Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
Дать определение социализации.
-Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.
Дать классификацию форм социализации.
Проанализировать процесс становления личности, его стадии.
Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.
Определить роль социализации молодежи для будущего России.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Теоретические аспекты социализации…...……………………........5
Основные положения теории социализации…………..............................5
Фазы социализации…………………………………………………....…...7
Основные подходы к периодизации социализации………………..…...10
Глава 2 Социализация молодежи в современном обществе…...................16
Каналы социализации современной российской молодежи…….……..16
Механизм социализации молодых людей…………………………….....22
Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе…………………………………………………………….………………….24
Глава 3 Социализация: будущее молодежи - будущее России…………...30
Заключение……………..…………………………………………………...…..48
Список используемой литературы……………………………………….…..50
Приложение №1……………………………………………………………….…
Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых -- производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.
Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что молодой
человек формируется как личность по мере
того, как развиваются его социальные
качества, определяющие его как члена
конкретно-исторического общества. Социализация
подрастающего поколения должна быть
опережающей, учитывающей возможные в
будущем изменения. Существуют, как минимум,
три системы социализации - «врастания»
молодых в мир взрослых. Первая - так называемая
направленная социализация.
Ее создает социальная система. Вторая
-- система «стихийной»
социализации. Сюда относят обычно как
все то, что обобщают словом «улица» (детские
и подростковые компании), так и влияние
средств массовой информации, книг, искусства,
и т.д. И третья система -- самовоспитание
личности, ее способность к принятию
грамотных решений.
Проблемы
социализации молодежи в современном
Российском обществе
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать -- конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой -- способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой -- обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.
Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.
Примером такого поведения может служить массовое распространение алкоголизма среди молодежи. В результате анализа приведенного мною анкетного исследования в общежитии №2 г.Оренбурга (приложение №1), я пришел к выводу, что пристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи. Большинство молодых людей подвержены данной вредной привычке, в частности: 93% парней и 86% девушек. Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения - 50% (53% - девушки, 46% - парни). Кроме того, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию - также 46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса - 53%. Отказаться от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.
Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:
ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.
не более трёх раз в неделю - 67% мужчин и 46% женщин.
не более трёх раз в месяц - 33% мужчин и 46% женщин
Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.
Из
всего вышесказанного можно сделать вывод,
что обособленное от прошлого и будущего
настоящее остается в «собственном соку»
-- в самозамкнутом, безвыходном пространстве.
Социализация распадается, когда наряду
с культивируемым веками должным
(культ духа, традиции, пространства, качества)
возникает, растет, оформляется как культ
наличное (наружное временное, повседневное,
количественное). Социализация современного
российского общества - это своеобразная
социализация, которая не учит, но научает
ни на что не опираться ни в прошлом, ни
в будущем, ни - наконец - в настоящем, т.е.
- существовать на базе вакуума. Социализация
- процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем
быть традиционным быстром Новом времени
некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго,
стремятся к быстрой - лучше срочной «окупаемости
затрат». Существенное, должное, выработанное
веками знание теряет авторитет - и вместе
с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры
до времени остается надежда на будущее.
Но сколь ни отложен эффект пренебрежения
прошлым - он отложен же на бесконечность,
он наступает и выражается в утрате и надежды
на будущее.
Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями (умениями, навыками, интеллектом) и тенденциями (целями, стремлениями, планами). Наиболее важный и критический этап развития личности - юность. В этот период человеку необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить свое будущее. Он сталкивается с двумя жизненными основными задачами. Первая - самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение ею, вторая - создание своего круга общения, поиск друзей, любимого человека. Для того, что бы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности.
У личности есть три пути самопознания. Первый - оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учебы, на работе нас постоянно оценивают, и мы оцениваем других. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое либо замечание собеседника) и сложными, например аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры.
Второй путь - это социальное сравнивание. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а, сравнивая, делает заключения о том, не отстал ли он от своих сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отставать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна.
Третий возможный путь - самооценка. Человек как бы из вне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениями с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т.е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, устойчивое, а что внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходиться специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней.
Самопознание происходит на основании осознанных и часто интуитивных представлений о структуре личности, о тех элементах, из которых она складывается. Эти представления у большинства людей формируются в процессе овладения языком и усвоении обыденных представлений о личности. Реже - в результате знакомства с основами психологической теории личности.
Сегодня российской молодёжи навязывается адаптационная схема «Будем жить, как живут молодые люди на западе». В качестве образца для подражания избирается человек, живущий сиюминутными нуждами, не задумывающийся, благодаря чему он живёт на земле и что оставит после себя. Зарабатывающий деньги. Однако этот стереотип вступает в противоречие с действительными потребностями молодёжи. Давно известно, что молодёжи нужны не только материальные блага, но и участие в осуществлении великого проекта. В среде современной молодёжи очень заметны проявления стихийного патриотизма, геополитического чутья на интуитивном уровне. Однако зачастую на фоне идеологического вакуума возникают деструктивные движения, мнимая романтика которых привлекательна. Бессмысленно противопоставлять свастике кока-колу. Свастике надо противопоставлять адекватные формы патриотизма. В "сытых странах" (странах с благополучной гео-экономической и геополитической ситуацией) навязывание культа наживы в итоге приводит к событиям, подобным тем, что имели место в 60-е гг. в Европе, США. В наших условиях нечто подобное приведёт к геополитической катастрофе.
Информация о работе Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях