Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г. Ананьева; Л.А. Бодалёва; В.М. Выготского; А.Г. Ковалёва; И.С. Кона; А.Ф. Лазурского А.В.Петровского; С.Л. Рубинштейна; А.Н. Леонтьева; М.И. Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж. Келли; А.Маслоу; Г.У. Олпорта; Д.И. Фельдштейна; З.Фрейду; К. Роджерса; Э. Фромма; Э.Эриксона; К.Г. Юнга) психологов.
Введение………………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Социализация личности…………………………………………………………………….5
Понятие и сущьность социализации……………………………………………………...6
Основные этапы социализации……………………………………………………………7
Раздел 2. Роль культуры в социализации личности……………………………………………...…11
Вывод…………………………………………………………………………………………………..16
Практическое задание………………………………………………………………………………...17
Заключение………...…………………………………………………………………………………19
Библиографический список………………………………………………………………………
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологическийорганизм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго»- осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.
В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структуриндивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности:
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
Психолог
Р. Гарольд предложил теорию,
в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение
детской социализации, а как
процесс, в котором изживаются
психологические приметы
Раздел 2. Роль культуры в социализации личности
Утверждение
ценностей культуры в качестве ориентиров
человеческой жизнедеятельности есть
результат действия закона возвышения
потребностей людей, появления возможности
(наряду с непосредственно утилитарным)
ассоциативно-творческого
Ценности
объективны до своему происхождению
и содержанию. В процессе социализации
личности они неизбежно включают
в себя и интерпретацию, опенку содержания
в свете интересов общества, общности,
группы, самой, личности. Поэтому необходимо
различать общечеловеческие, групповые,
индивидуальные ценности культуры, на
которые ориентируется
Культурная ценность - не просто слепок с объекта или его воспроизведение, а своего рода мост между объектом и субъектом, обеспечивающий двустороннее движение информации между ними.
Вторым
наиболее существенным компонентом
культуры являются социокультурные
нормы. Они являются не чем иным,
как зафиксированными ценностями, имеющими
императивный или предписывающий характер.
С точки зрения философско-религиозных
учений социальные нормы поведения
вносятся в сознание человека посредством
воспитания и образования, представляют
собой проявление особого нравственного
закона или веления Бога. Понятие
"норма" в широком смысле слова
обозначает правило или руководящее
начало. Однако не все такие нормы
мы можем называть социокультурными.
Если речь идет об изучении социализации
индивидов, то социальными нормами
будут являться те, которые выполняют
функции регулирования этого
процесса, а шире - отношений личности
и общества. При этом специфика
норм будет заключаться не только
в том, что они регулируют социальное
поведение людей, но и в том, что
они требуют действий определенного
типа, выражая должное в реализации
индивидуальных и общественных интересов.
Одним из важнейших признаков социальной нормы является ее императивность (повелительность), которая выявляется в том, что поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном этапе жизни, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях, в разных социальных общностях. Так как общество, как и любой социальный организм, развивается, то большая часть норм постепенно утрачивает свое значение для жизнедеятельности людей или видоизменяется, а отдельные из них становятся, как и ценности, общественно значимыми, стабильными на десятилетия и даже целые века.
Любое общество представляет собой систему, включающую различные социальные группы, поэтому специфические интересы этих групп будут также различаться. Необходимо классифицировать различного рода нормы, отражающие специфику субъекта-носителя норм (например, групповые нормы), и их содержание (например, нравственные, религиозные нормы).
Логически
и исторически социокультурные
нормы также связаны с оценкой
и ценностями. В процессе освоения
социальной реальности субъекты (общество,
общности, группы, личность), учитывая
предшествующий исторический опыт, сохраняют
лишь то, что представляет для них
наибольшую социальную значимость, ценность.
Следовательно, норма является императивным
выражением ценности, определенной системой
правил, которые направлены на ее воспроизводство,
которое осуществляется на разных стадиях
и в разных формах социализации.
Социокультурные нормы как
Так
как социальная норма в определенной
степени есть социальная модель поведения
людей в конкретных ситуациях, то
в ней проявляются и
Как
уже говорилось, социальные нормы -
не единственные регуляторы взаимодействий
личности с обществом и другими
людьми. В роли таких факторов выступают
ценности культуры, общественные идеалы,
жизненные принципы. Именно в них
заключается возможность
Третьим компонентом культуры являются верования. Несмотря на все попытки представить основной вопрос философии об отношении сознания и материи, бытия и мышления, природы и духа несущественным, вряд ли можно отрицать, что верования как особая форма мировоззрения, а значит, и культуры прочно занимают свое место и в сознании, и в социальной практике, и в социализации человека.
Гносеологическая
граница между званием и верой
фиксирована весьма нечетко. Чем
больше современный человек познает
мир, тем больше возникает белых
пятен, которые пока нельзя объяснить.
Тем самым увеличиваются
Если
дать верованиям социокультурную оценку,
то можно сказать, что в них
заключена наиболее глубинная сущность
общечеловеческих ценностей и норм
жизни. Поэтому для социализации
личности, сохранения «человеческого
в человеке» религия и
Фундаментальным, обобщенным элементом культуры являются обычаи. Обычаи - исторически возникший порядок общественной жизни, ставший всеобщим, привычный стиль действий и поступков, господствующий в определенной общности, группе. Например, способ приготовления пищи, одежда, манеры поведения, осуществление различных обрядов, определенная система воспитания детей, отношение к старикам, религиозные верования и т.д. выражают стиль жизни данного народа или общности. В обычаях отражен способ видения социальной реальности в целом: природы, общества, сферы священного. Необходимо учитывать, что обычаи определяют поведение в целом, а потому только в минимальной степени совпадают с моральным порядком общества. В современном российском обществе обычаи и традиции регулируют в основном бытовую неформальную сферу жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере, образовании, организованной системе социализации подрастающего поколения действуют социальные институты и соответственно институциональные ролевые позиции.