Социальная медицина – понятие и взаимосвязь с клинической медициной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:40, реферат

Описание

Слова «социум» и «социальный» означают – общество, общественный, т.е. определяют общество как конгломерат людей, состоящий из индивидуумов, имеющих свои собственные проблемы. Проблема человека, человеческой личности всегда считалась одной из главных в истории развития цивилизации. Еще Протагор (V век до Н.Э.) провозгласил: «Человек есть мера всех вещей». Индивид всегда стремился познать самого себя, чтобы сохранить свое личное здоровье и определить свое место в социуме, занять свою социальную нишу.

Содержание

1.1 Клиническая и социальная медицина 1
Клиническая медицина 1
Социальная медицина 3
1.2 Технологии социальной медицины 6
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ. РЕФЕРАТ.docx

— 43.05 Кб (Скачать документ)

- деятельность специалистов  с высшим и средним профессиональным  образованием, а также усилия  добровольного персонала в уходе  за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными.

Специалист высшего уровня создает информационный банк данных о социальном положении населения  с учетом социально-экономической обстановки региона:

- общая численность обслуживаемых  граждан;

- количество инвалидов;

- количество нетрудоспособных  и престарелых;

- количество проживающих  на участке семей, с выделением  молодых семей, неполных, малообеспеченных  семей, семей имеющих в своем  составе инвалидов, ребенка-инвалида  с детства, наркологического больного, включая и тех, кто не обращался за социально-медицинской помощью;

- количество социально опасных больных (СПИД, заболевания передающиеся половым путем, туберкулез, дифтерия, гепатиты и др.).

Социально-медицинские услуги должны быть несложными в организации, доступными всем слоям населения, гарантированными по объему и качеству. Первостепенное значение имеет заинтересованность и вовлечение самого населения в  проведении социальных программ, участие  добровольных и благотворительных  организаций, различных фондов и  ассоциаций, служителей церкви.

Помимо оказания непосредственной медико-санитарной помощи важное значение имеет создание благоприятных условий для возможности индивидуального поддержания здоровья  и реабилитации населения, поддержания и улучшения личного благополучия граждан (предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т.д.).

В настоящее время наблюдается  острая нехватка специалистов социально-медицинской  направленности, имеющих специальное  образование и профессиональную подготовку. В дальнейшем требуется  также совершенствование взаимодействия и сотрудничества медицинских и  социальных работников, а также других заинтересованных государственных  служб для реализации комплексной  социально-медицинской программы  развития населения.

Быть здоровым – это  еще не значит не иметь болезней или каких-либо физических дефектов. Во всем мире здоровье – это гармоническое сочетание физического, духовного и социального благополучия личности.

Физическое благополучие обусловлено постоянством внутренней среды организма (гомеостазом) и  генетически детерминировано, характеризуется  нормативными показателями функционального  состояния систем организма, слаженностью нейроэндокринных механизмов адаптации.

Здоровье как понятие  и научный термин недостаточно рассматривать  с чисто биологических позиций: человек – существо общественное, социальное, но в то же время сохраняет  все черты, присущие породившей его  природе. Какова деятельность человека, его природа, таковы и его болезни, и уровень его личного благополучия.

Качество здоровья зависит  от множества факторов, значение которых  имеет широкое толкование. В принятой концепции ВОЗ – «здоровье  для всех к 2000 году» - основными критериями названы следующие:

- количество валового  национального продукта, расходуемого  на нужды здравоохранения;

- доступность для населения  первичной медико-санитарной помощи;

- охват населения безопасным  водоснабжением;

- количество лиц, подвергнутых  иммунизации (прививкам) против шести самых распространенных инфекционных болезней (дифтерии, коклюша, столбняка, кори, полиомиелита, туберкулеза);

- степень обслуживания  квалифицированным персоналом женщин  в период беременности и при  родах;

- качество питания детей  и, в частности, количество  детей, родившихся с низкой  массой тела (менее 2,0 кг);

- показатели уровней детской смертности и средней продолжительности предстоящей жизни;

- уровень грамотности  взрослых.

Система здравоохранения  всегда была ориентирована преимущественно  на лечение уже возникшей у  человека болезни. Не имея возможности проведения мониторинга показателей качества здоровья населения, медицинская помощь запаздывала, так как начиналась лишь с момента обращения больного к врачу, когда патологические изменения уже могли стать необратимыми. В середине 80-х годов XX века уровень смертности по общим показателям стал превышать уровень рождаемости, появились массовые заболевания неинфекционного характера, резко снизился общий уровень качества здоровья населения. В нашей стране продолжает расти общий уровень заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности. Повышается уровень распространения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и обменных заболеваний, вирусных, бактериальных и паразитарных болезней. Растут показатели заболеваемости туберкулезом, дифтерией, корью, гепатитами, холерой, полиомиелитом, дифтеритом, различными кишечными инфекциями, СПИДом, венерическими болезнями, вплоть до детского сифилиса, также позорными в мирное время чесоткой и педикулезом, другими эпидемиологическими болезнями. В связи с этим санитарно-эпидемиологическое положение страны становится поистине угрожающим, свидетельствуя о крайнем неблагополучии общества в целом. В настоящее время реальной потребностью нации становится профилактическое направление деятельности медицины, о котором много говорилось теоретически, но повсеместно не применялось на практике.

Для поддержания необходимого качества личного здоровья каждому человеку требуется пересмотреть и переоценить многие устоявшиеся тенденции во взаимоотношениях пациента и врача, а также коренным образом изменить свое отношение к здоровью. Простая истина об укреплении здоровья с молодости трудно признается и неохотно усваивается, ей не придается особого значения. Человек сознательно приобретает вредные привычки, у него формируется неправильное представление о собственном здоровье, о неисчерпаемости его резервов.

