Социальная деятельность как особая функция организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения. Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д.

Содержание

Введение 2
Социальная деятельность как особая функция организации 3
Понятие социальной организации 3
Структура организаций 4
Типология организаций 6
Социальная деятельность как особая функция организации 9
Понятие социальной организации 9
Методика «Уровень социального развития организации» 11
Оценка уровня социального развития организации 19
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работаСоциальная деятельность как особая функция организации.docx

— 132.30 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                   2

  1. Социальная деятельность как особая функция организации                    3
    1. Понятие социальной организации                                                               3
    2. Структура организаций                                                                                 4
    3. Типология организаций                                                                                6
  2. Социальная деятельность как особая функция организации                    9
    1. Понятие социальной организации                                                               9
    2. Методика «Уровень социального развития организации»                      11
    3. Оценка уровня социального развития организации                                19

Заключение                                                                                                             23

Список литературы                                                                                                24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения. Во-первых, организация понимается как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы. Например, руководитель промышленного предприятия организует его работу. Это означает, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечить быстроту и непрерывность выполнения операций. Кроме того, он должен установить нормы выработки, режим рабочего дня, наладить взаимодействие рабочих и т.д. Все это и будет называться организацией производственного процесса.

Во-вторых, организация часто понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Это означает, что связи между элементами, составляющими объект, упорядочены. Например, если говорят, что та или иная группа организованна, значит, в ней существуют устойчивые социальные роли (обязанности, которые должен выполнять конкретный индивид для достижения общей цели группы, т.е., его вклад в общее дело), правила, регулирующие поведение людей и т.д.

В-третьих, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию. Университет с этой точки зрения представляет собой организацию, члены которой участвуют в выполнении функции накопления и передачи знаний от поколения к поколению.

 

 

 

 

 

 

    1. Социальная деятельность как особая функция организации
    2. Понятие социальной организации

 

Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. В социологической  литературе говорят о нескольких его значениях. Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент структуры общества, предназначенный для выполнения определенных социальных функций. Во-вторых, это особый вид деятельности, состоящий в координации действий, в налаживании связей и отношений. В-третьих, социальная организация выступает как степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого. В-четвертых, это единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций в структуре общества.

Социальная организация систематизирует  определенным образом отношения  между людьми, общностями, обществом  в целом, направляя их развитие в  определенное русло ради реализации поставленных целей. Причем сами цели могут, иметь как общественный, так и индивидуальный характер. Но при этом они взаимосвязаны, поскольку нельзя достичь каких-либо общих целей без реализации индивидуальных устремлений, и наоборот. Следовательно, социальная организация имеет двойную направленность: либо она способствует достижению общих целей через индивидуальные, либо, напротив, достижению индивидуальных целей через общие. Это свидетельствует о том, что в создании социальной организации заинтересовано как общество в целом, так и конкретные социальные общества и индивиды.

На основании сказанного можно  следующим образом определить социальную организацию: это система отношений, объединяющих людей и их общности для достижения определенных целей  и выступающая как элемент  структуры общества, как вид деятельности, как внутренняя упорядоченность  и согласованность частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций. Из определения следует, что важнейшая задача социальной организации - способствовать достижению конкретных целей. В этом смысле сама организация является определенным средством (или инструментом) решения той или иной совокупности задач.

Социальная организация может  существовать в такой роли лишь тогда, когда она действует как социальное образование, включающее в себя некоторое  количество взаимосвязанных, выполняющих  определенные функции групп людей. В то же время важнейшая социальная особенность организации состоит  в «безличном» характере выполняемых  функций.

 

    1. Структура организаций

 

Социальная организация - одно из наиболее сложных общественных явлений, обладающее своей специфической  структурой. Основной критерий структурирования социальных организаций - степень их формализации, соотношение формального  и неформального элементов в  них. С учетом этого критерия различаются  организации формальные и неформальные.

Под формальной организацией в литературе понимают систему (сеть) «отношений, представляющих собой официально установленную  структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией». В  приведенном определении названы  основные структурные элементы формальной организации: отношения, статусы, программа  деятельности, нормы, правила поведения.

