Социальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:48, реферат

Описание

Цели работы – определение теоретических основ социальной политики, характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ.
Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе.

Работа состоит из  1 файл

работа курс по соц.полит.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

• возмещение затрат на оплату жилья  с учетом материального расслоения населения в связи с либерализацией квартирной платы и коммунальных платежей;

• обеспечение справедливой системы  пенсионных выплат с учетом трудового  вклада каждого отдельного лица;

• внедрение моральных и фискальных стимулов относительно образования  и расширение сферы деятельности территориальных фондов социальной поддержки населения, развития благотворительных  организаций;

• защита интеллектуального потенциала общества, его эффективное использование и приумножения, содействие неуклонному росту роли, престижа и оплаты труда инженерно-технических кадров, менеджеров, научной и творческой интеллигенции - ученых, деятелей литературы и искусства, медиков, учителей, работников

закладов культуры;

• поддержка развития духовной сферы, образования, науки и культуры; стимулирование создания негосударственных закладов науки, культуры, образования, становление  страховой медицины, осуществление  партнерства государства с частными учреждениями в решении вопросов социальной политики;

• осуществление мероприятий из социальной адаптации молодежи к  условиям рыночной экономики, предоставление юношам и девушкам гарантированных  возможностей относительно получения  образования, профессиональной подготовки и трудоустройства;

• сохранение в процессе приватизации профиля учреждений социального  назначения, которые находятся на балансе государственных предприятий  и организаций, и их передача местным  органам власти. Стимулирование средствами фискальной политики социальных инвестиций предприятий и организаций негосударственного сектора. Содействие строительству объектов социальной сферы, которые предусмотрены национальными программами;

• проведение активной экономической  политики. Разработка программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Процесс повышения уровня жизни населения предусматривает  связь и согласование ряда обобщенных и отдельных показателей. Это  демографический демографические, социально-демографические (количество населения, его состав за статью, возрастом и социальным положением; особенности воспроизведения и миграции населения); обобщенные стоимостные показатели благосостояния народа (национальный доход на душу населения, совокупные ресурсы для потребления и непроизводственного строительства, объем основных фондов непроизводственного назначения); показатели, которые характеризуют условия и оплату труда (количество рабочих, занятых ручной работой, темпы сокращения применения ручной работы, повышение квалификации рабочих и специалистов, оплата труда занятых в народном хозяйстве); показатели развития сферы услуг; показатели роста доходов и потребление населения (динамика и структура реальных доходов населения, объем продажи товаров на душу населения, потребление важнейших продуктов питания и непродовольственных товаров).

Показателями результативности социальной политики в Украине, как и во всём мире - есть уровень и качество жизни  населения. Основными критериями уровня жизни берут: уровень и структура  потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспечения жильем.

Для характеристики материальных основ, современного состояния и направлений развития социальной политики Украины необходимо рассматривать:

• уровни и структуру доходов, затрат на потребление населением материальных благ и услуг;

• состояние потребительского рынка;

• состояние рынка труда и занятости;

• состояние социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. 

3) Пути совершенствования  социальной политики в условиях  современной Украины.

Основными мероприятиями реализации определенной стратегии является принятие и введение в действие новой законодательно-нормативной базы в сфере социальной политики и адекватное ее финансовое обеспечение. Реформирование законодательно-нормативной базы должно происходить в контексте интеграционной политики Украины в Европейский Союз. Речь идет об адаптации норм, размеров, показателей социальной обеспеченности к европейским стандартам.  

