Социализация как фактор развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:21, контрольная работа

Описание

Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности.

Содержание

1. Личность, и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности…………………………………..….3
2. Стадии, способы и средства социализации личности……………………..……..10
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему. Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?……………………………………………………………...………………...16
Заключение…………………………………………………………….………………18
Список используемой литературы………………………………………...…………

Работа состоит из  1 файл

к.р. социология.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Каждая  человеческая личность, чтобы утвердиться  в обществе, и достойно прожить  в нем свою жизнь, должна развивать  в себе соответствующие качества как субъекта деятельности, общественных отношений и межличностного общения. Для этого она должна развивать свой духовный мир. Необходимо постоянно обогащать свои знания и опыт, овладевать нужными для общества профессиями и видами деятельности, развивать способности к творческой социальной активности. В конечном счете, нужно стремиться к тому, чтобы быть востребованной обществом, то есть нужной ему личностью. На это должны быть направлены все пути и способы формирования личности, ее воспитания (в семье, школе, институте, трудовом коллективе) и самовоспитания. Необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, формировать в себе новые способности, отвечающие требованиям времени»6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стадии, способы и средства социализации  личности.

«Процесс  социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называю еще основными жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:

  1. детство – освоение элементарных навыков человеческого общения;
  2. юность (от 12-14 до 18-20 лет) – подготовка к активному трудовому периоду;
  3. зрелость (18-60 лет) – активный трудовой период;
  4. старость (от 60 лет) – выход из активного трудового периода.

Этим  жизненным циклам соответствуют  четыре основные фазы (этапы) социализации:

    • первичная социализация – этап социализации младенческого возраста;
    • вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования;
    • социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;
    • социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей – в зависимости от уровня развития общества).

Каждый  из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением  новых ролей. Продолжительность  каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества. Помимо фаз (этапов) процесса социализации следует выделять также понятия «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

Социализация  представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных нор и освоения социальных ролей. На социальную роль оказывает влияние множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, она незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из составных частей. Поскольку на протяжении жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации для человека продолжается всю жизнь»7.

  «Агенты социализации:

  1. семья является важнейшим агентом социализации. С помощью семьи ребенок вписывается в общество. В семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых двадцати лет его жизни. В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущных потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомиться с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Одновременно семья – это институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты, неполнота семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка. Но здесь нет прямого детерминизма.
  2. школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудачи. Школа формирует у ребенка самооценку. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.
  3. окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей. Среди сверстников индивид учится находить разрешение конфликтных ситуации, учиться общению на равных, в отличие от школы и семь, где общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лидером, середняком или аутсайдером. Группа вносит коррективы в семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествлять себя с другими, и выделяться среди них.
  4. СМИ (в частности телевидение) – их влияние на все группы населения огромно. Многочисленные фильмы активно формируют у детей и подростков стереотипы поведения, которых они не видят в семье и непосредственном окружении (сцены «красиво жизни», сцены насилии и мн.др.). Массовая телевизионная продукция внедряет в сознание стереотипы западной массовой культуры, которые постепенно вытесняют традиционные стереотипы. При всем этом не следует забывать об огромной позитивной воспитательной роли СМИ, выходящих за рамки массовой культуры. Ведь именно благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения  кругозора.
  5. работа – обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Однако идеология труда интернализируется задолго до этого, это обусловлено профессиями родителей. Через труд индивид приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Это преимущественно вторичная социализация.
  6. социальный контроль над индивидом – регулирование его поведения, что приводит к подчинению индивида к группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой. Социальный контроль может быть формальным (уважение закона и порядка, доминирующая в обществе идеология) и неформальным (косвенное и тонкое воздействие на человека в его среде обитания)»8.

Институты социализации.

«Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать, и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно – значимые функции, обеспечивающие достижение такой цели, набором социальных позиции и ролей, типичных для данного института. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, образования, армии, религии и т.д.

Основное  предназначение социальных институтов – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей – институт семьи (удовлетворение в воспроизводстве человеческого рода, воспитание детей, регулирование отношении между поколениями и т.д.); политические институты (потребность в безопасности и социальном порядке); экономические институты (потребность в добывании средств существования); институт образования (передача знаний, подготовка кадров) и т.д.

Социальные  институты образуются на основе социальных связей, взаимодействии и отношений  индивидов, социальных групп, слоев  и иных общностей. Но, они, как и  другие социальные системы, не могут быть связаны с суммой этих лиц, общностей и взаимодействий. Социальные институты представляют собой самостоятельно общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивость структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивость их функции. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией, это не что иное, как процесс формирования социального института.

Предпосылками появления социальных институтов является: возникновение потребностей; формирование общих целей того или иного сообщества. Важным моментом в процессе институтуционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийно социального взаимодействия, методом проб и ошибок.

Важным  элементом институтуционализации  является организованное оформление социального  института.

Функции:

  1. определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым;
  2. регулятивная функция – социальные институты обеспечивают регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Охватывает всех членов общества;
  3. интегративная функция – процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил и систем ролей;
  4. коммуникативная – личное взаимодействие и обмен информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику;
  5. транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта.

Каждый  социальный институт эффективно выполняет  свои функции в обществе при следующих условиях:

    • четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функции;
    • Деперсонализация действий;
    • Признание и престиж, каким должен обладать социальный институт в глазах общества или преобладающей его части;
    • Бесконфликтное включение в общую систему институтов.

Нарушение нормального взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности, что означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую (организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами) и сложную»9. 
 
 
 
 
 

3. Социализация  не может сводиться только  к обучению и воспитанию ребенка.  Объясните, почему. Можно ли удлинить  или сократить процесс социализации? Почему?

Социализация  не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка, потому что  процесс социализации непрерывен, и  продолжается в течение всей жизни  человека. Социализация  начинается  в младенчестве, и заканчивается  в глубокой старости. Это процесс, в котором человек принимает, и осваивает различные социальные роли, взаимодействует с другими индивидами, и является незаменимой частью социального общества. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

В течение  всей жизни меняются взгляды на жизнь, мировоззрение, привычки, вкусы, правила  поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек  из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация  — это процесс, который не поддается  искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка  можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно, раннее  взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Термин  «социализация» используется для описания процесса, в ходе которого и с  помощью которого люди обучаются  приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесса, делающего возможным  продолжение развития общества и  передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и становление самой человеческой личности. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течение всей свой жизни.

Информация о работе Социализация как фактор развития личности