Эти элементы характерны для любой  формальной социальной организации, будь то промышленное предприятие, частная  фирма, научно-исследовательский институт, государственная или муниципальная  структура, учреждение, школа, больница и т.д. Основу формальной организации  составляет разделение труда, связанное  со специализацией деятельности должностных лиц. Каждое из них выполняет строго определенные функции в соответствии с занимаемой позицией. Основной задачей такого аппарата является координация действий своих членов в целях сохранения организации. Далее, формальная организация включает в себя исключительно служебные связи между индивидами как по вертикали (подчинение, соподчинение), так и по горизонтали (сотрудничество).

Формальная организация обладает рядом особенностей, две из которых - рациональность и безличность - являются важнейшими. Первая означает, прежде всего целесообразность собственной деятельности, направленной на реализацию программы формальной организации. При всех плюсах эта особенность иногда превращается в свою крайность - начинает «работать» на саму себя, сводя первоначально поставленные широкие цели удовлетворения потребностей значительных групп людей к узким целям удовлетворения потребностей только членов данной организации. Вторая особенность формальной организации - ее безличности - уже упоминалось выше. Суть ее в том, что организация рассчитана не на конкретных людей, а на абстрактных индивидов - должностных лиц. С учетом названных особенностей формальная организация имеет все основания рассматриваться как бюрократическая система, без привнесения в нее негативных характеристик понятия «бюрократизм».

В отличие от формальной неформальная социальная организация - это спонтанно складывающаяся система социальных связей, норм, действий, являющаяся результатом длительного межличностного либо группового общения. Поскольку формальная организация не в состоянии охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации, постольку нужны неформальные структуры, базирующиеся на специфических неформальных отношениях.

Последние представляют собой либо неформализованные служебные отношения, которые несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно  с формальной организацией, либо социально-психологическую организацию в виде стихийно возникающей общности людей, основанной на личном выборе связей и товарищеских отношениях. В качестве таких неформальных организаций могут выступать любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Неформальные отношения и организации  в условиях жесткой системы административных правил повышают эффективность формальной организации, поскольку:

а) сглаживают возможный конфликт между подчиненными и вышестоящими должностными лицами;

б) способствуют сплоченности членов организации;

в) сохраняют чувство самоуважения людей, их индивидуальной целостности.

Структура социальной работы состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время  зависимых друг от друга элементов  или, как ещё говорят, компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет  выглядеть так:

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и  характер деятельности фактором.

 

    1. Типология организаций

 

Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака:

1) степень формализации отношений  в организации,

2) подвижность цели,

3) степень влияния членов на  результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

1. Административные.

2. Общественные.

3. Ассоциативные.

Административные (или деловые) организации  характеризуются следующими признаками:

· жестко заданной структурой и высокой  степенью формализации отношений;

· целями, которые устанавливаются  извне, а не вырабатываются самой  организацией;

· ограниченными возможностями  для участников влиять на

· процесс принятия решений в  организации.

Примерами здесь могут служить  министерства, военные ведомства, предприятия, учреждения и т.п.

Общественные (или союзные) организации - это организации, в которых: цели более подвижны по сравнению с административными объединениями; структуры и взаимодействия менее формализованы; участники имеют возможности влиять на конечные цели организации; члены организации вступают в нее добровольно; профсоюзы, политические партии, клубы по интересам.

Итак, организация - это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены, прежде всего, на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).

Ни для одной организации  социальная деятельность не может быть главной, а тем более определяющей. Попытки в 19 в. Р. Оуна и его последователя  в России М.В. Буташевича - Петрашевского создать коммуны, по сути организации, для которых социальная деятельность была главной целью, потерпели неудачу. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала (ни один другой  капитал такой способностью не обладает), персонала. В этой связи целью, на достижение которой должна быть направлена социальная деятельность организации, является создание условий развития человеческого капитала, т.е. условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Таким образом, социальная деятельность- это необходимое условие достижения генеральных целей организации.

Исходя из этого расширим первоначальное определение: социальная деятельность организации может  быть реализована в двух аспектах. Прежде всего, это адекватное реагирование на внешние социальные условия (или  факторы социальной среды), к которым  относятся:

  1. конъюнктура рынка труда;
  2. характер и интенсивность профсоюзного движения;
  3. социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования);
  4. общие мировые тенденции.

Информация о работе Социальная деятельность как особая функция организации