Социализация молодежи в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты социализации………………………………........4
1.1. Основные положения теории социализации………………….............4
1.2. Фазы социализации………………………………………………...…...5
1.3. Основные подходы к периодизации социализации……………….....8
II. Социализация молодежи в современном российском обществе…..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи…….….14
2.2. Механизм социализации молодых людей…………………………...20
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..27
Список используемой литературы………………………………………….…..30
Приложение №1……………………………………………………………….…32
Приложение №2……………………………………………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Появление новых  и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы  о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени. 

В последние  десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.[18] 

В условиях современной  России, наблюдается постоянно сокращающаяся  численность молодежи, которая ставит перед российскими институтами  власти другое проблемы, связанные  с замещением существующих рабочих мест необходимыми работниками, в связи, с чем на ближайшие три десятилетия будет ускоренными темпами осуществляться иммиграция в РФ, со всеми связанными с этим комплексными социально-культурными проблемами, в том числе и социокультурной адаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся этмоциональных отношений российской молодежи к иммигрантам. 

В настоящее  время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистических странах. Обучаясь на коммерческой основе, я сформировал свое мнение на данную проблему. На мой взгляд, маркетизация образования особенно высшего в условиях, когда большая часть общества являются относительно бедными, принимает обличье паразитизма, некой формой общественного каннибализма. Кроме того, коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.[19] Высшее учебное заведение в том виде существующей сейчас – это учебное заведение для хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая  недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры.[20] 

Реальностью российского  общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу. 

Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно  оценивать и как отрицательное  и как положительное. С одной  стороны, коммерциализация телеканалов  приводит к преобладанию на телеэкранах  низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации. 

Повседневная  деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного  воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение. 

Принципиальное  отличие советского телевидения  от нынешнего российского иллюстрирует трансформацию одной из сторон социальной действительности. Но воспитанный на доверии к СМИ, человек российского  общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для себя.[21] 

Распространенным  феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса.[22] 

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать  генеральный вывод, что среди  новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ  и Интернет. В роли мощных каналов  социализации выступают аудиовизуальный  мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью. 
 

2.2.         Механизм социализации молодых  людей 
 

Говоря о влиянии  названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я. 

По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих  условия социальной среды, с факторами внутриличностными. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом. 

Еще один механизм социализации молодых людей имеет  название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности. 

Особо следует  сказать об институциональном механизме  социализации, что означает, как  это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие. 

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в  результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.[23] 

Таким образом, можно сделать вывод, что молодой  человек формируется как личность по мере того, как развиваются его  социальные качества, определяющие его  как члена конкретно-исторического  общества. Социализация подрастающего  поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации - «врастания» молодых в мир взрослых. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая — система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система — самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений. 
 

2.3.         Проблемы социализации молодежи  в современном Российском обществе 
 

Все механизмы  социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.   

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние  на процесс социализации молодежи в  современном Российском обществе. Его  содержание связано с достижением  человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах. 

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим  содержанием приобщение личности к  определенному уровню культуры, к  той или иной совокупности знаний, умений и навыков.   

Все перечисленные  проблемы социализации и их решения  являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания  таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных  предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации. 

Однако нужно  иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может  тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации. 

В этом случае может  возникнуть явление, которое некоторые  авторы применительно к такой  личности определяют термином «жертва  социализации». Дело в том, что процесс  социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — спо­собность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовле­творению его потребностей в социализации. 

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация  личности с обществом, с другой —  обособление в нем. Здесь и  возможны две крайности, которые  приводят личность к тому, что она  становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять лич­ность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера спо­собно превратить человека в борца против его устоев (что особенно ха­рактерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процес­са социализации, а также влиянием социальных факторов на личность. 

Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе