Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г. Ананьева; Л.А. Бодалёва; В.М. Выготского; А.Г. Ковалёва; И.С. Кона; А.Ф. Лазурского А.В.Петровского; С.Л. Рубинштейна; А.Н. Леонтьева; М.И. Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж. Келли; А.Маслоу; Г.У. Олпорта; Д.И. Фельдштейна; З.Фрейду; К. Роджерса; Э. Фромма; Э.Эриксона; К.Г. Юнга) психологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Социализация личности…………………………………………………………………….5
Понятие и сущьность социализации……………………………………………………...6
Основные этапы социализации……………………………………………………………7
Раздел 2. Роль культуры в социализации личности……………………………………………...…11
Вывод…………………………………………………………………………………………………..16
Практическое задание………………………………………………………………………………...17
Заключение………...…………………………………………………………………………………19
Библиографический список………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Социалогия к.р..docx

— 55.78 Кб (Скачать документ)

    Существуют  некоторые специфические особенности  обычаев и традиций, важные для  процесса социализации. Так, в условиях распространения массовой культуры многие обычаи и традиции уходят в  прошлое или существенно деформируются. Однако для определенной части нашего общества, особенно населения азиатского региона, традиции и обычаи все еще  играют доминирующую роль в регулировании  общественных, даже профессиональных отношений. Часто возраст человека дает ему больше прав в решении  проблем, чем его социально-профессиональный статус. В условиях урбанизации и  массовых миграционных процессов все  больше распространяется, особенно в  городах, массовая культура, связанная  с обычаями так называемого престижного  потребления. Описанный Т. Вебленом феномен "показного потребления" объяснял поведение человека желанием обрести социальный статус через  приобретение определенного рода вещей. Такое приобретение связано не с  жизненными потребностями, а с подражанием  определенному социальному кругу  лиц. Это может касаться не только материальных вещей, но и форм проведения досуга, воспитания детей и т.д., например стремление родителей дать детям  музыкальное образование часто  вопреки отсутствию у них музыкального слуха и желания или поголовная "джинсомания", при которой  джинсы из рабочей одежды американских фермеров превратились чуть ли не в  праздничный наряд для молодежи.

    Универсализация обычаев в значительной степени  приводит к утрате национальной самобытности общества. Однако давать этому однозначно отрицательную оценку, вероятно, нельзя, так как социально-экономический  прогресс вносит свои существенные коррективы в потребности человека и всего  сообщества. Эти потребности в  первую очередь ориентированы на социальный комфорт, а поэтому имеют  больше утилитарное, чем какое-либо другое значение.

    Большая часть исследователей процессов  социализации сходятся на том, что определяющее значение имеет первичная социализация, осуществляемая семьей. В частности, первичная социализация определяет не только общесоциальные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т.д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка является личностная заинтересованность семейной группы, основанная на кровном родстве. В зависимости от уровня авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного "Я", которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг личной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.

    Если  рассматривать семью как первичную  социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то надо иметь в виду, что  семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными  микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различными, вплоть до полного  антагонизма. Эта опосредованность делает семейную группу до определенного  времени почти единственным интерпретатором  культурных ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в  будущем. Таким образом, в семье  закладывается тип структуры  будущего поведения, характера интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтнее будет вхождение  индивида и во вторичные группы и  в социальную структуру общества.

    К социализации во вторичных группах  индивид подходит с уже сформированным самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся "образом" общества). В это время он становится членом различных социальных групп: учебных и производственных коллективов, круга друзей и т.д. Существенно  изменяется и характер его взаимодействия с этими группами. Если эффективность  семейного этапа социализации относительно не зависит от ребенка, особенно в  первые годы его жизни, то социализация во "вторичных группах" в равной мере определяется как личностными  характеристиками социализирующего субъекта, так и социальными показателями группы, т.е. внешними факторами. Следовательно, можно утверждать, что в процессе социализации во вторичных группах  изменение социальных структур происходит и под влиянием личностных социокультурных  ценностей.

    На  этапе социализации во вторичных  группах, как правило, выявляется и "раздвоение человеческой сущности", если первичный этап формирования личности заложил в сознание индивида не соответствующие  реальности представления. Это несоответствие реальности представлениям о ней  может стать источником как асоциального, так и конформистского поведения  человека. Однако возникновение отклоняющихся  форм поведения связано не только с внутренним конфликтом сознания индивида, но и с характером ориентаций групп, в которые он включается в процессе взросления.

    Вывод

    Социализация  – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

    На  основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

    Основную  роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность  по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.

    Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек  проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат  две вышеназванные стороны этого социального процесса.

    В сегодняшней России этот значимый для  общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в  финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении  личности детей, не полностью справляются  со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного  становления личности. В настоящей  России личность ограничивается в свободе  выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население  России к моральному разложению.

 

    Практическое  задание

  1. Необходимость социализации обусловлена:

а) биологической конституцией человека;

б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;

в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.

Исключите неправильное суждение.

  1. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;

в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной стабильности и порядка.

    3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

    Ответ: Данная ситуация свидетельствует о том, что человек может выжить и среди животных. Но, не имея общения с другими людьми и обществом он становиться подобием тех с кем он вырос и кто его воспитал, даже если человек воспитывавший животным, попадает в человеческое общество, то с трудом сможет адаптироваться к нему и обучиться элементарным навыкам, присущим человеку, например речью. Опыт изучения этих детей дает понимание того, что ребенок с самого рождения должен воспитываться в человеческом обществе, чтобы развиваться как личность.

  1. Объясните с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают больший дискомфорт в современном российском обществе, чем молодые?

    Ответ: Рассматривая и анализируя данный вопрос, можно сказать что, пожилым людям сложнее, адаптироваться в современном обществе, так как они родились в то время, когда общество было менее развито, чем сейчас. В наше время очень сильно развивается наука и технология, изменение техпроцессов – меняет стиль общения, образ поведения, нормы морали.  В пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. Психологической особенностью пожилого возраста является ригидность мышления. Процессы мышления затормаживаются, что приводит к трудностям социальной адаптации. И здесь большую роль играет отсутствие мотивации саморазвития, личностного роста, убеждая всех и себя, что жизнь уже прошла. Молодому поколению родившемуся уже в современном обществе, на много проще воспринимать новый мир. Пожив в современном обществе, молодежь  привыкает к тому обществу в котором оно живёт. Так же как и пожилые люди привыкли к тому мало развитому обществу в котором в своё время они родились. Из этого всего можно сделать вывод, что старость - это не болезнь, и не стоит думать, будто ей достаточно ухода и лечения. Старого человека нужно сопровождать - это сложная, важная задача общества. Сегодня возраст - это не социальная роль, а часто экзистенциальный кризис. И каждый такой кризис человеку нужно помочь по-новому осмыслить и пережить.

 

    Заключение 

 

Библиографический список

  1. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова. М., 2005. С.216
  2. Словарь по общественным наукам Глоссарий.ру  http://www.glossary.ru/
  3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)
  4. Штомпка П. Социология социальных изменений, Москва, 2006 г
  5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. (Электронная библиотека социологического факультета МГУ  http://lib.socio.msu.ru)
  6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов, гл. 16.
  7. http://www.studzona.com/referats/

Информация о работе Социализация личности