Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:38, курсовая работа
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты социализации………………………………........4
1.1. Основные положения теории социализации………………….............4
1.2. Фазы социализации………………………………………………...…...5
1.3. Основные подходы к периодизации социализации……………….....8
II. Социализация молодежи в современном российском обществе…..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи…….….14
2.2. Механизм социализации молодых людей…………………………...20
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..27
Список используемой литературы………………………………………….…..30
Приложение №1……………………………………………………………….…32
Приложение №2……………………………………………………………….....35
Курсовая работа
Социализация
молодежи в современном
Выполнил:
студент юридического
факультета
отделения социальной
работы
21соц. группы
Искиндиров Р.К.
Проверил:
преподаватель
Спасенкова С.В.
Оренбург 2007
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I.
Теоретические аспекты
1.1.
Основные положения теории
1.2.
Фазы социализации…………………………………
1.3.
Основные подходы к
II.
Социализация молодежи в
2.1.
Каналы социализации
2.2.
Механизм социализации молодых
людей…………………………...20
2.3.
Проблемы социализации
Российском обществе……………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….…..
Приложение №1……………………………………………
Приложение №2……………………………………………
Введение
Анализ проблем
и особенностей социализации молодежи
нельзя не начать с уточнения понятия
«молодежь». На мой взгляд, молодежь —
это не только будущее, она «живое настоящее»,
и важно понять, насколько уже сегодня
молодое поколение определяет содержание
и характер будущего, насколько несет
в себе «дух нового времени». Но следует
дать более определенное научное понятие
«молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая
группа с характерными для нее возрастными,
социально-психологическими свойствами
и социальными ценностями, которые обуславливаются
уровнем социально-экономического, культурного
развития, особенностями социализации
в российском обществе.[1] Т.е. среди факторов
социологического определения «молодежь»
исследователями выделяются: возрастные
границы и социально-психологические
особенности; специфика социального статуса,
ролевых функций, социокультурного поведения;
процесс социализации как единство социальной
адаптации молодежи и индивидуализации.[2]
Проблематика
данной темы состоит в том, что
появление новых и радикальное
изменение традиционных каналов
социализации подрастающих поколений
в современном переходном обществе привели
к увеличению количества молодых людей,
ведущих асоциальный, аморальный образ
жизни. В силу различных причин и в разной
степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики,
бродяги, «профессиональные нищие», лица,
отбывшие заключение в исправительно-трудовых
учреждениях. В настоящий момент происходит
люмпенизация и криминализация молодежи.
Актуальность
данной темы, на мой взгляд, состоит
в том, что в настоящее время,
когда в нашей стране радикально
меняются все общественные отношения
и социальные институты, изучение особенностей
социализации молодежи становится особенно
востребованной и актуальной исследовательской
проблемой, привлекающей внимание не только
ученых, но и практических работников
разного уровня — от политиков до учителей
и родителей.
В связи с
этим целью, на рассмотрение которой
направлена данная курсовая работа, может
быть сформулирована как анализ специфики
и особенностей социализации молодежи
как социально-демографической
Мой интерес
к данной проблематике объясняется
тем, что я являюсь одним из
представителей настоящего поколения
молодых людей переживающий современные
процессы изменений политических, экономических
и социальных институтов и организаций
в современном российском обществе, что
оказало противоречивое влияние на положение
и развитие молодежи, поэтому я хочу детально
осветить данную проблему с тем, чтобы
точно знать какие проблемы могут реально
встать на моем жизненном пути и жизненном
пути моих друзей - сверстников.
Основные положения теории
Социализация
охватывает все процессы приобщения
к культуре, обучения и воспитания,
с помощью которых человек
приобретает социальную природу
и способность участвовать в социальной
жизни.[3]
Существует два
наиболее выраженных взгляда на существо
социализации. Согласно одному из них,
она означает процесс развития родившегося
человеческого организма в
Склоняясь больше
к последней точке зрения, в
самом общем виде под социализацией
можно понимать процесс усвоения
личностью образцов поведения, ценностей
и норм, принятых в обществе, в
конкретных социальных общностях.
Социализация может быть представлена
как процесс освоения социальных норм,
становящихся неотъемлемой стороной жизни
личности не в результате внешней регуляции,
а вследствие внутренней необходимости
следовать им. Это — один аспект социализации.
Второй аспект касается
характеристики ее как существенного
элемента социального взаимодействия,
предполагающего; что люди хотят изменить
свой собственный имидж, улучшить представление
о себе в глазах других, осуществляя свою
деятельность в соответствии с их ожиданиями.
Следовательно, социализация связана
с выполнением социальных ролей личности.[5]
Такая интерпретация
социализации широко распространена в
западной социологии. Наиболее полно
ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс
в книге, посвященной проблемам
семьи, социализации и процессов взаимодействия.
