проблема, поиски, решения / В.И. Аксенова, Н.П. Бушкова, Н.П. Палиева. – Ставрополь: Прима, 2003. – 115 с
7. Аладьин, А.А., Фурманов, И.А., Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства /А.А. Аладьин, И.А. Фурманов. – Минск: Русич, 1999. – 160 с
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.:Педагогика. - 1991. – 368 с.
9. Иванова, Н.П. Детский дом – теплый дом / Н.П. Иванова. – М.: МГСА, 1998. – 123 с. С.12-13
10. Косенко, В.Г. Потанин, Г.М. Психо-коррекционная работа с подростками / В.Г. Косенко, Г.М. Потанин. – Белгород: Политерра, 1995. – 216 с.
11. Куган, Б.А., Савиных, В.Л., Поварницина, В.А. и др. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов / Б.А. Куган, В.Л. Савиных, В.А. Поварницина и др. – Курган: Лета, 1997. – 198 с.
12. Лангмейер, И., Матейчик, З. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчик. – М.: Академический проект, 1984. – 148 с
13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: АСТ, 2000. – 200 с.
14. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / под ред. Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова и др. – М.: Инфра-М, 1996. – 200 с
15. Технологии социальной работы: учеб. / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2000. – 400 с
16. Технология социальной работы / под ред. И.А. Ильяевой, Т.Н. Кузнецовой. – Москва – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. – 392 с.
17. Юницкий, В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей / В.А. Юницкий. – М.: Академия, 1992. – 32 с.
Информация о работе Социализация детей-сирот в условиях интернативных учреждений