Социальная работа с безработной молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок -- один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов отдельных групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы социальной работы с безработной молодежью в современной России

1.1 Социально-психологический портрет современной молодежи

1.2 Проблемы молодежи в обществе

1.3 Решение проблем безработной молодежи средствами социальной работы в теории

Глава II. Социальная политика государства в области занятости молодежи

2.1 Государственная политика в области занятости безработной молодежи

2.2 Служба занятости, как форма социальной работы с безработной молодежью

3аключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 41.66 Кб (Скачать документ)

 

3. Изменение порядка  приема молодежи на работу. Работодатели  сегодня предъявляют завышенные  требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив  применения труда подростков  и молодежи и относятся к  их способностям и возможностям  с большим неуважением, не видят  для них условий карьерного  роста в рамках своего предприятия.  Следовательно, основной мерой  по социальной поддержке молодежи  может стать смягчение критериев  приема на работу, трудоустройство  без опыта работы, создание гибкого  графика работы для студентов  дневной формы обучения и др.

 

Сегодня есть возможность  совместить вторичную занятость  несовершеннолетних с ориентацией  на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости  молодежи может быть экономически выгодна  компаниям и предприятиям, и ориентирована  на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной  занятости подростков может полностью  оправдать экономические затраты  на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

 

Квотирование мест для  молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в  некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о  квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для  молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется  получение рабочих мест.

 

Развитие предпринимательской  деятельности. В системе занятости  молодежи характерной является частичная  или скрытая безработица, когда  работодатель дает возможность трудиться  неполный рабочий день, неделю или  официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для  нормализации ситуации в области  занятости населения требуется  развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест.

 

В стратегическом плане  речь идет о подготовке поколения  людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую  подготовку следует рассматривать  как самостоятельную образовательную  область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью  в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

 

6. Привлечение молодежи  к оплачиваемым общественным  работам. Элементом поддержки  безработной молодежи является  финансирование государством общественных  работ и привлечение к ним  молодежи.

 

Право на участие в  общественных работах имеют молодые  люди, зарегистрированные в органах  службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан  в общественных работах допускается  только с их согласия. При этом учитывается  состояние здоровья, возрастные и  профессиональные особенности человека.

 

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера  и общественные работы, считается  подходящей для следующих категорий  молодых граждан:

 

впервые ищущих работу (ранее  не работавших) и при этом не имеющих  профессии (специальности);

 

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего  безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством  Российской Федерации;

 

прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством  Российской Федерации порядке;

 

стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также  направленных органами службы занятости  на обучение и отчисленных за виновные действия;

 

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся  профессии (специальности), получить  смежную профессию или пройти  переподготовку после окончания  первого периода выплаты пособия  по безработице;

 

- состоящих на учете  в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более  трех лет не работающих;

 

- обратившихся в органы  службы занятости после окончания  сезонных работ.

 

Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных  обеспечивается рабочими местами с  оплатой труда.

 

Удельный вес граждан  до 30 лет, принимавших участие в  общественных работах, составляет в  среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости  зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

 

По мнению специалистов, целенаправленная агитационно-информационная кампания увеличила бы среди молодежи число желающих заняться общественными  работами. И такая активность -- позитивный фактор, позволяющий обеспечить временную  занятость и поддерживать доходы неконкурентоспособной части молодежи. А ведь для молодых людей, впервые  оказавшихся на рынке труда после  окончания учебных заведений  и службы в армии (таких порядка 20%), эта проблема сегодня в числе  главных.

 

7. Организация ярмарок  вакансий. В целях оказания гражданам  дополнительных услуг по содействию  в трудоустройстве в ходе сотрудничества  с работодателями служба занятости  организует ярмарки вакансий. Данная  форма работы дает возможность  любому желающему ознакомиться  с банком данных свободных  рабочих мест, самостоятельно подобрать  себе работу и в ходе непосредственного  общения с работодателем выяснить  варианты и условия трудоустройства. 

 

8. Создание специальных  молодежных организаций для решения  проблемы занятости. Сегодня социальные  предприятия для молодых людей  -- реальное явление на молодежном  рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных  секторах и отраслях экономики,  решаемые ими задачи дают основание  выделить данные предприятия  в отдельную категорию.

 

При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных  с неопределенностью их правового  статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций  является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих  мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с  учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие  как бы включается в реализацию социальной молодежной политики.

