Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Содержание

1. Введение
2. Представления о личности в социологии
3. Макросоциологические концепции личности
4. Микросоциологические концепции личности
5. Социализация и самовоспитание
6. Заключение

Работа состоит из  1 файл

социализация личности.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Южный  федеральный университет»

Волгодонский  институт экономики, управления и права 

(филиал) ЮФУ 

Заочное отделение 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

№ ____ 
 

предмет ___Социология_________________

____________________________________

вариант _____№7__Социализация личности

студент _Коломыцева Ксения Владимировна

____________________________________

курс _3__ специальность______________

____социальная  работа________________

преподаватель __ Д.ф.н. Речкин Н.С.____

дата  предоставления на проверку______ 
 
 

дата  проверки _______________________

оценка _____________________________ 

подпись преподавателя ______________ 
 
 
 

 Волгодонск

 

2009__

 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социализация личности.

 
 

Содержание.

  1. Введение
  2. Представления о личности в социологии
  3. Макросоциологические концепции личности
  4. Микросоциологические концепции личности
  5. Социализация и самовоспитание
  6. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение.

 

          Проблема человека, личности является одной из фундаментальных  междисциплинарных проблем. С древних  времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический  и эмпирический материал, но и сегодня  эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

    Каждый  человек тысячами нитей, видимых  и невидимых, связан с внешней  средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» — базовое социологическое отношение.

          Личность, индивид, человек  —- эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

    Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в  которой соединено биологическое  и социальное, т. е. как биосоциальное  существо. Каждый единичный, конкретный человек — это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.

    Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается  прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

    Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.

    Индивид является личностью тогда, когда  он во взаимодействии с обществом  через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально  значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность — это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

    Данное  определение открыто и подвижно, оно включает меру усвоения социального  опыта, глубину социальных связей и  отношений. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности.

    Итак, личность — наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров — биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

1 – С 52-54  Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, С69    В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит. журн., 1996. — 256 с.

 
 
 
 

2. Представления о личности в социологии

 

      Личность  – одно из центральных понятий  социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

  На  социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

  Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его  биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

  Психология  обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

  Таким образом, можно сказать, что, как  правило, в цепочке человек –  личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

  В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

  1) произведение (Природы, Бога или  Общества), продукт условий существования,  который может лишь познать  себя и не должен пытаться  изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

  2) творец, беспредельно активный, либо  медитирующий, изменяющий свои собственные  условия, либо управляющий своим  воображением об условиях своей  жизни и о себе (человек, создающий  себя сам, самопроизводящийся);

  3) деятель, преобразующий сам себя  посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

  В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.

  И философия, и психология оказывают  существенное влияние на развитие социологических  представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

  Итак, социологи, как правило, оперируют  понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

  В современной социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

  Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

  В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все  более концентрированной субстанцией  его особой (общественной) природы.2

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 – С168, Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.– 244 с.

3. Макросоциологические  концепции личности

 

      С точки зрения макросоциологии, для  которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становятся личностями.

  Социализация  – это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения  и стереотипов  понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

  Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

  Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

  Модальная личность – статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они – основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

Информация о работе Социализация личности