Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, а также определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Исходя из цели сформулированы следующие задачи:

Дать определение социализации.

-Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

Дать классификацию форм социализации.

Проанализировать процесс становления личности, его стадии.

Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

Определить роль социализации молодежи для будущего России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Теоретические аспекты социализации…...……………………........5

Основные положения теории социализации…………..............................5

Фазы социализации…………………………………………………....…...7

Основные подходы к периодизации социализации………………..…...10

Глава 2 Социализация молодежи в современном обществе…...................16

Каналы социализации современной российской молодежи…….……..16

Механизм социализации молодых людей…………………………….....22

Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе…………………………………………………………….………………….24

Глава 3 Социализация: будущее молодежи - будущее России…………...30
Заключение……………..…………………………………………………...…..48

Список используемой литературы……………………………………….…..50

Приложение №1……………………………………………………………….…

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Социализация молодежи в современных условиях.rtf

— 770.45 Кб (Скачать документ)

     Результаты социологических исследований показывают, что молодые люди с большим недоверием относятся к любой идеологии. На смену бывшей ранее коммунистической идеологии в процессе макроэкономической трансформации фактически ничего не пришло, кроме провозглашения приверженности довольно расплывчатым и поверхностным в массовом сознании представлениям о демократии, свободном рынке, цивилизованном обществе.

Вследствие всего этого среди молодежи отсутствует какая-либо база для формирования массовых политических движений и партий. Молодые люди привыкают ориентироваться только на лидеров и их обещания.

     Отсутствие уважения к закону, ожидания авторитарного правителя, восприятие социально-экономического неравенства как формы социального угнетения, недовольство политической системой и результатами макроэкономической трансформацией - все эти черты массового сознания сегодняшней молодежи сохранятся и проявятся у людей по мере их взросления. Психологически молодая часть населения страны будет готова к установлению авторитарного правления, которое получит исключительное право на произвол и возможность применения неограниченного объема репрессивных мер в любом направлении, в отношении любой категории лиц.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

     Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

     Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

     Можно сказать, что значительная часть молодежи вписалась в программу экономического развития, вносит вклад в ее развитии. Это проявляется сквозь не всегда очевидный, но от того не менее значимый результат перемен, которые вносятся в общественные отношения. Молодежь составляет важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственного сектора экономики (41--43% старших категорий молодежи), в процессе постепенного «омоложения» руководящей элиты общества, в той «молодежной волне» 30-40-летних, пришедших в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня; в том, что система ценностей развивающегося предпринимательского Слоя, ее ориентиры становятся все более привлекательными для значительной части подрастающего поколения (доля сумевших открыть свое дело колеблется от 2,5 до 3,5% от общего количества молодежи, а изъявляют желание заняться бизнесом до 55% из числа опрошенных). Вместе с тем молодые бизнесмены становятся фактором "выращивания" и отбора высшего слоя предпринимателей, роста численности среднего класса. Все в большей степени экономическая активность молодежи реализуется в сфере новых экономических отношений - в торговле, посредничестве, бытовых услугах (16% - от числа опрошенных).

     На передовых и ответственных участках трансформации общества должна находится молодежь, которая через каналы социализации включена в инновационные процессы, ее деятельность направляют, формируют и организовывают старшие поколения, органически сочетая активность молодежи и ее стремление к новому с существующими культурными традициями постсоциалистического общества, с моральными нормами и менталитетом. 
 

Список использованных источников и литературы 

А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3 с 124-128.

А.В.Маршак Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.

А.И.Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум, 1999. - 325 с.

Б.А. Ручкин Молодежь и становление новой России - Социс. №5. 1998 г. - 90 с.

В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. - 306 с.

В.И. Чупров Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, №6. 1996 г.

В.Т.Лисовский Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 - 141 с.

Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 267 с.

Д.П.Дербенев Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.

Е.Емчура Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 - 135 с.

Е.С.Топилина Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 - 140 с.

Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая Социальная психология личности. - М.: Проспект, 2001. - 573 с.

Л.Л.Шпак Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. Красноярск, 1991. - 21 с.

Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова Социология личности. Новосибирск, 1997. - 427 с.

Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. - М.: Просвещение, 2003. - 214 с.

