Социальная динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:21, реферат

Описание

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Работа состоит из  1 файл

вариант 1.docx

— 56.56 Кб (Скачать документ)

Объект исследования, который территориально, производственно  и во времени "локализован" и  на который распространяются выводы исследования, называется генеральной  совокупностью.

В свою очередь, определенное число элементов генеральной  совокупности, отобранных по строго заданному  правилу, составляют выборочную совокупность. В момент исследования она должна представлять собой как бы микромодель  генеральной совокупности. Другими  словами, требуется, чтобы структура  выборочной совокупности максимально  совпадала со структурой генеральной  совокупности по основным изучаемым  качественным характеристикам и  контрольным признакам. Для того чтобы добиться этого, нужно строго соблюдать правила выборки.

Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й).

Метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные части  и из каждой части пропорционально  отбираются единицы для обследования (например, по 20% респондентов из каждой части).

Метод гнездовой  выборки. В качестве единиц отбора выступают  не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом  их. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой.

Метод основного  массива. Представляет опрос 60-70% генеральной  совокупности.

Метод квотной  выборки. Наиболее сложный метод, применяемый  при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.

Репрезентативным  считается такое исследование, при  котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам  не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью  проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой  генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100-250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 10% от общего числа студентов.

Задание 5. Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

     Социальный  тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки.

     Выделяются  типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

· традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

·         идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

·         фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

·         реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

·         потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).

       Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе  социальных отношений. Так, выделение  личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное  представление об их определенных социальных качествах.

       Интересными в научном плане представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).

       Актуальным  остается тип авторитарной личности, описанный в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения  ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному  лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто  отклоняется от стандарта, мистическая  вера в непогрешимость догматов собственной  группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей  своей группы, стремление к господству путем насилия.

     Материальная  и духовная культура, которая относится  к настоящему, характеризует образ  жизни личности. Образ жизни представляет собой способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для  личности, группы, слоя, общества.

     В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые  могут приобретать различную  окраску; быть основой норм, которые  ориентируют человека, группу на тот  или иной тип использования имеющихся  материальных возможностей и тип  межличностных отношений. Образ  жизни характеризуется такими показателями как:

     1)       распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы;

     2)       потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения;

     3)       обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.

     Выделяют  три стороны образа жизни:

     -             уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении);

     -             качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей);

     -             стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.

     Типология личностей. Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Вообще говоря, социологическая теория личности без анализа типов личностей теряет смысл. Изучая различные группы людей и их социальные функции, социология не может абстрагироваться от индивидов, из которых эти группы состоят. Причем ее интересует не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Возможна, конечно, экстраполяция этих качеств на отдельную личность, взятую в качестве модели. Проблема типического как отражение общего в отдельном хорошо разработана применительно к художественному творчеству. Многие литературные персонажи потому столь долго и сохраняют свое значение, что выражают нечто большее, чем конкретное лицо и конкретный характер. Достаточно сослаться на людей, которых порой соотносят с гамлетовским и донкихотским типами.

         Сложнее обстоит дело в социологии. Здесь типическое представляет  собой научную абстракцию, которой  не всегда можно найти аналог  в реальной действительности. За  некоторыми исключениями в современной  отечественной социологии нет  специальных работ по личностной  типологии, хотя отдельные ее  положения и затрагиваются в  трудах, посвященных личности. Но, как  говорится, свято место пусто  не бывает. Поэтому широкое распространение  в наши дни получила далекая  от науки астрологическая (зодиакальная) типология личностей. 

         В зарубежной социологии, политологии  и психологии типология личности  занимает подобающее место, способствуя  изучению человека. Правда, чаще  всего в трудах зарубежных  специалистов речь идет о социальном  характере, свойственном представителям  определенных социальных групп.  Так, у социологов можно найти описание типа личности "человека организации", "модельной личности", основного типа личности и др.

