Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:34, реферат
В условиях нестабильности общества среди самых слабозащищенных групп населения выделяются дети. В цивилизованном мире эта группа не случайно была и остается предметом пристального внимания и забот общества, ведь физическое и социальное здоровье детей - залог успешности любого государства. Особого внимания требуют дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, главное, в чем нужно помочь этим детям – интеграция в социум.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.СИРОТСТВА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……………………………5
1.1.Проблемы социального сиротства в современной России…………………5
1.2.Социальный портрет личности ребёнка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения…………………….12
2.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА….15
2.1.Проблемы социализации ребёнка в условиях интернатного учреждения……………………………………….15
2.2.Преодоление трудностей социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений…………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...26
Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства. В настоящее время это наиболее интенсивно развивающаяся форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На федеральном уровне отсутствует законодательная база по патронатному устройству, но в рамках своих полномочий ряд регионов принял областные законы о патронатной семье. Ребенок помещается в патронатную семью на основе договора, заключаемого на основании плана по защите интересов ребенка .
1.2. Социальный портрет личности ребенка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения
Развитие личности – это процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых; тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Формирование личности происходит в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности .
Потребности выступают в качестве предпосылки и результата развития личности. Противоречие растущих потребностей и реальных возможностей служит движущей силой развития личности. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности. В общем виде формирование личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личность. Дадим их краткую характеристику.
Первая фаза - адаптация - предполагает усвоение личностью действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности.
Вторая фаза - индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.
Третья фаза - интеграция - детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности в группе - с другой. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивидумe не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость требовательность к себе и другим, и т.д. В связи с тем, что ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, закрепляются соответствующие личностные новообразования в результате чего складывается достаточное устойчивая структура личности.
У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружено также невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, а порицание совсем не изменяет ее. В целом положительная и отрицательная оценка со стороны взрослого не дифференцируется, что может привести к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, к серьезным искажениям в развитии самосознания.
Говоря о психологических особенностях дошкольников и младших школьников – социальных сирот, отметим, что дошкольники и младшие школьники, воспитывающиеся в детских интернатных учреждениях, по ряду существенных психологических параметров отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Не реализованные ребенком потребности в любви, привязанности и признании приводят к деформации личности, искажению формирования самосознания.
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-сирот, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1. Проблемы социализации ребёнка в условиях интернатного учреждения
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.
Усваивая общественный опыт, человек становится личностью, и приобретает, необходимые для жизни психические качества, знания, умения и навыки, в том числе и способность по-человечески общаться с людьми. Социализация – это многогранный процесс познания индивидом, созданной людьми культуры и цивилизации, приобретение им опыта социальной жизни, превращение его из природного в общественное существо, из индивида в личность (А.В. Мудрик).
Социализация как механизм развития личности наряду с индивидуализацией ведёт к эволюционному развитию растущего человека. Без актуализации индивидуального развития ребёнок может стать жертвой социализации, т.е. потерять своё лицо, стать конформистом.
Известный педагог-гуманист О.С. Газман определяет индивидуализацию как «деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрёл в индивидуальном опыте.
Индивидуализация предполагает:
оказание индивидуально ориентированной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной самости и человеческого достоинства;
создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
поддержку человека в автономном духовном строительстве, творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.
Американские учёные, занимающиеся социальной реабилитацией детей-сирот (И. Джоунс, Х. Вулли) выделяют следующие трудности детей, брошенных своими родителями :
Плохой самоконтроль – неумение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков, их влияние на других людей.
Низкая самооценка – дети не умеют принимать себя, их поступки не приносят им удовлетворения; они не умеют работать в одиночку и не считают, что способны измениться.
Не развитые коммуникативные умения ввиду недостатка доверия к другим людям, желания всё контролировать сами, и вместе с тем требовать повышенного внимания.
Бедность в эмоциональном выражении – не способность выражать чувства социально-приемлемым образом, эмоциональная глухота к чувствам других людей.