Центром перспективных  социальных исследований Министерства труда и социальной политики Украины в ноябре 2002 г. выполнена работа по сопоставлению нормативных требований Европейского кодекса социального обеспечения с действующим законодательством Украины в сфере социальной политики. Это исследование имело цель научно обосновать законопроекты и нормативные акты решения проблем реализации социальной политики, в частности финансового обеспечения социальной сферы, выявление противоречий между юридическими нормами социального обеспечения и фактическим размером социальных выплат. Для устранения этих противоречий предлагается внедрение новых моделей экономических расчетов относительно затрат бюджета на социальные выплаты, а именно: помощи, пенсии, стипендии и т.п.. Одной из таких моделей является модель социального бюджета, которую в своих разработках использует Центр перспективных социальных исследований. Эта модель многофункциональная : реагирует на изменения в законодательстве, которые особенно актуальные в контексте евроинтеграции Украины и адаптации украинского законодательства; предоставляет возможность повторных расчетов при внесении новых данных, т.е. оперативно реагировать на новую информацию; имитировать влияние разных сценариев экономического развития. Прогностическая функция модели чрезвычайно актуальна в смысле восстановления системы прогнозирования в Украине. Модель можно также использовать на государственном и региональном уровнях.

Таким образом, на современном этапе  научно - обоснованное реформирование законодательно-нормативной базы является важной составляющей усовершенствования социальной политики в Украине и в конечном итоге повышения жизненного уровня населения и конкурентоспособности экономики и социальных достижений страны в целом.

Реформирование системы социального  обеспечения и уменьшение уровня бедности - одно из важнейших задач нынешней власти. Эти трудности в свое время приходилось преодолевать правительствам стран Центральной Европы. Именно поэтому опыт этих стран имеет особое значение для внедряемых в Украине реформ.  Как утверждает государственный секретарь Министерства труда, социальных дел и семьи Мирослав Беблави (Словакия), макроэкономическая стабильность является абсолютно необходимой предпосылкой, но ее недостаточно для того, чтобы успешно достичь уменьшения уровня бедности. Ведь именно бедные слои населения, платят непомерную цену за небрежные действия власти. Дефицит денег, высокие инфляция и процентные ставки, нестабильность национальной валюты наносят удар по экономике в целом, но более всего причиняют ущерб бедной части населения в странах с переходной экономикой. В таких странах не хватает рынков, где юридические и физические лица могли бы защищать себя от макроэкономической нестабильности; бедные прослойки населения и люди с низким уровнем образования не имеют социального капитала и навыков защищать себя. Бедная часть любого общества как никто нуждается в стабильности. Существуют две основные характерные особенности макроэкономической стабильности, которые имеют значение для переходных экономик: поддержка государственных финансов на надлежащем уровне и адекватная антиинфляционная денежная политика.

Еще одной предпосылкой для успешной политики уменьшения бедности являются высокие темпы постоянного экономического развития.

Как видим, странам Центральной Европы и, наверное, Украине необходимо сосредоточить внимание на трех основных задачах политики, направленной против бедности: увеличение занятости, уменьшение абсолютной бедности и предупреждение долговременной бедности, улучшение социальной мобильности. После рассмотрения предпосылок для уменьшения уровня бедности и определение целей следует определиться со способами достижения этих целей.

Поощрение занятости в официальной  экономике - это основа любой стратегии, направленной против бедности в странах  со средним уровнем доходов, таких  как Украина. Эта стратегия должна сконцентрироваться и на перемещении рабочих мест из теневой экономики в официальную, и на создании новых рабочих мест в легальной экономике. Важно подчеркнуть, что любой репрессивный элемент (например,   полиция,   налоговые органы и т.п.) должны играть второстепенную роль в этой стратегии.

Основная задача стратегии Украины - сделать создание рабочих мест в официальной экономике более  привлекательным. Этой цели можно достичь, используя комбинации таких элементов:

– Изменения в налоговой системе. Этот шаг, обычно, предусматривает уменьшение налоговых ставок, расширение базы налогообложения, улучшение системы администрирования налогов для того, чтобы достичь лучшего уровня их взыскания, смещение налогообложения с оплаты труда к потреблению и внедрению таких налоговых систем, которые усложняют уклонение от уплаты налогов. Другими словами, успешные стратегии предусматривают ликвидацию большинства, если не всех, целевых налоговых льгот и субсидий в пользу сравнительно низкой ставки налога для всех; концентрацию внимания на налоге на добавленную стоимость и на акцизных налогах, что является основным источником дохода; реформирование затратной части бюджета для соответствующего уменьшения    поступлений;

сравнительно низких ставок налога на доходы граждан и взносов в Фонд социального обеспечения.

