Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:21, контрольная работа
Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности.
1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………..….3
2. Стадии, способы и средства социализации личности……………………..……..10
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?……………………………………………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………….………………18
Список используемой литературы………………………………………...…………
Каждая
человеческая личность, чтобы утвердиться
в обществе, и достойно прожить
в нем свою жизнь, должна развивать
в себе соответствующие качества
как субъекта деятельности, общественных
отношений и межличностного общения.
Для этого она должна развивать
свой духовный мир. Необходимо постоянно
обогащать свои знания и опыт, овладевать
нужными для общества профессиями и видами
деятельности, развивать способности
к творческой социальной активности. В
конечном счете, нужно стремиться к тому,
чтобы быть востребованной обществом,
то есть нужной ему личностью. На это должны
быть направлены все пути и способы формирования
личности, ее воспитания (в семье, школе,
институте, трудовом коллективе) и самовоспитания.
Необходимо постоянно учиться, повышать
свою квалификацию, формировать в себе
новые способности, отвечающие требованиям
времени»6.
2. Стадии,
способы и средства
«Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называю еще основными жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:
Этим жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:
Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества. Помимо фаз (этапов) процесса социализации следует выделять также понятия «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
Социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных нор и освоения социальных ролей. На социальную роль оказывает влияние множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, она незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из составных частей. Поскольку на протяжении жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации для человека продолжается всю жизнь»7.
«Агенты социализации:
Институты социализации.
«Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать, и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно – значимые функции, обеспечивающие достижение такой цели, набором социальных позиции и ролей, типичных для данного института. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, образования, армии, религии и т.д.
Основное предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей – институт семьи (удовлетворение в воспроизводстве человеческого рода, воспитание детей, регулирование отношении между поколениями и т.д.); политические институты (потребность в безопасности и социальном порядке); экономические институты (потребность в добывании средств существования); институт образования (передача знаний, подготовка кадров) и т.д.
Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействии и отношений индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Но, они, как и другие социальные системы, не могут быть связаны с суммой этих лиц, общностей и взаимодействий. Социальные институты представляют собой самостоятельно общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивость структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивость их функции. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией, это не что иное, как процесс формирования социального института.
Предпосылками появления социальных институтов является: возникновение потребностей; формирование общих целей того или иного сообщества. Важным моментом в процессе институтуционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийно социального взаимодействия, методом проб и ошибок.
Важным
элементом
Функции:
Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:
Нарушение
нормального взаимодействия с социальной
средой, в качестве которой выступает
общество или сообщество, называется
дисфункцией социального института.
Одним из явных выражений дисфункции социального
института является персонализация его
деятельности, что означает, что он перестал
действовать в соответствии с объективными
потребностями и объективно установленными
целями, меняя свои функции в зависимости
от интересов отдельных лиц, их персональных
качеств и свойств. Исследователи выделяют
две формы существования социальных институтов:
простую (организованные объединения
людей, которые выполняют определенные
социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе
выполнения членами института своих социальных
ролей, обусловленных социальными ценностями,
идеалами, нормами) и сложную»9.
3. Социализация
не может сводиться только
к обучению и воспитанию
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка, потому что процесс социализации непрерывен, и продолжается в течение всей жизни человека. Социализация начинается в младенчестве, и заканчивается в глубокой старости. Это процесс, в котором человек принимает, и осваивает различные социальные роли, взаимодействует с другими индивидами, и является незаменимой частью социального общества. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.
В течение всей жизни меняются взгляды на жизнь, мировоззрение, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация
— это процесс, который не поддается
искусственному управлению либо манипулированию.
К 14 годам из талантливого ребенка
можно сделать вундеркинда, знающего
в совершенстве тот или иной предмет.
Примеров ускоренного обучения множество,
но не существует примеров ускоренной
социализации. Разумеется, возможно, раннее
взросление, особенно если жизнь была
трудной: в детстве человек лишился родителей.
Тем не менее, это еще не социализация.
Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить
их прохождение, но удлинить или сократить
процесс социализации в целом нельзя.
Заключение
Термин «социализация» используется для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесса, делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и становление самой человеческой личности. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течение всей свой жизни.
Информация о работе Социализация как фактор развития личности