Трудности в развитии абстрактного мышления – дети-сироты с трудом прослеживают причинно-следственные связи, не умеют предвидеть или планировать, плохо воспринимают обобщённые понятия.
Плохая моторика, движения неловкие.
Данный список включает в себя затруднения, затрагивающие все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) развития, что говорит об общей задержке развития этих детей и его серьёзных деформациях. Дети-сироты к юношескому возрасту не осваивают практически ни одной из составляющих личностного саморазвития [48], застревая на инфантильных ранних стадиях психического и интеллектуального развития.
У детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, бывают часто нарушены основные механизмы социализации. /Механизмы социализации – то, что имеет влияние, способствует передаче накопленного опыта от поколения к поколению/. К таким механизмам учёные относят [42]:
1. Импритинг (запечатление) передаётся человеку от рождения /боязнь высоты, узнавание младенцем родителей и т.п./
2. Подражание – следование примеру, образцу /малыш четырёх лет подражая родителю, пробует забить гвоздь, вымыть за собой посуду/. Эффективно работает в дошкольном возрасте.
3. Идентификация (отожествление) с другим человеком, группой, идеалом. Основной механизм в подростковом возрасте.
4. Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек оценивает, принимает или отвергает ценности, правила, стандарты. Происходит на внутреннем плане между отдельными частями личности (субличностями), вымышленными собеседниками. Начинает развиваться в основном со старшего подросткового возраста.
Среди проблем семьи, где возникает угроза лишения родительских прав, можно выделить следующие: безработица, нищета не только материальная, но и духовная, педагогическая несостоятельность родителей, жилищные проблемы, алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, паразитический образ жизни родителей, безответственное отношение к выполнению родительских обязанностей, отсутствие у детей желания учиться, ослабление здоровья членов семьи в результате плохого питания.
Весь перечень проблематики семей социального риска можно свести к трём группам:
недостатки социально-экономического и бытового характера;
эмоциональное состояние в семье, неуважение друг друга;
личностные качества у родителей [70].
И всё же ключевым фактором риска социального сиротства, большинство учёных и специалистов признают неблагоприятный эмоционально-психологический климат в этих семьях, где ребёнок оказывается на её периферии, когда незрелые в личностном и социальном плане родители пренебрегают его нуждами или вымещают на нём злость за собственные неудачи.
2.2. Преодоление трудностей социализации детей-сирот в условиях интернатных учреждений.
По определению Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации ребенка к социальной среде, состоящий в том, чтобы при достижении определенного уровня развития он становился способным к сотрудничеству с другими людьми. А это возможно только тогда, когда ребенок усваивает социальный опыт через вхождение в социальную среду и систему социальных связей и в то же время воспроизводит эту систему через включение в активную деятельность в данной среде. Если это выразить двумя словами, то суть социализации - формирование человека как члена общества, которому он принадлежит.
В интернатных учреждениях накоплен достаточный опыт по преодолению трудностей социализации детей-сирот, которые в наименьшей степени приспособлены к нормальной адаптации во взрослой жизни.
В практике сложились два основных направления подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе: в первом в качестве средства организации социальной адаптации используется социально-трудовая подготовка, во втором – гуманизация воспитательной среды детского дома .
Задачи социальной адаптации воспитанников решаются через организацию трудовой деятельности детей в различных формах, систему экономического стимулирования их труда и учебы, самоуправление детского коллектива, осуществление дополнительного образования и учебной деятельности. Трудовая деятельность воспитанников в различных объединениях, система экономического стимулирования с организацией школьных банков, экономических бюро и т.д., разнообразные формы самоуправления стали обычным делом для интернатных учреждений, тогда как 8-9 лет назад они считались инновационными.
Педагогическими коллективами детских домов посредством трудовой подготовки реализуются задачи создания реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения детей-сирот в процессе профессионального становления личности.
Информация о работе Социализация детей-сирот в условиях интернативных учреждений