В ней особое внимание уделено рассмотрению
такого органа первичной социализации,
как семья, которая «включает» личность
в социальные структуры. [6]
Таким образом,
можно сделать вывод, что социализация
представляет собой двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения
в социальную среду, систему социальных
связей; с другой стороны, процесс активного
воспроизводства индивидом системы социальных
связей за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду.
Следует сказать
также, что одним из важнейших
в теории социализации личности является
вопрос о ее этапах и фазах. При
пристальном внимании оказывается,
что это не одно и то же. Количество
этапов называют разное, а фазы, как правило,
рассматриваются одни и те же. При этом
каждый этап социализации личности может
включать в себя те же фазы, что присущи
другим этапам.
1.2. Фазы социализации
Фазы имеют
предметный, конкретный характер, по-разному
проявляясь на каждом этапе социализации.
Их принято определять как фазы адаптации
и интериоризации (интернализации). Выявляем
ли мы особенности социализации ребенка,
школьника, студента или работника — члена
трудового коллектива, в любом случае
придется анализировать обе эти фазы.
Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно
этапы социализации, необходимо раскрыть
содержание каждой из ее фаз.
Фаза адаптации.
Понятие адаптации,
занимающее одно из центральных мест
в биологии, означает приспособление
живого организма к условиям окружающей
среды. Применительно к социологии оно
стало обозначать процесс приспособления
человека к условиям социальной среды.[7]
Смыслом этого
освоения выступает принятие личностью
норм и ценностей среды, будь то социальная
общность, организация, институт, включение
человека в различные формы предметной
деятельности и взаимодействия, имеющиеся
в этих социальных образованиях. Адаптация
— это начальный этап процесса включения
и интеграции индивида в социальную, образовательную,
профессиональную среду, основанный на
реальном, повседневном, регулярном взаимодействии
с ним. Основная функция адаптации — освоение
относительно стабильных условий среды,
решение повторяющихся, типичных проблем
путем использования принятых способов
социального поведения, действия.
Адаптация выступает
как недостаточно глубокий, преимущественно
внешний процесс социализации, приобретая
при этом активную и пассивную
форму. Активная форма заключается
в стремлении личности не только понять
и освоить нормы и ценности социальной
среды, виды деятельности и взаимодействия,
принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное
отношение к ним, часто проявляющееся
в неудовлетворенности ими и желании их
изменить. Пассивная форма адаптации проявляется
в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей
и безусловном подчинении им. Разумеется,
она не обязательно означает одобрение
всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Сутью адаптационных
процессов выступает
Если эта среда
обеспечивает ряд необходимых условий
для достижения совместимости с
нею адаптанта, то его действия будут
направляться на ускорение темпов этого
процесса, сознательное овладение теми
или иными способами адаптивной
деятельности. В итоге признаки адаптированности
будут нарастать, а социализация - благополучно
осуществляться.
Следовательно,
процесс адаптации может быть
успешным и безуспешным, что выражается
в соответствующих
Адаптация молодых
людей имеет большое видовое разнообразие,
выступая как социально-профессиональная,
социально-бытовая, социально-политическая,
социально-психологическая, социокультурная.[8]
В основу этой классификации положено
видовое разнообразие адаптационных процессов.
Конечно, в объективной реальности все
названные направления адаптации не изолированы,
а взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В условиях современной
России, переживающей переходное состояние
от социализма и постсоветского общества
к новому социальному обустройству,
проблема адаптации молодежи приобретает
особое значение в рамках общего процесса
их социализации. Адаптация превращается
в социальную и психологическую способность
молодых людей пережить чрезвычайную,
кризисную ситуацию перехода от одних
общественных порядков к другим.
Фаза интернализации.
Второй фазой
социализации личности является интернализация
(инте-риоризация). Она означает сущностное,
глубинное включение индивида в
процесс, освоение его таким образом,
что происходит органичное превращение
норм, стандартов, стереотипов поведения,
ценностей, характерных для внешней среды,
во внутреннюю «принадлежность» личности.
Это процесс перевода внешних требований
во внутренние установки человека.
Интернализация
как фаза социализации осуществляется
всегда на основе адаптации и в этом смысле
оказывается более «затянутой» по времени
своего осуществления, более длительной
и фундаментальной. В результате интернализации
у личности появляется система твердых
социальных регуляторов поведения, соответствующих
как требованиям общества, так и конкретной
социальной общности (либо социального
института, организации).
Интернализация
личности означает полное ее включение
в ту или иную социальную структуру,
в ряде случаев даже «сращивание»
с ней. Последнее происходит тогда,
когда деятельность какой-либо конкретной
структуры трудно представить себе без
того или иного человека. Это может быть
руководитель или основатель данной структуры
(хотя, в общем, такое совсем не обязательно);
Человек, становящийся необходимым и незаменимым
в той или иной среде, самим фактом подобного
статуса свидетельствует об успешности
его интериоризации. Ее важным фактором
является активное и плотное взаимодействие
с членами данной социальной среды по
поводу осуществления того или иного вида
предметной деятельности.
Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе