Социальная работа с безработной молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок -- один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов отдельных групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с безработной молодежью в современной России

1.1 Социально-психологический портрет современной молодежи

1.2 Проблемы молодежи в обществе

1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы в теории

Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи

2.1 Государственная политика в области занятости безработной молодежи

2.2 Служба занятости, как форма социальной работы с безработной молодежью

3аключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 41.66 Кб (Скачать документ)

 

Возможно ситуация изменится  после принятия и реализации молодежных программ принятых правительством РФ.

 

1.3 Решение проблем  безработной молодежи средствами  социальной работы

 

 

Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости  является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения  в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

 

На основании российского  законодательства безработными не могут  быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

 

Безработица -- это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет  как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в  социальных и экономических аспектах.

 

Для создания эффективных  условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы  службы занятости, осуществляющие комплексное  регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей  стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового  поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей  и работников). Оказание помощи в  трудоустройстве молодежи -- одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

 

Организация занятости  молодежи -- сложная многоплановая  проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке  интересов целого ряда структур -- службы занятости населения, образовательных  учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

 

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи  труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих  активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

 

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими  психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

 

Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации  ее к современным требованиям  профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности  в молодежной среде региона и  обществе в целом.

 

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих  задач:

 

создание правовых и  организационных условий для  предотвращения значительного роста  безработицы среди молодежи;

 

социально-психологическая  адаптация молодых людей к  рыночным условиям;

 

- обеспечение занятости  с ориентацией на интересы  и способности человека;

 

создание системы  информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;

 

правовое просвещение  молодежи;

 

профилактика правонарушений среди подростков и молодежи;

 

- содействие системе  поддержки молодой семьи.

Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих  региональных социальных программ.

 

Эффективным средством  социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование  от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством  государство гарантирует:

 

свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом  труда;

 

охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в  приеме на работу в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о труде;

 

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

 

Безработным гражданам  в возрасте от 18 лет гарантируются:

 

бесплатное получение  услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической  поддержке по направлению органов  службы занятости;

 

обеспечение социальной поддержки;

 

компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в  связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению  органов службы занятости;

 

бесплатное медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направление  на обучение;

 

возможность заключения срочных трудовых договоров на участие  в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и  иных особенностей граждан.

 

Важной составляющей государственной социальной поддержки  для молодежи является выплата пособий  и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

 

выплату пособий по безработице, в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

 

выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

 

возможность участия  в оплачиваемых общественных работах;

 

- возмещение затрат  в связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложениям органов службы  занятости.

 

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право  проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального  обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно.

 

Работающие молодые  люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

 

Служба занятости  решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных  на рынке труда, диагностика и  коррекция негативных психологических  состояний -- одни из основных направлений  деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

 

Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая  помощь молодым безработным, включающая в себя консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разные виды психотерапии.

 

Социальная адаптация  безработных граждан осуществляется в ходе группового взаимодействия в "Клубе ищущих работу". Участие  в деятельности клуба позволяет  молодым людям преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать самостоятельный поиск  работы.

 

Содействие занятости  и трудоустройству молодежи может  быть организовано по нескольким направлениям:

 

1. Образование молодежи -- проблема комплексная, ее решение  предполагает взаимодействие и  сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы  образования и комитетов по  делам молодежи. Одним из направлений  деятельности является содействие  дополнительному образованию молодежи  через организацию и функционирование  профильных клубов и центров  дополнительного образования. Для  успешной адаптации школьников  к трудовой деятельности реализуется  программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую  роль в профессиональном самоопределении  школьника. В ходе реализации  программы появляется возможность  заинтересовать учащихся в профориентации.

 

Программа "Эффективное  поведение на рынке труда" рассчитана уже на более взрослую категорию  молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников  профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения  на рынке труда. Основная проблема выпускников  не в том, что они получили несоответствующее  образование, а в том, что они  не умеют грамотно строить отношения  с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее  берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное -- умеющих творчески  подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых  людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

 

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

 

2. Содействие профессиональной  подготовке молодежи.

 

Службой занятости ведется  активная работа, базирующаяся на организационной  и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных  направлений, обеспечивающих развитие молодежи, -- содействие общеобразовательной  и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости.

 

В системе мер социальной защиты населения от безработицы  важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

 

Профессиональное образование  молодых безработных граждан  решает следующие задачи:

 

повышение конкурентоспособности  конкретного человека на рынке труда;

 

сокращение уровня безработицы;

 

изменение профессионально-квалификационного  состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

 

- минимизация финансовых  издержек государства.

 

Данный вид деятельности службы занятости является одним  из главных элементов в системе  социальной защиты молодежи, так как  способствует преодолению основной причины безработицы -- несоответствия качественных характеристик вакантных  рабочих мест и безработных.

 

В соответствии с законодательством  данная форма работы ведется с  молодыми безработными, если:

 

- гражданин не имеет  профессии (специальности);

 

- невозможно подобрать  подходящую работу из-за отсутствия  у гражданина необходимой профессиональной  квалификации;

 

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

 

гражданином утрачена способность  к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

 

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях  профессионального и дополнительного  образования, учебных центрах органов  службы занятости, образовательных  подразделениях организаций или  в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости  договорами.

 

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно  не работающие граждане (по истечении  шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также  граждане, впервые ищущие работу (ранее  не работавшие) и при этом не имеющие  профессии (специальности), и др.

 

Профессиональная пригодность  работника с учетом уровня его  профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами  об образовании, документами, удостоверяющими  профессиональную квалификацию, записями в трудовой книжке.

 

Эффективность системы  профессионального образования  молодежи подтверждается высокой долей  трудоустройства по окончании обучения граждан.

 

Приоритетное право  на приобретение новой профессии  имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

 

В России число молодых  людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан  необходимо вести работу по следующим  направлениям:

 

комплексная психологическая  поддержка для снятия напряженности  от временной потери работы;

 

меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой  активной позиции).

 

По статистике, во многих регионах на рынке труда нужны  водители, каменщики, плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, охранники, воспитатели и другие специалисты. Значительно труднее найти работу операторам ЭВМ, экономистам, техникам, юристам, менеджерам. Народному хозяйству требуется 75% рабочих специальностей и всего 25% "белых воротничков". На рынке труда все наоборот. Необходимы существенные изменения. Чтобы это сделать, нужна профориентационная работа со школьниками и их родителями.

 

Сдвиги в системе  профессиональной подготовки нельзя однозначно трактовать как кризисные. Происходит адаптация к объективным условиям социально-демографической и экономической  ситуации. Показатели, свидетельствующие  о сокращении выпуска рабочих  и специалистов, в большей степени  подвержены влиянию социально-демографических  факторов. А данные, характеризующие  изменение типов подготовки, структуру  учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведется  подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда.

 

Что касается качественных изменений в системе профессионального  образования, то следует отметить, что  учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка  труда. Вводятся дополнительные к основному  курсу дисциплины, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные  программы, зачастую осуществляемые совместными  усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким, они предпочитают опытных работников.

Информация о работе Социальная работа с безработной молодежью