Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:21, реферат
Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Задание 1. Приведите примеры современных определений социологии как науки, проанализируйте их.
Термин ”социология”
происходит от латинского слова ”societas”
(общество) и греческого ” hoyos ” (слово,
учение). Из чего следует, что ”социология”-
есть наука об обществе в буквальном смысле
слова.
Современная социология
— это множество течений и научных школ,
которые по-разному объясняют ее предмет
и роль, по-разному отвечают и на вопрос
что такое социология. Существуют различные
определения социологии как науки об обществе.
«Краткий словарь по социологии» дает
определение социологии как науки о законах
становления, функционирования, развития
общества, социальных отношений и социальных
общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах
развития и функционирования социальных
общностей и социальных процессов, о социальных
отношениях как механизме взаимосвязи
и взаимодействия между обществом и людьми,
между общностями, между общностями и
личностью. В книге «Введение в социологию»
отмечается, что социология
— это наука, в центре внимания которой
находятся социальные общности, их генезис,
взаимодействие и тенденция развития.
Каждое из определений имеет рациональное
зерно. Большинство ученых склонны полагать,
что предметом социологии есть общество
или определенные общественные явления.
Однако, здесь можно возразить. Общественные
явления изучаются не только социологией,
но и рядом других наук — теорией права,
политической экономией, историей, психологией,
философией и др. Социология, в противоположность
специальным наукам, изучает не те или
иные социальные явления, отдельные специальные
стороны или ряды общественных явлений,
а изучает наиболее общие родовые их свойства,
которые не изучаются ни одной из них.
Политэкономия изучает только хозяйственную
деятельность общества. Правовые отрасли
знаний исследуют только право. Теория
искусства — только искусство и т.п. Ни
одна из наук не изучает те общие свойства,
которые имеются в хозяйственных, правовых,
художественных и религиозных явлениях
и т. п. А ввиду того, что они есть частными
видами общественной деятельности, то
у всех должны быть общие родовые черты
и в жизни должны проявляться общие всем
социальным явлениям закономерности.
Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности,
свойственные всем социальным явлениям
и не изучаемые ни одной социальной наукой,
и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наука
о родовых свойствах и основных закономерностях
общественных явлений. Социология не просто
выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное
восприятие единственным средством достоверного
познания, общественных изменений, но
и теоретически обобщает его. С появлением
социологии открылись и новые возможности
проникновения во внутренний мир личности,
понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает
не человека вообще, а его конкретный мир
— социальную среду, общности, в которые
он включен, образ жизни, социальные связи,
социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей общество-знания,
все же социология уникальна способностью
видеть мир как целостную систему. При
чем система рассматривается социологией
не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого
кризиса. Современная социология и пытается
изучить причины кризиса и найти пути
выхода из кризиса общества. Основные
проблемы современной социологии — выживание
человечества и обновление цивилизации,
поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только
на глобальном уровне, но и на уровне социальных
общностей, конкретных социальных институтов
и объединений, социального поведения
отдельной личности.
Социология — наука о становлении, развитии
и функционировании социальных общностей,
о социальных процессах и социальных отношениях
между общностями, между общностями и
личностью, наука об обществе и общественных
отношениях.
Задание 2. Назовите основные положения учения О. Конта о социальной статике и социальной динамике.
Впервые термин «социология» Огюст Конт употребил в 1839 году, в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том 4). Ученый выделил социологию как отдельную науку. Социология как наука о человеческом обществе являлась самой молодой наукой в составленной Контом энциклопедии наук. По мнению социолога, ее следовало развивать, чтобы с ее помощью не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти две дисциплины соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения «Порядок и прогресс». Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса.
Цель реферата - рассмотреть принципы социальной статики и социальной динамики.
1. Социология Конта
Философия истории Конта - это одновременно закон движения и познания, основными стадиями которого являются:
1) Теологическая, или фиктивная, стадия;
2) Метафизическая, или абстрактная, стадия;
3) Научная, или позитивная стадия.
Третья и последняя
стадия считается самым передовым
состоянием познания. О. Конт считал, что
после того как человечество в
основном пройдет две первые стадии,
станет возможным перейти к концепции
позитивной философии. Она должна была
также сменить критическую
«Социология», по мнению
ученого, выступала как позитивная
наука, и она должна была в будущем
обеспечить познание, которое облегчит
политические действия, соответствующие
развитию государства в направлении
«позитивного состояния». Позитивная
философия являлась основой и
условием его концепции превращения
политики в науку и имела явно
социально-технологические
По Конту, социология,
как и любая другая наука, изучает
неизменные естественные законы. Предмет
ее - самый важный и сложный, поэтому
она - своего рода царица наук. Социология
может и должна использовать достижения
других наук, которые изучают более
обширные, чем общество, сферы реальности.
Эти науки, особенно биология (непосредственно
предшествующая социологии в иерархии
наук), являются по отношению к ней
вводными, подготовительными. Вместе с
тем они служат для нее теоретико-
Для обозначения
самой молодой науки Конт использует
различные термины: «социальная
философия», «социальная наука», «социальная
физиология» и «социальная
Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой - к социальному устройству.
Важно отметить предложенный
Контом социологический метод
Но прежде чем приступить к анализу принципов социальной статики и динамики в концепции О.Конта, следует отметить характерную для ученого черту аргументации, свидетельствующую о том, в какой мере этот теоретик будущего, размышлявший об отдаленнейших перспективах всего человечества, был скован представлениями, которые возникали у него под впечатлением настоящего.
Конт не скрывал,
что предмет его исследования,
общество, неразрывно связан с послереволюционной
ситуацией в социальных отношениях,
в сфере порядка и прогресса.
Эту сферу порядка и прогресса,
которую тогдашняя
2. Социальная статика
Для социальной статики
высшая цель - обнаружение законов
социального порядка, для социальной
динамики - законов прогресса. Социальная
статика - это социальная анатомия,
изучающая строение социального
организма, социальная динамика - социальная
физиология, изучающая его
Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).
Индивид, по Конту, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.
Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.
Общество образуется
из совокупности семей; в нем стадия семейного
существования перерастает в стадию политического
существования. Семья, племя, нация, государство
- все это фазы ассоциации в последовательном
стремлении к человечеству. Но семья -
это «союз», основанный на инстинктивных,
эмоциональных привязанностях, а не «ассоциация)
Что касается собственно социальных образований,
то они предполагают преимущественно кооперацию, ос
Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.
Солидарность, присущая
всем живым объектам, в обществе достигает
наивысшей степени. Для обозначения этой
степени и специфики социальной солидарности
в человеческом обществе Конт со временем
начинает использовать понятие социального
консенсуса (согласия). Консенс
Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.
Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...». В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.
Конт утверждает
естественный, вечный и неустранимый
характер социальной иерархии и, соответственно,
противоестественный характер идеи
социального равенства. Деление
общества на классы вытекает из основного
и необходимого разделения управленческой
и исполнительской функций. Конт
обозначает классы по-разному, но суть
их сводится прежде всего к тому,
что они составляют две наиболее
общие категории: руководителей и исполнителей.
В современном обществе две наиболее значительные
категории - это патрициат и пролетариат. В
Конт чрезвычайно озабочен «печальной судьбой трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновенных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.