П.Д. Павленок Социология: Избранные работы 1991 - 2003 гг. / П.Д. Павленок. - М.: Издательско - Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. - 298 с.

Т.Н. Горяева Социализация молодежи - Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164 с.

Т.В.Ковалева, С.П.Степанов Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.

Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. - 2006, №10 с 97-99.

Ю.В. Мугиль Некоторые аспекты социального конфликта и условия его стабилизации. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. - 136 с. 

 

      Приложение №1 

     Уважаемый студент!

     Просим вас ответить на вопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальность гарантируется. Большинство вопросов подразумевают выбор одного из предложенных вариантов, не относящиеся к вам вопросы можете пропускаmь. Заранее благодарим! 

     Ваш пол

     а) мужской

     б) женский 

  1. Употребляете ли вы алкоголь?

     а) да

     б) нет 

  1. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

     а) чтобы снять напряжение (стресс)

     б) чтобы повысить своё настроение

     в) чтобы поддержать компанию

     г) ваш вариант ответа ________________________________________

     ___________________________________________________________ 

  1. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?

     а) да

     б) нет 

  1. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

     а) ежедневно

     б) не более трех раз в неделю

     в) не более двух раз в месяц 

  1. Какие спиртные напитки вы предпочитаете?

     а) водка

     б) пиво

     в) вино

     г) джины, коктейли

     д) свой вариант ______________________________________________ 

  1. Знаете ли вы о вреде, наносимым организму алкоголем?

     а) да

     б) нет 

  1. Считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки вредят вашему здоровью?

     а) да

     б) нет 

  1. Нравится ли вам состояние алкогольного опьянения?

     а) да

     б) нет 

  1. Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время застолья?

     а) удивление

     б) недовольство

     в) обиду, что отказывается выпить с вами

     г) жалость

     д) свой вариант _______________________________________________ 

  1. Во сколько лет вы впервые попробовали алкогольный напиток?

     а) до 12 лет

     б) 12 - 16 лет

     в) 17 - 20 лет

     г) после 21 
 

 

      Таблица фиксации данных полученных в результате проведения анкетирования средистудентов НХТИ г. Нижнекамска 

     
Вопрос№ Вариант ответа      Кол-во

     ответов

     Процентное отношение

     Общее процентное соотношение

             

     Муж.

     Жен.

     Муж.

     Жен.

      

     1.

     а)

     14

     13

     93%

     86%

     90%

      

     б)

     1

     2

     7%

     14%

     10%

     2.

     а)

     5

     7

     33%

     46%

     40%

      

     б)

     7

     8

     46%

     53%

     50%

      

     в)

     7

     3

     46%

     20%

     30%

      

     г)

     3

     2

     20%

     13%

     16,6%

     3.

     а)

     12

     14

     80%

     93%

     86,6%

      

     б)

     3

     1

     20%

     6,7%

     13,3%

     4.

     а)

     1

     0

     6,7%

     0%

     3,3%

      

     б)

     10

     7

     67%

     46%

     56,6%

      

     в)

     5

     7

     33%

     46%

     40%

     5.

     а)

     5

     0

     33%

     0%

     16,6%

      

     б)

     10

     1

     67%

     6,7%

     36,6%

      

     в)

     4

     0

     26,7%

     0%

     13,3%

      

     г)

     4

     7

     26,7%

     46%

     36,6%

     6.

     а)

     15

     14

     100%

     93%

     96,6%

      

     б)

     0

     0

     0%

     0%

     0%

     7.

     а)

     5

     6

     33%

     40%

     36,6%

      

     б)

     10

     9

     67%

     60%

     63,3%

     8.

     а)

     11

     8

     73,3%

     53%

     63,3%

      

     б)

     4

     7

     26,7%

     47%

     36,6%

     9.

     а)

     5

     4

     33%

     26,7%

     30%

      

     б)

     0

     2

     0%

     13%

     6,6%

      

     в)

     1

     2

     6,7%

     13%

     10%

      

     г)

     2

     0

     13%

     0%

     13,3%

     10.

     а)

     2

     1

     13%

     6,7%

     10%

      

     б)

     10

     12

     67%

     80%

     73,3%

      

     в)

     2

     2

     13%

     13%

     13,3%

      

     г)

     0

     0

     0%

     0%

     0%

Информация о работе Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях