Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г. Ананьева; Л.А. Бодалёва; В.М. Выготского; А.Г. Ковалёва; И.С. Кона; А.Ф. Лазурского А.В.Петровского; С.Л. Рубинштейна; А.Н. Леонтьева; М.И. Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж. Келли; А.Маслоу; Г.У. Олпорта; Д.И. Фельдштейна; З.Фрейду; К. Роджерса; Э. Фромма; Э.Эриксона; К.Г. Юнга) психологов.
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Социализация личности…………………………………………………………………….5
Понятие и сущьность социализации……………………………………………………...6
Основные этапы социализации……………………………………………………………7
Раздел 2. Роль культуры в социализации личности……………………………………………...…11
Вывод…………………………………………………………………………………………………..16
Практическое задание………………………………………………………………………………...17
Заключение………...…………………………………………………………………………………19
Библиографический список………………………………………………………………………
Существуют
некоторые специфические
Универсализация
обычаев в значительной степени
приводит к утрате национальной самобытности
общества. Однако давать этому однозначно
отрицательную оценку, вероятно, нельзя,
так как социально-
Большая часть исследователей процессов социализации сходятся на том, что определяющее значение имеет первичная социализация, осуществляемая семьей. В частности, первичная социализация определяет не только общесоциальные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т.д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка является личностная заинтересованность семейной группы, основанная на кровном родстве. В зависимости от уровня авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного "Я", которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг личной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.
Если
рассматривать семью как
К социализации во вторичных группах индивид подходит с уже сформированным самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся "образом" общества). В это время он становится членом различных социальных групп: учебных и производственных коллективов, круга друзей и т.д. Существенно изменяется и характер его взаимодействия с этими группами. Если эффективность семейного этапа социализации относительно не зависит от ребенка, особенно в первые годы его жизни, то социализация во "вторичных группах" в равной мере определяется как личностными характеристиками социализирующего субъекта, так и социальными показателями группы, т.е. внешними факторами. Следовательно, можно утверждать, что в процессе социализации во вторичных группах изменение социальных структур происходит и под влиянием личностных социокультурных ценностей.
На
этапе социализации во вторичных
группах, как правило, выявляется и
"раздвоение человеческой сущности",
если первичный этап формирования личности
заложил в сознание индивида не соответствующие
реальности представления. Это несоответствие
реальности представлениям о ней
может стать источником как асоциального,
так и конформистского
Вывод
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.
Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.
В
сегодняшней России этот значимый для
общества процесс проходит довольно
трудно. Из-за постоянных сбоев в
финансировании институты социализации,
которые участвуют в
Практическое задание
а) биологической конституцией человека;
б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;
в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.
Исключите неправильное суждение.
а) введение индивида в мир культуры данного общества;
б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;
в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей;
г) создание норм социальной стабильности и порядка.
3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?
Ответ: Данная ситуация свидетельствует о том, что человек может выжить и среди животных. Но, не имея общения с другими людьми и обществом он становиться подобием тех с кем он вырос и кто его воспитал, даже если человек воспитывавший животным, попадает в человеческое общество, то с трудом сможет адаптироваться к нему и обучиться элементарным навыкам, присущим человеку, например речью. Опыт изучения этих детей дает понимание того, что ребенок с самого рождения должен воспитываться в человеческом обществе, чтобы развиваться как личность.
Ответ: Рассматривая и анализируя данный вопрос, можно сказать что, пожилым людям сложнее, адаптироваться в современном обществе, так как они родились в то время, когда общество было менее развито, чем сейчас. В наше время очень сильно развивается наука и технология, изменение техпроцессов – меняет стиль общения, образ поведения, нормы морали. В пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. Психологической особенностью пожилого возраста является ригидность мышления. Процессы мышления затормаживаются, что приводит к трудностям социальной адаптации. И здесь большую роль играет отсутствие мотивации саморазвития, личностного роста, убеждая всех и себя, что жизнь уже прошла. Молодому поколению родившемуся уже в современном обществе, на много проще воспринимать новый мир. Пожив в современном обществе, молодежь привыкает к тому обществу в котором оно живёт. Так же как и пожилые люди привыкли к тому мало развитому обществу в котором в своё время они родились. Из этого всего можно сделать вывод, что старость - это не болезнь, и не стоит думать, будто ей достаточно ухода и лечения. Старого человека нужно сопровождать - это сложная, важная задача общества. Сегодня возраст - это не социальная роль, а часто экзистенциальный кризис. И каждый такой кризис человеку нужно помочь по-новому осмыслить и пережить.
Заключение
Библиографический список