Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:21, контрольная работа
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности.
1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………..….3
2. Стадии, способы и средства социализации личности……………………..……..10
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?……………………………………………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………….………………18
Список используемой литературы………………………………………...…………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию (ГОУ ВПО)
Всероссийский
заочный финансово-
Филиал
в городе Омске
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ И СОЦИЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему «Социализация как фактор развития личности».
Выполнила:
Студентка 4-го курса.
Факультет: финансово-кредитный
Специальность:
финансы и кредит (вечер)
Проверил:
Омск – 2009
Содержание
1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………..….3
2. Стадии, способы и средства социализации личности……………………..……..10
3. Социализация
не может сводиться только к обучению
и воспитанию ребенка. Объясните, почему.
Можно ли удлинить или сократить процесс
социализации? Почему?……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………...……
1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
«Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности.
Развитие личности того или иного человека есть социогенез, в котором реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и, прежде всего в:
Основной путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развернутый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в предметах производственной и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного различных проявлениях культуры и цивилизации. В итоге у личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности»1.
«Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникациям и научению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни»2.
«Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состоянии, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую, к новым ролям и т.п. Выделяют два типа социализации: первичную (в детском возрасте) и вторичную (любой следующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества).
В отличие от детеныша животных, человек почти лишен врожденных приспособительных инстинктов и для выживания и развития нуждается в контакте с себе подобными. Только в социальном контексте, полном символов и способов их интерпретации, ребенок может реализовать свой врожденный потенциал и стать человеком. Независимо от того, в каком обществе человек рождается, он не может обходиться без опеки и научения со стороны взрослых членов группы. Требуются долгие годы, чтобы он вобрал в себя все элементы, необходимые для самостоятельной жизни в статусе взрослого члена общества. Для этого ребенку необходимо с первых дней жизни иметь средство общения с взрослыми. В первые годы жизни это мимические реакции, язык жестов, интонация. Позже по мере обучения разговорному языку, язык мимики и жестов постепенно отходит на второй план, но никогда на протяжении всей жизни индивида не утрачивает своего значения полностью, превращаясь в важный язык невербального общения. Итак, можно утверждать, что социализация осуществляется в процессе общения с другими людьми. Такое общение, вербальное или невербальное составляет необходимое условие, чтобы ребенок стал социализированным индивидом. Иначе это невозможно. Например, 12-летнии мальчик Виктор, который вырос в лесу, ввел себя как звереныш, бегал на четвереньках, обладал острым слухом и зрением.
Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе.
«Взаимоотношения личности с обществом – это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет – это опять таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной, прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая
жизненная проблема личности – адаптироваться
в социальных условиях своего существования,
утвердиться в них через
Личность как объект и субъект социальных отношений.
«В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека.
Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской, социологии, является главным элементом, обуславливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.
Важным компонентом макросреды являются социальные институты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологическими отношениями.
Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение – социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.
Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.
Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы.
При этом
на основе динамической системы потребностей
и предшествующего опыта
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio - расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции»5.
«Нормальная человеческая личность всегда в той или иной мере социально активна. Ведь все ее развитие происходит в процессе живого общения с другими людьми. В этом процессе личность формируется как субъект социального общения. В рамках этого общения осуществляется ее деятельность – потребительская, игровая, учебная, трудовая и т.д. В данном случае личность выступает как субъект осуществляемой ею социальной деятельности. Социальная деятельность личности и различные проявления ее социального общения, преследующие те или иные цели – это основные формы ее социальной активности.
Любая деятельность личности происходит в условиях ее прямого или косвенного общения с другими людьми. При это ее общение с другими личностями как таковыми можно характеризовать как их межличностное общение. Если же она вступает в общение с другими личностями как представителями тех или иных классов, нации и т.д., то тем самым она вступает с ними в общественные отношения – классовые, национальные и др.
Информация о работе Социализация как фактор развития личности