 

Применяются разнообразные  формы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация  социальных производств на базе учебных  заведений.

 

Государство предоставляет  дополнительные гарантии гражданам, особо  нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются  социальные целевые программы по содействию занятости молодежи.

 

В целях осуществления  практических мер по решению проблем  занятости и созданию эффективной  системы обучения молодежи непосредственно  на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории Российской Федерации была введена в действие программа  организации временной занятости  безработной молодежи "Молодежная практика". Данная форма работы позволяет  повысить конкурентоспособность молодых  людей на рынке труда, способствует дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными  биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних граждан.

 

Главными направлениями  в работе с данной категорией являются:

 

введение в общеобразовательных  учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодежи навыкам поиска работы;

 

информирование молодежи о ситуации на рынке труда и  рынке образовательных услуг;

 

проведение активной политики по профориентационной работе;

 

4)психологическая подготовка  к конкурентной борьбе за рабочие  места;

 

организация временной  занятости безработной молодежи;

 

активное содействие молодежи в организации профессиональной деятельности;

 

обучение типовым  моделям трудоустройства.

 

Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим  качественный анализ профессий и  специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в профессиональных образовательных учреждениях, и  количества выпускаемых молодых  специалистов с учетом спроса на рынке  труда.

 

9. Создание средств  массовой информации для молодежи. Это позволит непосредственно  стимулировать молодежные проекты  и позитивно окрасит информационное  пространство.

 

10. Правовое регулирование  молодежной политики. Необходимость  формирования современной законодательной  базы в области государственной  молодежной политики определяется  сохранением, а нередко и нарастанием  целого ряда социальных проблем  молодежи, что негативно отражается  на социально-экономическом и  культурно-духовном аспектах ее  жизнедеятельности и перспективах  ее развития. Предпринимаемые меры  по повышению образовательного  уровня молодежи, ее трудоустройству,  решению жилищных проблем, развитию  разносторонних способностей молодых  людей недостаточно эффективны  в силу слабой координации  этих мер, их частичного характера  и недостаточной правовой обеспеченности.

 

Вышеперечисленные мероприятия  являются дополняющими друг друга, и  для наиболее оптимального решения  проблемы занятости молодежи целесообразно  их совместное комплексное и целенаправленное применение.

 

Основными направлениями  по повышению социально-экономической  защищенности молодежи на рынке труда  должны быть следующие:

 

ориентация молодежи на достижение собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Основным является не государственная  социальная защита молодежи и не достижение высокого уровня жизни путем занятости  в коммерческой сфере, а создание механизма реализации профессионального  трудового потенциала молодежи в  тесной связи с возможностями  динамического роста благосостояния; ориентация на формирование среднего класса в нашей стране, т. е. прежде всего -- на работников-профессионалов с высоким материальным достатком.

 

Таким образом, в современной  молодежи заложен прообраз российского  будущего. В каком направлении  пойдет дальнейшее развитие России -- это  будет зависеть не только от успешного  хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие  в них российской молодежи. Следовательно, необходимо эффективное содействие динамичному развитию молодежного  рынка труда.

 

социальный безработный  молодежь безработный

 

Глава II. Социальная политика государства в области занятости  молодежи

 

 

2.1 Формы социальной  политики в области занятости  безработной молодежи

 

 

Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди  других социальных проблем. Сам термин «социальная защита» является новым  для отечественной науки.

 

Во второй половине 1991 г. произошла легализация безработицы. В Законе РФ «О занятости населения  в Российской Федерации», вступившем в силу 1 июля 1991 г., безработица признается как закономерный процесс формирования и функционирования рынка рабочей  силы. В настоящее время существует государственная монополия на страхование  работников от социальных рисков.

 

Государство предоставляет  постоянно проживающим на его  территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие  гарантии в области занятости:

 

свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными  режимами труда;

 

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве со стороны ФСЗ;

 

в соответствии с заранее  поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам  учебных заведений подходящей работы;

 

бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение  квалификации в системе службы занятости  или по ее направлению в иных учебных  учреждениях с выплатой стипендии;

 

компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

 

возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие  в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или  иных особенностей граждан;

 

правовую защиту от необоснованного  увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости  населения», ст. 12).

 

Закон РФ «О занятости  населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями  от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной  политики в области содействия занятости:

 

-обеспечение равных  возможностей всем гражданам  РФ в реализации прав на  добровольный труд и свободный  выбор занятости;

Информация о работе Социальная работа с безработной молодежью