Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Исходя из цели сформулированы следующие задачи:

Дать определение социализации.

-Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

Дать классификацию форм социализации.

Проанализировать процесс становления личности, его стадии.

Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

Определить роль социализации молодежи для будущего России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Теоретические аспекты социализации…...……………………........5

Основные положения теории социализации…………..............................5

Фазы социализации…………………………………………………....…...7

Основные подходы к периодизации социализации………………..…...10

Глава 2 Социализация молодежи в современном обществе…...................16

Каналы социализации современной российской молодежи…….……..16

Механизм социализации молодых людей…………………………….....22

Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе…………………………………………………………….………………….24

Глава 3 Социализация: будущее молодежи - будущее России…………...30
Заключение……………..…………………………………………………...…..48

Список используемой литературы……………………………………….…..50

Приложение №1……………………………………………………………….…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Социализация молодежи в современных условиях.rtf

— 770.45 Кб (Скачать документ)
 

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «Казанский государственный технологический университет»

      Нижнекамский химико-технологический институт 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА

     по дисциплине «Социология» 
 

 Тема: Социализация молодежи и ее особенности  в современных условиях 
 

    Студент группы 4006 _______________________   / А. А.Губернаторова/

     (подпись) 

    Научный руководитель _______________________   /  Б.И. Гуржий/

     (подпись) 
 

       Работа защищена _____________________ с оценкой _______________

                                                                                                   (дата) 
 
 
 
 
 

Нижнекамск 2011

 

      Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Теоретические аспекты социализации…...……………………........5

Основные положения теории социализации…………..............................5

Фазы социализации…………………………………………………....…...7

Основные подходы к периодизации социализации………………..…...10

Глава 2 Социализация молодежи в современном обществе…...................16

Каналы социализации современной российской молодежи…….……..16

Механизм социализации молодых людей…………………………….....22

Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе…………………………………………………………….………………….24

Глава 3 Социализация: будущее молодежи - будущее России…………...30

Заключение……………..…………………………………………………...…..48

Список используемой литературы……………………………………….…..50

Приложение №1……………………………………………………………….…52 

 

      Введение 

     Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь -- это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.

     Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

     Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня -- от политиков до учителей и родителей.

      Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

      Исходя из цели сформулированы следующие задачи:

    Дать определение социализации.

    -Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

    Дать классификацию форм социализации.

    Проанализировать процесс становления личности, его стадии.

    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

    Определить роль социализации молодежи для будущего России.

     Объектом исследования является молодежь, как социальная группа. Предметом- социализация молодежи, становление молодых граждан общества в современных условиях.

     Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одной из представителей настоящего поколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном пути моих друзей - сверстников.

     Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность, разработанность проблемы, цель и задачи работы, обосновывается структура. В первой главе описывается, что такое социализация. Основные определения социализации. Факторы, которые влияют на социализацию. Дается также классификация форм социализации.

     Во второй главе представлены основные проблемы социализации молодежи в России. Здесь рассматривается механизм становления личности. Влияние социально-политических факторов, а также влияние молодежи на воспроизводство будущего российского общества. В третьей главе раскрываются проблемы безработицы молодежи и рассматриваются способы решения  этой и других проблем. В заключении даны выводы и перспективы работы над темой. В приложении представлена анкета.

 

Глава 1 Теоретические аспекты социализации

Основные положения теории социализации

     Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

     Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой -- они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

     Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это -- один аспект социализации.

     Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

     Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры.

     Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

     Следует сказать также, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.  
 

     1.2. Фазы социализации 

     Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника -- члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

     Фаза адаптации.

     Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.

     Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация -- это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации -- освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

     Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

     Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Информация о работе Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях