Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:38, курсовая работа
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты социализации………………………………........4
1.1. Основные положения теории социализации………………….............4
1.2. Фазы социализации………………………………………………...…...5
1.3. Основные подходы к периодизации социализации……………….....8
II. Социализация молодежи в современном российском обществе…..........14
2.1. Каналы социализации современной российской молодежи…….….14
2.2. Механизм социализации молодых людей…………………………...20
2.3. Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………...…..27
Список используемой литературы………………………………………….…..30
Приложение №1……………………………………………………………….…32
Приложение №2……………………………………………………………….....35
1.3.
Основные подходы к
Теперь необходимо
рассмотреть этапы
Еще большее
разнообразие взглядов связано с
вопросом о том, в рамках каких
этапов осуществляется социализация личности.
Одна из наиболее распространенных точек
зрения состоит в том, что существует три
основных этапа социализации – дотрудовой,
трудовой, послетрудовой (связанный с
выходом человека на пенсию). В этой позиции
нетрудно обнаружить присутствующий в
качестве критерия выделения этапов социализации
известный тезис К. Маркса и его последователей
о решающей роли труда в жизни человека.
Такой подход представляется вполне обоснованным
и имеющим полное право на существование
и изучение основных этапов социализации.
Однако его уязвимым местом является значительная,
даже чрезмерная длительность каждого
этапа. На самом деле в рамках любого из
них существует ряд более дробных по времени
протекания периодов социализации.
Такой же уязвимостью
отличается и другой подход, в соответствии
с которым его авторам более целесообразным
представляется выделением первичной
и вторичной социализации (или ресоциализации).
При этом к этапу первичной социализации
относят период от рождения человека до
формирования зрелой личности, к этапу
вторичной социализации (ресоциализации)
– период ее социальной зрелости.
Говоря о критериях
этапов социализации, нужно иметь
в виду, прежде всего три главных:
время физического и
Первый –
младенчество (от рождения до примерно
трехлетнего возраста), основная форма
деятельности на этом этапе – общение.
По мнению некоторых исследователей (достаточно
спорному), на данном этапе «социализация
фактически еще не доносит до ребенка
свои воздействия». Основными агентами
социализации выступают семья, ближайшие
родственники.
Второй —
детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной
формой деятельности, становится игра,
причем, прежде всего ролевая. Ребенок
учится, «примеривает» на себя различные
социальные роли — мамы, папы, воспитательницы
детского сада, продавца магазина и многие
другие. Наряду с семьей возникает новый
социальный институт социализации —
дошкольное образовательное учреждение.
Третий этап
охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В
рамках этого этапа происходит несколько
крутых перемен, настоящих переломов,
характеризующих особенности социализации.
Во-первых, меняется основная форма деятельности:
вместо игры (хотя oнa часто продолжает
сохранять значительное место, в жизни
ребенка) появляется учеба, которая становится
основным средством познания мира, жизни,
отношений. Во-вторых, на смену дошкольному
учреждению приходит институт школы как
основной (наряду с семьей) фактор социализации.
В-третьих, происходит половое созревание,
накладывающее свою особую печать на процесс
социализации.
Четвертый этап
имеет нижней границей подростковый
возраст (13—14 лет) и характеризуется известной
временной неопределенностью верхнего
рубежа. В содержательном отношении это
завершение учения и переход к профессионально-трудовой
деятельности. У одних он происходит в
18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной
формой деятельности продолжает оставаться
образовательная, однако серьезную конкуренцию
ей составляют досуговая деятельность
и общение. Завершается половое созревание
личности, и чаще всего начинается половая
жизнь.
В рамках именно
этого этапа происходит выбор профессии,
способа достижения карьеры, путей построения
дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее
значение в процессе социализации. Создаются
все условия для мировоззренческой рефлексии,
адекватного осознания себя, своих способностей
и предназначения. Рассматривая роль институтов
социализации на этом этапе, необходимо
отметить снижающееся значение семьи,
сохраняющееся — учреждений образования
и резко возрастающее — социальной микросреды,
товарищеского окружения.
