Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г. Ананьева; Л.А. Бодалёва; В.М. Выготского; А.Г. Ковалёва; И.С. Кона; А.Ф. Лазурского А.В.Петровского; С.Л. Рубинштейна; А.Н. Леонтьева; М.И. Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж. Келли; А.Маслоу; Г.У. Олпорта; Д.И. Фельдштейна; З.Фрейду; К. Роджерса; Э. Фромма; Э.Эриксона; К.Г. Юнга) психологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Социализация личности…………………………………………………………………….5
Понятие и сущьность социализации……………………………………………………...6
Основные этапы социализации……………………………………………………………7
Раздел 2. Роль культуры в социализации личности……………………………………………...…11
Вывод…………………………………………………………………………………………………..16
Практическое задание………………………………………………………………………………...17
Заключение………...…………………………………………………………………………………19
Библиографический список………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Социалогия к.р..docx

— 55.78 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

    Центр дистанционного образования 
     
     

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине:  «Социология»

 

на  тему: «Социализация личности» 
 

                                                                                       Исполнитель:

                                                                                      студент группы: ЭТР-11 СР 

                                                                                       Титова И.С.______________

                                                                                               (Фамилия, имя, отчество студента)

                                                                                                                                                     _________________

                                                                                                                                                          (подпись)

                                                                           Преподаватель: 

                                                                        Чурсина В.А.____________                                                                                                     

                                                                                         (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

                                                                  __________

                                                                             (подпись)                                                    
 

Серов 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3

Раздел 1. Социализация личности…………………………………………………………………….5

    1. Понятие и сущьность социализации……………………………………………………...6
    2. Основные этапы социализации……………………………………………………………7

Раздел 2. Роль культуры в социализации личности……………………………………………...…11

Вывод…………………………………………………………………………………………………..16

Практическое  задание………………………………………………………………………………...17

Заключение………...…………………………………………………………………………………19

Библиографический список……………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 

 

Введение

    Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес  к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и  индивидуальности.

    Направленность  на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна  интересовала психологов. Его теоретическая  разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г. Ананьева; Л.А. Бодалёва; В.М. Выготского; А.Г. Ковалёва; И.С. Кона; А.Ф. Лазурского А.В.Петровского; С.Л. Рубинштейна; А.Н. Леонтьева; М.И. Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж. Келли; А.Маслоу; Г.У. Олпорта; Д.И. Фельдштейна; З.Фрейду; К. Роджерса; Э. Фромма; Э.Эриксона; К.Г. Юнга) психологов.

    Проблема  человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Являясь одной из центральных  в теоретической и прикладной психологии и социальной психологии, личность выступает как исследование характеристики психических свойств  и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и  ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик  отношений личности, иерархии её тенденций  и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств  как высшей интеграции всех феноменов  психического развития человека (психических  состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

    Научное изучение личности сейчас задаёт всё  тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, психологи и педагоги не могут обойтись без того, чтобы  не признать огромной сложности человеческого  поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются.

    Исследователи личности интересуются также и целостной  индивидуальностью, стараясь понять, каким  образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится  к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания  того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием  индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические  процессы, но и на взаимосвязи между  этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют  между собой, формируя целое, часто  даёт больше, чем понимание каждого  процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии.

    Социальное  формирование личности -- естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как  личность, в какой степени и  как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

 

Раздел 1. Социализация личности

    Социализация  личности (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

    При более широком истолковании (Ильясов  Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в  систему общественных отношений. В  этом случае социализация может рассматриваться  как совокупность следующих процессов:

  • интернализации социальных норм;
  • усвоения социальных функций;
  • вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

 

1.1 Понятие и сущность социализации

      Человек - существо социальное. С  первых дней своего существования  он окружен себе подобными,  включен в разного рода социальные  взаимодействия. Первый опыт социального  общения человек приобретает  еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек  приобретает определенный субъективный  опыт, который становится неотъемлемой  частью личности. Социализация - процесс  и результат усвоения и последующего  активного воспроизводства индивидом  социального опыта. Процесс социализации  неразрывно связан с общением  и совместной деятельностью людей. 

    Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации  тесно взаимосвязаны. Адаптация  предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению  к человеку с его установками  и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с  его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления  индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные  взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные  привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность  противостоять тем жизненным  ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким  образом, обособление - это процесс  и результат становления человеческой индивидуальности.

    Из  сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между  мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в  обществе.

    Социализация  человека в современном мире, имея более или менее явные особенности  в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или  сходных характеристик.

 

1.2 Основные этапы  социализации

    В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных  этапах. В самом общем виде этапы  социализации можно соотнести с  возрастной периодизацией жизни  человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после  этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки  зрения.

    Процесс социализации состоит  из нескольких этапов, стадий:

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

    Стадии  процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

    Стадия  младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

    Стадия  раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

    Стадия  детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Информация о работе Социализация личности