– Стимулы для работы в официальной экономике. Пока существует ограниченная связь между тем, что лицо платит государству (налоги и взносы в Фонд социального обеспечения), и тем, что она получает от него, нет экономических стимулов работать в легальной экономике, так как человек за это ничего не получает. Реформы в странах Центральной Европы содержали элементы, которые жестко привязывают социальные выплаты государства к взносам граждан. В Польши, Словакии и Венгрии было создано так называемый второй уровень пенсионной системы, в которой большую долю взносов направляют на личные пенсионные счета.

– Доступ к кредитам для предпринимательской деятельности и населения. Одна из наибольших препятствий в развитии предпринимательской деятельности и экономическом росте в переходных экономиках - недостаточный доступ к финансированию и в форме займов, и в форме   капитальных   вливаний. Эти проблемы касаются проблем из предоставленных гарантий, которые являются следствием несовершенных правовых систем и  прав собственности. Другая проблема - общий низкий уровень развития банковского сектора, всестороннее привлечение государства к банковским операциям в противоположность регулированию банковской деятельности и «защиты» заемщиков от кредиторов. Рано или поздно радикальная реструктуризация и приватизация банков становились основным принципом успешной экономической политики в странах Центральной Европы. Страны, которые обратились к таким мероприятиям раньше, провели реформы успешнее и дешевле.

– Регуляторная среда, в частности трудовое законодательство. Парадоксально, но бедные страны, где государство слабое, имеют тенденцию к более сложному регулированию, особенно относительно рынка труда. Конечно, такое законодательство создает двойную проблему: оно не выполняется надлежащим образом и заставляет работодателей работать в теневой экономике.

Кроме сильной политики занятости, существует политика социальной адаптации, которая является необходимой для уменьшения абсолютной бедности и невозможность ее восстановления. Основным вопросом, учитывая опыт Украины, являются вопросы помощи в натуральной форме, особенно так называемые льготы. Во-первых, страны Центральной Европы никогда не имели больших систем льгот. Они также постепенно старались отменить любые льготы и обеспечить денежное финансирование остающихся льгот. Во-вторых, некоторые правительства стран Центральной Европы (например, Польша или Словакия) сделали ставку на помощь в натуральной форме и финансовые выплаты как дополнительного инструмента для поддержки малоимущих, кроме основной помощи бедному населению.

Одни из важнейших вопросов в Европейском Союзе в целом и в странах Центральной Европы является разработка систем налогообложения и социальной помощи таким образом, чтобы создать экономические стимулы к труду. Такие реформы, как уменьшение социальных выплат, обоснованное предоставление социальной помощи, снижение налогов для семей с детьми и взносов в систему социального обеспечения стараются заставить работников платить самим за себя, даже если их работа сравнительно низкооплачиваемая. Другой важный вопрос касается целевого характера социальных программ. Страны со средним уровнем доходов, к которым принадлежит Украина, не могут поддерживать такой уровень налогообложения, существующий в странах Европейского Союза,  и вместе с тем темпы роста, необходимые для уменьшения бедности. Поэтому очень важно избегать универсальных систем повышения общего благосостояния, которые существуют во многих западноевропейских странах, и соответствующим образом направлять социальные программы. Нынешней власти следует приложить много усилий, направленных, в первую очередь, на повышение благосостояния граждан и преодоление бедности. Итак, накопленный опыт европейских стран в решении этих проблем следует обязательно учесть при формировании государственной политики, избрав те методы, которые более всего подходят к ситуации в Украине.

Выводы:

Социальная политика государства - прежде всего это часть экономики, связанная с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Социальная политика на современном этапе должна изучать, исследовать, анализировать природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей. В зону действия социальной политики попадают доходы различных слоев и групп населения. В данной работе мы рассматривали, что уровень жизни населения является обобщающим показателем проводимой социальной политики в стране.

Информация о работе Социальная политика Украины