Социализация как фактор развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:21, контрольная работа

Описание

Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности.

Содержание

1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………..….3
2. Стадии, способы и средства социализации личности……………………..……..10
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?……………………………………………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………….………………18
Список используемой литературы………………………………………...…………

Работа состоит из  1 файл

к.р. социология.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию (ГОУ ВПО)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Филиал  в городе Омске 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИЛОГИИ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

на тему «Социализация как фактор развития личности».

 
 
 
 

Выполнила:

  Студентка 4-го курса.

  Факультет: финансово-кредитный 

  Специальность: финансы и кредит (вечер) 

  Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск  – 2009

 

Содержание

1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………..….3

2. Стадии, способы и средства социализации личности……………………..……..10

3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?……………………………………………………………...………………...16

Заключение…………………………………………………………….………………18

Список используемой литературы………………………………………...…………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.

«Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности.

Развитие  личности того или иного человека есть социогенез, в котором реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и, прежде всего в:

  • Предметном мире материальной и духовной культуры;
  • Языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества;
  • Существующих системах образования и воспитания;
  • Таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения.

Основной  путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развернутый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в предметах производственной и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного различных проявлениях культуры и цивилизации. В итоге у личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности»1.

«Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникациям и научению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни»2.

«Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состоянии, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям – при переходе из одной социальной среды в другую, к новым ролям и т.п. Выделяют два типа социализации: первичную (в детском возрасте) и вторичную (любой следующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества).

В отличие  от детеныша животных, человек почти  лишен врожденных приспособительных  инстинктов и для выживания и  развития нуждается в контакте с  себе подобными. Только в социальном контексте, полном символов и способов их интерпретации, ребенок может реализовать свой врожденный потенциал и стать человеком. Независимо от того, в каком обществе человек рождается, он не может обходиться без опеки и научения со стороны взрослых членов группы. Требуются долгие годы, чтобы он вобрал в себя все элементы, необходимые для самостоятельной жизни в статусе взрослого члена общества. Для этого ребенку необходимо с первых дней жизни иметь средство общения с взрослыми. В первые годы жизни это мимические реакции, язык жестов, интонация. Позже по мере обучения разговорному языку, язык мимики и жестов постепенно отходит на второй план, но никогда на протяжении всей жизни индивида не утрачивает своего значения полностью, превращаясь в важный язык невербального общения. Итак, можно утверждать, что социализация осуществляется в процессе общения с другими людьми. Такое общение, вербальное или невербальное составляет необходимое условие, чтобы ребенок стал социализированным индивидом. Иначе это невозможно. Например, 12-летнии мальчик Виктор, который вырос в лесу, ввел себя как звереныш, бегал на четвереньках, обладал острым слухом и зрением.

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе.

  1. научение закреплением – один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению, путем применения системы поощрений и наказаний.
  2. научение путем формирования условного рефлекса. Некоторые элементы нашего поведения настолько входят в привычку, что у нас образуются прочные ассоциативные связи – условные рефлексы – один из каналов социализации. Например, мытье рук перед едой, формирование пищевых предпочтений.
  3. научение через наблюдение – ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведет себя старшие, и пытаясь им подрожать. Подражание поведению взрослых составляет содержание многих игр детей младшего возраста.
  4. научение через взаимодействие – усвоение социальных нор и правил поведения усваивается ребенком в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, в которых каждому ребенку отведена строго определенная роль из мира взрослых»3.

«Взаимоотношения личности с обществом – это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет – это опять таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной, прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

Основополагающая  жизненная проблема личности – адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие  формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовывать свои интересы, но, реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей. Основной способ самореализации личности в обществе – это труд, другие проявления ее социальной активности»4.

Личность  как объект и субъект  социальных отношений.

«В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека.

Далее даны идеологические отношения как  компонент общих социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской, социологии, является главным элементом, обуславливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.

Важным  компонентом макросреды являются социальные институты, которые связаны и  с социальной структурой, и с идеологическими  отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т.е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение – социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как  объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся  в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах  сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь – от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы.

При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект  формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиции стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость  сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание  личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio - расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции»5.

«Нормальная человеческая личность всегда в той или иной мере социально активна. Ведь все ее развитие происходит в процессе живого общения с другими людьми. В этом процессе личность формируется как субъект социального общения. В рамках этого общения осуществляется ее деятельность – потребительская, игровая, учебная, трудовая и т.д. В данном случае личность выступает как субъект осуществляемой ею социальной деятельности. Социальная деятельность личности и различные проявления ее социального общения, преследующие те или иные цели – это основные формы ее социальной активности.

Любая деятельность личности происходит в  условиях ее прямого или косвенного общения с другими людьми. При  это ее общение с другими личностями как таковыми можно характеризовать как их межличностное общение. Если же она вступает в общение с другими личностями как представителями тех или иных классов, нации и т.д., то тем самым она вступает с ними в общественные отношения – классовые, национальные и др.

Информация о работе Социализация как фактор развития личности