Пятый этап охватывает
временные рамки функционирования социально
зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он
характеризуется ее (как правило) высокой
активностью в профессиональной сфере,
созданием собственной семьи, в связи
с этим превращением личности из «объекта»
в «субъект» социализации. На этом этапе
происходит полное раскрытие личностного
потенциала, чему могут способствовать
основные институты социализации — производственный
(трудовой) коллектив, семья, средства
массовой информации, образование и др.
Ведущими формами деятельности, наряду
с профессионально-трудовой, могут быть
семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая,
досуговая, деятельность общения.
Шестой этап
связан с возрастным периодом от 35—40
до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости
до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского
бытия. Некоторые ученые придают этому
этапу социализации чрезвычайное значение.
Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно
в это время проявляется ярко выраженное
стремление человека либо к активному
развитию, творчеству, либо к постоянству,
покою и стабильности. В связи с этим особую
роль приобретает институт работы и его
способность создать условия для интересного,
насыщенного, активного труда.
Основными формами
деятельности, наряду с профессионально-трудовой,
являются семейно-бытовая (включая воспитание
детей и внуков), социально-политическая,
досуговая. Если этот этап социализации,
полагает Эриксон, не будет ознаменован
интересом к труду и активной профессиональной
деятельности, то возникнет желание стабильности,
а боязнь нового и его отвержение остановят
процесс саморазвития и станут гибельными
для личности.
Наконец, завершающий,
седьмой этап социализации наступает
в условиях пенсионного возраста
и отказа личности от активной профессионально-трудовой
деятельности. Большое значение в процессе
социализации может иметь переключение
человека на иные формы деятельности,
которые могли бы стать для него доминантными
и приносить глубокую удовлетворенность.
На этом этапе
происходит осмысление пройденного
жизненного пути, его оценивание, что
может приводить к последствиям двоякого
порядка: имеет место либо осознание идентичности,
целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение
ею и даже отчаяние от того, что она оказалась
никчемной и не принесла никому пользы.
Не очень хорошее физическое состояние
человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся
здоровьем, может усугубиться психологически
и привести к невротизации.[10]
При рассмотрении
социализации молодого поколения важнейшим
периодом является либо фаза начала трудовой
деятельности, либо - профессиональная
подготовка к ней. Именно здесь формируется
самосознание, социальное сознания и ценностные
установки, которые будут определять траекторию
личностного развития на протяжении последующей
жизни. Для этого этапа характерна большая
роль воспитательного воздействия. Поэтому
практически в любом обществе социализация,
протекающая на первых этапах, имеет ярко
выраженный воспитательный характер.
Отказ общества, от целенаправленного
проведения воспитательной функции через
официальные институты приводит к деформации
социализации, доминированию в ней адаптационного,
т.е. приспособительного, аспекта. Эта
тенденция особенно опасна для социализации
молодежи в транзитивном обществе, отличающемся
потерей четких социальных ориентиров
и норм. Как отмечают современные отечественные
исследователи, «в условиях крайне негативной
социальной среды, при отсутствии официально
декларируемых норм поведения и допустимых
способов достижения личностью своих
целей, санкций за их нарушение, одним
словом, при отсутствии социального контроля
адаптация приводит к подчинению личности
среде, пассивному восприятию ею действительности
к уходу от жизни как следствию неприятия
этой действительности или разного видам
отклоняющегося поведения».[11]
В настоящее
время особую роль на стадии; профессиональной
подготовки играет социализация в период
обучения в вузе. Это объясняется тем,
что вузовский этап социализации отличается
содержанием большой доли воспитательного
воздействия на личность. Социализация
проходит в условиях стихийного взаимодействия
индивида с социальной средой. Воспитание
же представляет собой процесс целенаправленного
воздействия на личность, когда воспитатель
(в лице ли членов семьи, учителя или целого
института - религии, вуза) изначально
имеет некую программу воспитания, направленную
на формирование у личности заданных качеств.[12]
В условиях спада
производства и массовой безработицы,
которой охвачена в наибольшей степени
молодежь, учебные заведения остаются
тем социальным институтом, который
направлен на формирование профессиональных
ориентиров и трудовой этики. Высшая школа
определяет формирование трудовой этики
у той группы, которая пополнит ряды управленческого
и интеллектуально-гуманитарного слоев
профессионалов и которые, в хвою очередь,
будут определять вектор дальнейшего
социального развития.[13]
Таким образом,
из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что социализация представляет
собой процесс развития личности
длинною в жизнь, который осуществляется
в процессе ее взаимодействия с многообразными
факторами и чем больше социальных факторов
вовлечено в процесс социализации, тем
насыщеннее и интенсивнее он протекает.
