Типология, характеризующая модальные
типы личности, показывает, какие
из них занимают господствующее
положение в обществе или в
социальных группах. Разумеется,
наши представления о том, каким
должен быть типичный студент
вуза, могут далеко расходиться
с тем, каковы студенты на
самом деле. Но это не меняет
сути дела. Высшее учебное заведение
должно готовить специалиста
определенного типа. Что касается
конкретных типологий личности,
то здесь имеются интересные
подходы и решения, правда, относящиеся
преимущественно к зарубежной
социологии. Так, некоторые исследователи
выделяют следующие шесть типов
личностей: теоретический, экономический,
политический, социальный, эстетический
и религиозный. За основу выделения
этих типов берутся преобладающие
социальные ориентации (определенные
диспозиции). Скажем, тип экономического
человека характеризуется поисками
собственного материального благополучия
и т.п.
Широко распространены типологии,
в которых рассматриваются типы
личностей в качестве носителей
признаков определенных общностей
(классов, социальных групп): рабочие,
студенты, военнослужащие и др.
Иногда при характеристике того
или иного типа личности используются
образные сравнения. Например, канадский
врач и биолог, создатель учения
о стрессе и общем адаптационном
синдроме Г. Селье предложил
типологию ученых из восемнадцати
типов, сгруппированных в несколько подтипов,
представители которых – "ученые-одиночки",
"нарциссисты", "акулы", "прилипалы"
и проч.
Существует немало характеристик
национальных типов личности. Так,
Н.А. Бердяев писал: "В типе
русского человека всегда сталкиваются
два элемента – первобытное,
природное язычество, стихийность
бесконечной русской земли и
православный, из Византии полученный
аскетизм, устремленность к потустороннему
миру". Можно, конечно, оспорить
подобную характеристику типа
россиянина; тем более, что имеется
множество других определений,
но мы привели это высказывание
в качестве примера подхода
к национальному типу.
Иногда тот или иной тип
личности характеризуется с помощью
одного или нескольких определений.
Например, можно сослаться на
прочитанную весной 1918 г. лекцию
И.П. Павлова "О русском уме",
ведущим мотивом которой была
классическая заповедь, сформулированная
дельфийским оракулом – "Познай
самого себя". И.П. Павлов выделил
восемь черт, какими, по его мнению,
должен обладать научный ум
русского интеллигента: сосредоточенность
мысли на определенной цели, непосредственное
общение мысли с действительностью,
свобода мысли, ее привязанность
к определенной идее, обстоятельность
и детальность, стремление к
простоте, служение истине.
В современной России сложилось
понятие маргинального, или "пограничного",
типа личности, которая порвала
со своей социальной средой, но
не адаптировалась к новой.
В настоящее время в стране
происходит коренная ломка сложившейся
ранее личностно-типологической
структуры общества. Меняются социальные
статусы социальных групп и
социальных типов личностей. Становление
новой личностной типологии происходит
с большим трудом и издержками.
Практически новые базисные типы
личности окончательно еще не
сформировались. Средства массовой
информации и судебные инстанции
отмечают факт широкого распространения
мафиозного типа личности, что
чревато самыми тяжелыми последствиями
для общества.
Список используемой
литературы.
- Социология. Основы
общей теории / Под ред. академика Осипова
Г. В. - М., 1996.
- Фролов С. С. Основы
социологии. - М., 1997.
- Основы прикладной
социологии. Учебник для вузов. / Под ред.
Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. – М., 1996.
- Кравченко А. И.
Социология. - М., 1998.
- Кравченко А. И.
Социология. Хрестоматия. - Екатеринбург,
1998.
- Ядов В.А. Размышления
о предмете социологии (Социологические
исследования, 1999, №. 2).
- Дюркгейм Э. Ю.
Социология. - М.: Инфра - М., 2000 г.
- Бабосов Е.М. Общая
социолгия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
- Григорьев С.И.
, Растов Ю.Е. Основы современной социологии.
- М.: «Феникс», 2002 г.
- Зборовский Е.Г.
Общая социология: Учебник. - М.: Гардарики,
2004 г.