Здоровье – это личное богатство и собственность каждого  человека, поэтому беречь его и  заботиться о нем каждый должен самостоятельно, используя адаптационные возможности  своих физиологических систем, факторы  окружающей природы и те социальные условия, в которых гражданину приходится жить, в чем ему и призваны помочь социальные технологии обеспечения качества личного здоровья и, следовательно, качества жизни.

Вместе с тем очевидно, что без осуществления особой социальной политики государства, направленной на создание благоприятных условий  жизни граждан, достичь должного уровня качества здоровья граждан невозможно.

Необходимыми компонентами социальных направлений обеспечения  и сохранения на должном качественном уровне здоровья являются:

- создание безопасной  среды обитания людей;

- снабжение населения  экологически чистыми и полноценными  продуктами питания;

- соблюдение нормативных требований медицины к условиям жизни и труда граждан;

- обеспечение постоянного  наблюдения за состоянием здоровья  населения страны;

- оказание гражданам первичной  медико-санитарной помощи;

- своевременная иммунизация;

- обеспечение социальной  защиты граждан и др.

В наше время, чтобы жить полноценно, необходимо быть здоровым, а это означает утверждать и поддерживать здоровый образ жизни.

Уровень жизни включает в  себя объем потребляемых благ и услуг, продолжительность рабочего и свободного времени, уровень развития и деятельности органов здравоохранения и т.д. Качество жизни выражает степень  удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, включая в данное понятие комфортность жилища, а также  качественные характеристики в сфере  обслуживания населения, куда входит деятельность здравоохранения, вопросы организации  досуга и т.д.

При сравнении объектов и  предметов изучения социологии и  социальной медицины (социально-медицинской  работы) нужно исходить из их сходства и различия. В качестве наблюдаемых  выступают одни и те же объекты  – люди, но различие между этими  науками состоит в подходе, в  методике изучения проблем, в способах оказания помощи.

В социальной медицине основной объект изучения – это прежде всего  больные, в социологии – все люди, составляющие общество; при оказании помощи в первом случае речь идет преимущественно  о социально-медицинских аспектах, во втором – обо всех социальных аспектах в целом, что связано  с нормальным функционированием  общества и с реализацией надлежащей социальной политики государства.

Одним из разделов социальной медицины является геронтосоциология  – отрасль, изучающая социальные аспекты старения и старости, особенно образа жизни пожилых людей, способы их социальной адаптации в связи с выходом на пенсию, с переменами в их социальном статусе и престиже, в их материальном, семейном положении, в их социальной роли в обществе и т.д. Социальная геронтология базируется как на социологии, так и на геронтологии (наука о проблемах старения человека). Составной частью геронтологии является гериатрия – раздел клинической медицины, изучающей особенности заболеваний у людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающей методы их лечения и профилактики.

Таким образом, прослеживается тесная связь социологического знания с социально-медицинской работой  как одним из важнейших направлений  социальной работы, с одной стороны, а с другой – значимость особых подходов социологии к изучению как объектов (людей), так и их поступков и уровня сознания, особенностей их жизнедеятельности для реализации задач социальной медицины, для развития социально-медицинской деятельности.

Для принятия управленческих решений необходимо выявление количественных зависимостей между факторами окружающей среды, условиями жизнедеятельности  людей и показателями уровня здоровья населения – т.е.мониторинга здоровья.

Мониторинг здоровья подразумевает  применение комплексного подхода, включающего  в себя как статистические и математические методы (корреляционный, пошаговый  регрессионный и факторный анализы), так и методы эпидемиологического  исследования, что дает возможность  в каждом отдельном случае определять особый вклад такого подхода с учетом особенностей изучаемого объекта, а также подойти к важному вопросу о формировании групп риска.

В этих целях можно использовать метод нормированных интенсивных  показателей, который позволяет  установить степень риска развития различных заболеваний при неблагоприятном  сочетании факторов риска.

При этом вероятность возникновения  хронических заболеваний чаще отмечается у людей старшей возрастной группы. Высокая вероятность развития заболеваний  выявлена у людей, не занимающихся спортом. Люди, регулярно занимающиеся спортом, в группу риска не вошли. Организация  летнего отдыха также оказывает  определенное влияние на формирование групп повышенного риска.

Таким образом, при корректном планировании, при проведении анализа  и правильной оценке полученных результатов  эпидемиологическое исследование является высокоинформативным методом изучения влияния экологических характеристик  окружающей среды на человека.

Важной базой в проведении мероприятий социально-медицинской  работы является прикладная, и эмпирическая, социология. В эмпирических исследованиях, как в специфической отрасли  социологического знания, особую роль играют:

- разработка программы  социального исследования;

- организация социального  исследования;

- методы и техника сбора  и обработки полученного информационного  материала.

Эмпирический уровень  социологического знания – связующее  звено между теоретической социологией, с одной стороны, и социальной медициной и социально-медицинской работой с другой.

Социологические методы и  техника изучения проблем социально-медицинской  работы выполняют двоякую функцию  – расширения и углубления социологического и социального образования в  целом и получения важной первичной  социальной (в том числе, и социально-медицинской) информации. Без этого фактически невозможен (либо крайне затруднен) анализ практической социально-медицинской  работы, а также становится практически  невозможным накопление необходимого опыта, его обобществление, и в  целом – повышение эффективности  данных видов деятельности.


Информация о работе Социальная медицина – понятие и взаимосвязь с клинической медициной