         В то же время имеются прикладные  разработки (их иногда называют "типоведение"), служащие своего рода инструкциями  для менеджеров по управлению  ими своей деятельностью и  управлению людьми в организациях. В качестве примера можно сослаться  на популярную работу "Типы  людей и бизнес", изданную несколько  лет назад в Америке. Ее авторы  дают ответ на вопрос о том,  как шестнадцать типов личности  определяют успех в работе. Правда, их типология концентрирует внимание  на психологических составляющих  типов личности, не затрагивая  социальные аспекты. (См.: Крегер  О., Тьюсон Дж. М. Типы людей  и бизнес. М., 1995.)

         Не осталась в стороне от  изучения типологии личности  и российская наука конца XIX – начала XX вв К типам личности  обращались и представители различных  наук. Известный русский правовед  Л.А. Тихомиров, рассматривая государственность,  выделил два типа личностей  по такому основанию, как сила  самостоятельности. "В самой личности, – писал он, – может проявляться  высокий психологический тип,  то есть личность данного племени  по самим своим свойствам может  быть очень сильна, способна развивать  большую силу самостоятельности,  хотя бы при этом была и  неразвита, не сознавала своих  сил и не умела еще их  реализовать. Может случиться  наоборот, что личность данной  национальности по природным  силам довольно хила, но уже  развита, т.е. реализовала всю  сложность своих способностей  бытия и действия. Государственность,  развивающаяся на почве первого  психологического типа, конечно,  имеет данные на более великую  жизнь, чем государство, имеющее  такой слабый психологический  тип личности" (Тихомиров Л.А.  Монархическая государственность.  СПб., 1992. С. 603). В чем-то эта идея  перекликается с концепцией "пассионарности", предложенной несколько лет назад  Л.Н. Гумилевым. 

         Поведение человека, по мнению  Л.Н. Гумилева, есть способ его  адаптации к окружающим условиям, требующий потенциальной энергии.  Новое приспособление требует  новой энергии. В процессе своей  жизни человек поглощает биохимическую  энергию живого вещества биосферы. "Поведенческая практика, – пишет  Л.Н. Гумилев, – свидетельствует,  что способность разных людей  поглощать биохимическую энергию  живых веществ, различна. Проще  всего классифицировать всех  людей по этому признаку" (Гумилев  Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 179).

         Люди, относящиеся к первому типу, располагают достаточной энергией  для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают, чтобы жить.

         Человек второго типа располагает  избытком энергии. Ее больше, чем  требуется для спокойной (нормальной) жизни, поэтому он такой жизнью  не удовлетворяется, а работает  ради более высоких, часто идеальных  целей. Человек этого типа –  "пассионарий".

         К. третьему типу относятся  люди, обладающие недостаточной  энергией. Они не стремится к  активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других. Это – "субпассионарии". Со  временем соотношение людей разных  типов, полагает Л.Н. Гумилев,  в каждом этносе изменяется, определяет  пассионарность уже на популяционном  уровне. Предложенный Л.Н. Гумилевым  подход к человеческим типам  с позиций социальной активности  представляет определенный интерес  для социологии личности.

         В.А. Ядов, указывая, что социальный  тип личности есть продукт  сложного перепрелетения историко-культурных  и социально-экономических условий  жизнедеятельности людей, выделил,  помимо идеального типа личности, "так называемый базисный тип  – наилучшим образом отвечающий  объективным условиям современного  этапа общественного развития. А  помимо этого – тип модальный,  реально господствующий". С базисным  типом личности связана система  социально-правовых и нравственных  норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений  и т.д. 

         Характеристика базисного типа  личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать  личность, чтобы общество могло  развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную  группу, то в ней нетрудно выделить  личность с характеристиками, наиболее  полно выражающими условия и  закономерности функционирования  данной группы. Так, в высшем  учебном заведении существуют  представления о том, каким  должен быть студент. Эти представления  соотносятся с конкретными лицами, в большей или меньшей степени  отвечающими определенным представлениям  об идеальном, базисном или  модальном типах личности.

Информация о работе Социальная динамика