Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:48, реферат
Цели работы – определение теоретических основ социальной политики, характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ.
Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.
Объект исследования – социальная политика Украины.
Цели работы – определение теоретических основ социальной политики,
характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ
Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.
Введение
Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной системы социальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного и всестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации, сохраняя тем самым стабильность в обществе.
С переходном к рыночным отношениям социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Она обеспечивает защиту прав человека, создает предпосылки для расширенного воспроизведения человеком своей деятельности и для стабильности общественной системы.
Определяя содержание социальной политики, прежде всего делают акцент на создания условий большей занятости и признанных государством жизненных стандартов потребления, доступности образования, медицины и т.п.
Центральной в социальной политике
есть проблема бедности и перераспределения
доходов с целью их выравнивания.
Исследование проблем социальной политики А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими экономистами позволило, в частности, установить, что его региональные отличия обусловливаются многими зависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды.
1. Теоретические основы социальной политики
1.1) Макроэкономическое содержание социальной политики
В переходе к рыночным отношениям социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Она обеспечивает защиту прав человека, создает предпосылки для расширенного воспроизведения человеком своей деятельности и для стабильности общественной системы.
Социальная политика любого государства предусматривает определение глубоких тенденций развития во всех сферах социально-политической жизни, которые обуславливают процесс развития социального бытия и социальной безопасности человека и целенаправленно влияют на субъекты регулятивной деятельности. Политика такого типа должна создать необходимый экономический механизм для решения разногласий как объективного, так и субъективного характера в экономике, политике, социальных, духовных отношениях общества, межличностных социальных связях людей.
Из многих определений можно
создать общее
Социальная политика - это составная часть общей политики, главная задача которой заключается в разработке и осуществлении необходимых мероприятий по сохранению и укреплению имеющегося общественного и государственного порядка.
Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.
Основные направления
Основными принципами социальной политики является оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности, учёт жизненно необходимых социальных стандартов согласно Конституции страны при формировании бюджетов разных уровней, чёткое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.
В соответствии со статьёй 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильём, необходимым для поддержания здоровья медицинским обслуживанием, собственного благосостояния и состояния семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, старости или других случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.
Если реализация целей финансовой и денежной политики оказывает содействие накоплению материального капитала, то социальная - человеческого и социального капитала.
Тогда содержание социальной политики можно отобразить в таком определении: "Социальной является та политика, которая обеспечивает создание и накопление социального капитала. Таким образом она оказывает содействие ограничению исключения отдельных групп людей из процесса потребления определенных благ". Т.е цель социальной политики - ограничение исключения из процесса потребления материальных и социальных благ бедных слоев общества.
Создание более равного доступа к потреблению благ означает большую социальную справедливость. Беря на себя ответственность за реализацию социальной справедливости — естественного права каждого человека на достойную жизнь, — государство вынуждено осуществлять перераспределение доходов. Если рыночное распределение доходов обеспечивает экономическую эффективность, то государственное перераспределение - социальную справедливость.
Эффективность и справедливость – являются альтернативными целями. Этот тезис изображают с помощью кривой социальных возможностей (График 1)
График 1
1. Размещение кривой
в координатах справедливость - эффективность
подчеркивает то
2. Функция, которая есть нисходящей, отображает обратную зависимость между эффективностью и справедливости: чем большая справедливость, тем меньшая эффективность. Эти две целые являются альтернативными.
3.Движение от точки А к точке В иллюстрирует ситуацию увеличения справедливости за счет уменьшения эффективности. В этом случае предполагается небольшая норма замещения (уменьшение эффективности на единицу дает прирост справедливости на величину, которая превышает единицу). Эта норма разная в зависимости от уровня экономического развития страны.
Средства государственной
Таблица 1
Группы средств социальной политики |
Конкретные средства в рамках группы |
Средства влияния на рабочую силу |
|
Средства налогообложения |
|
Трансферные платежи (Средства системы соц. страхования и целенаправленной соц. Помощи) |
|
Главным средством уменьшения неравенства в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства. В процессе регулирования доходов следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к значительному ослаблению, а иногда и полному разрушению действенных стимулов к труду. К существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время чрезмерная дифференциация доходов обуславливает нарастание социальной напряжённости, углубление социальных конфликтов.
В системе социальной защиты населения важным элементом, является социальное страхование, которое состоит из пенсионного, медицинского, страхования от безработицы и несчастных случаев на производстве. Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны.
Важное звено социальной защиты населения – программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство и предприниматели. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.
В Украине законодательная основа программы защиты населения от безработицы заложена в Законе Украины “О занятости” и государственной программе занятости.
Социальная политика, вопреки ее превосходящей направленности на отдельные социальные группы, имеет макроэкономические следствия, которые касаются экономики вообще. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Прежде всего подлежат рассмотрению возможные положительные макроэкономические следствия социальной политики. Их обеспечивают:
Участие государства в воспроизведении рабочей силы, в частности в содействии переквалификации и эффективной занятости, предотвращает потери ВВП. Последние могут возникать через недоиспользование ресурсов. Обеспечивая повышение уровня квалификации, государство одновременно стимулирует накопление человеческого капитала.
Перераспределение доходов
в пользу беднейших социальных
слоев. Оказывает содействие
Обеспечение минимально
Негативные макроэкономические следствия социальной политики связанны с выходом за объективные границы государственного вмешательства в перераспределение доходов.
Для характеристики материальных основ, современного состояния и направлений развития народного благосостояния необходимо рассмотреть: уровни и структуру доходов, затрат на потребление населением материальных благ и услуг; состояние потребительского рынка; состояние рынка труда и занятости; состояние социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.
1.2) Уровень жизни как
обобщающий показатель
Уровень жизни охватывает и характеризует весь диапазон свойств социальной политики, распространяется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, здоровье и продолжительность жизни. Проще говоря, уровень жизни — это показатель насколько хорошо живется людям. Качество жизни прямопропорционально зависит от проводимой социальной политики в стране. Именно поэтому многие макроэкономисты берут за основу при оценке социальных реформ именно уровень жизни населения.
Когда мы говорим «уровень жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выраженный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низкое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, которыми характеризуют знания учащихся. Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходится прибегать к ряду показателей.
Структура и уровень потребления
основных видов благ и услуг в
натуральном выражении в