2.1.
Каналы социализации современной российской
молодежи
Прежде всего,
на мой взгляд, целесообразней будет
рассмотреть в данной главе теоретические
аспекты факторов оказывающих влияние
на процесс социализации, чтобы затем,
рассматривая каналы социализации современной
российской молодежи иметь четкое представление
о механизме воздействия.
Факторы социализации
можно рассматривать в их различных
сочетаниях. Одно из них — выявление
макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих
на социализацию личности. Макрофакторы
— это, прежде всего общество, государство,
его социальные институты, средства массовой
информации. К мезофакторам относятся
те, что составляют социум личности в широком
плане: тип поселения (регион, город, село),
этнос, к которому она принадлежит (или
относит себя), местные средства массовой
информации, предприятие, учебное заведение,
учреждение, в котором личность работает
или учится. К мезофакторам, видимо, следует
отнести и церковь. Микрофакторами являются
те, что непосредственно влияют на процесс
социализации личности: семья, товарищеское
окружение, учебная группа, первичный
трудовой коллектив, иные структуры, с
которыми человек непосредственно взаимодействует.
Другими словами, это социум в узком плане,
или микросоциум личности.
Макро - и мезофакторы
могут влиять на социализацию личности
как прямо, непосредственно, так и через
микрофакторы. Очевидно, что информация,
получаемая человеком из СМИ, влияет на
процесс его социализации без всяких «посредников».
Однако значительная доля этого влияния
распространяется путем его трансформации
через факторы конкретного социума, через
агентов социализации, т.е. тех людей, с
которыми индивид непосредственно взаимодействует.
Понятно, что на каждом этапе социализации
состав людей меняется, хотя «ядро» агентов
социализации может оставаться одним
и тем же долгие годы. Это, прежде всего
ближайшее семейное окружение: родители,
жена (муж), дети, братья (сестры), а также
друзья или близкие товарищи.[14]
Теперь разобравшись
с теоретическими предпосылками
каналов социализации можно перейти
к освещению проблемы факторов оказывающих
влияние на социализацию молодежи в современном
обществе.
На основе вышеназванной
типологии можно выстроить иной
иерархический ряд социальных факторов,
определяющих вектор процесса социализации,
например, студенческой молодежи.
Факторы макроуровня
- социально-экономические и
Факторы среднего
уровня - система высшего образования,
реформирование которой должно скорректировать
мотивацию обучения в высшей школе
и смысл образовательной
Наконец, к факторам
микроуровня можно отнести
Выделенные три
группы факторов должны друг друга
дополнять и резонировать. Однако
такое их гармоничное взаимодействие
не является обязательным: возможно и
противоречие этих факторов. В условиях
системного кризиса российского общества,
бесспорно, доминирующая роль в процессе
социализации принадлежит факторам макро
и мезоуровней. Большой интерес представляет
не только изучение конкретного развертывания
процесса социализации, но и анализ его
противоречий.[16]
Рассмотрим эти
факторы более подробно. Быстрые
темпы радикальных перемен в
жизни современных народов, усиление
вероятностных и стохастических тенденций
в социальном бытии населения Земли делают
жизнь любого общества подверженной многочисленным
социальным рискам и особенно актуализируют
процессы выживания человечества; в связи,
с чем на первый план выходит проблема
социализации молодежи, главного богатства
любого общества.[17]
Информация о работе Социализация молодежи в современном российском обществе