Социальная работа с детьми,подвергшиеся насилию в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Выявить особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........…3

Глава 1. Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия в семье..........................5
1.2. Нормативно- правовая база социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.............................................................................................................24

Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.

2.1 Основные направления социальной работы по проблеме насилия над детьми..................................................................................................................27

2.2. Основные направления работы Краевого Кризисного центра для мужчин с жертвами домашнего насилия………………………………………….……............33

Заключение………………………………………………………………….…...........37
Список использованной литературы……………………………………….…........38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социологии

Кафедра социальной работы

 

 

социальная работа с   детьми , подвергшихся насилию в семье

(курсовая работа)

 

 

                                                                   Выполнила студентка

                                                                   2 курса, группы 1092

                                                                                   М.С. Панаскина

                                                                                                 

                                                                                  Научный руководитель,

                                                   к. с. н., доц.

                                                  Н.С. Ремнева

                                                             

                                                                                        Работа защищена

                                                                                                       2011г.

                                                                                        Оценка

 

 

                                         Барнаул 2011


Содержание

Введение………………………………………………………………………..........…3

Глава 1. Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия  в семье..........................5
1.2. Нормативно- правовая база социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.............................................................................................................24

Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.

2.1 Основные направления социальной работы по проблеме насилия над детьми..................................................................................................................27

2.2. Основные направления работы Краевого Кризисного центра для мужчин  с жертвами домашнего насилия………………………………………….……............33

Заключение………………………………………………………………….…...........37
Список использованной литературы……………………………………….…........38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Современное российское общество столкнулось с огромным количеством проблем: наркомания, ВИЧ - инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне тема семейного насилия не кажется самой острой и злободневной. Но на самом деле данная проблема является очень сложной и актуальной. Хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. 1

     Специальных научных исследований ни супружеского насилия, ни жестокого обращения с детьми практически нет. В то же время ряд статистических данных свидетельствует, что такой показатель семейного благополучия весьма значителен и у нас. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30-40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.

   Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов.[1]

Факт насилия может вызвать различные нарушения в психосоматической сфере личности, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитого насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую валяющим на дальнейшую жизнь.

   В отечественной науке проблематика психологии насилия сравнительно молода и известны исследования таких авторов, как: А.И. Гусейнова, Т.Я. Сафроновой, Е.Т. Соколовой, Е.И Цимбал, и др.

   Проблема заключается в том, что, несмотря на всю важность и актуальность профилактики и коррекции последствий насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в гуманитарных социоориентированных исследованиях. Также отсутствует единая теоретическая и исследовательская парадигма, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.

Объект исследования: Социальная работа с детьми, подвергшихся насилию в семье

Предмет исследования: Особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию.

Цель данной работы: Выявить особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

Задачи:

1.      Изучить теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

2.      Рассмотреть основные понятия и подходы к определению насилия в семье.

3.      Рассмотреть правовые аспекты проблемы домашнего насилия.

4.      Определить основные направления социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

5.      Ознакомится с организацией социальной помощи пострадавшим от домашнего насилия, разработанными и внедренными в практику специалистами ККЦМ.

Метод исследования:  анализ литературных источников, статистических данных, нормативно-правовых документов.

 

Глава 1 Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье

1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия  в семье.

Истоки и причины насилия

   Говоря об истоках жестокого обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена был чисто утилитарным. Поскольку интересы общества требовали, чтобы граждане были физически здоровы и способны защищать отечество, то умерщвление младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось обыденным явлением. Греческий закон Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы.
    Руководствуясь теми же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности государства уничтожать неполноценных детей и признавал за неимущими родителями право убивать младенцев, которых семья не в состоянии содержать. Позицию Плутарха разделял Платон, который к тому же призывал избавляться от младенцев, рожденных женщинами старше 40 лет. Но особой жестокостью к детям отличались нравы Римской империи, где детоубийство не только было закреплено на государственном уровне согласно заимствованному закону Ликурга, но главе семейства разрешалось убивать и продавать в рабство детей, независимо от их возраста. Подкидывали на городской рынок или убивали новорожденных, от которых отказывались отцы. А теоретическое обоснование такому отношению к детям выдвинул Сенека, который предлагал руководствоваться принципом рациональности и подвергая сомнению затраты на воспитание неполноценных детей.[2]

                    Много позже известный итальянский врач, педагог и психолог Мария Монтессори отмечала, что ребенок, по мнению тех, кто заботится о нем, представляет собой своеобразный придаток взрослых, воспринимается ими как слабое и неспособное существо. Даже раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок родителей, слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка, никогда рабочему не [3]приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок. Никому из взрослых не придет в голову безрассудно действовать в отношениях с начальством, коллегами, соседями, и только по отношению к ребенку можно быть безответственным, беспредельно свободным, выступая тираном и навязывая свою волю.

   Что касается Беларуси и России, то у нас патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки". Поэтому российские и отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:
а) исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей, несопоставимые с зарубежными странами. Более того, отмечаются различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, в последних сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;
б) разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности; 
в) социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества, в т.ч. на детей и стариков;
г) неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической ситуации отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;
д) вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.
Применительно к семейному насилию, его причины зачастую просто делят на две группы: психологические и социальные. В качестве социальных называют бедность, низкий уровень дохода семьи, безработицу, социальную изоляцию и закрытость, перенаселенность и др. К психологическим относят низкий образовательный и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей. Такая позиция четко прослеживается у Н.Ю. Синягиной, которая подчеркивает, что недостаток заботы о детях со стороны родителей может быть непредумышленным, выступать как следствие стихийных бедствий, социальных потрясений, болезни, бедности, неопытности или невежества взрослых.

     К наиболее типичным причинам насилия над детьми она причисляет:
1. Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего ремень да порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: "За одного битого двух небитых дают", "Больше тумаков – меньше дураков" и др. 
2. Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на 1994–1996 годы, но не пошел на спад. 
3. Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.
4. Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Группа российских ученых, в том числе Е.И. Цымбал и др. ("Жестокое обращение с детьми и его последствия"), отдельно останавливаются на такой причине насилия над детьми, как "отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются."
    В целом можно выделить 4 теории возникновения причин семейного насилия над детьми. Сторонники социологической модели подчеркивают влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. Представители психиатрической, медицинской теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации. С точки зрения социально-психологической проявления насилия объясняются личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством. Наконец, принадлежащие к психологической теории убеждены в том, что ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, и обосновывают концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
    На этом фоне логичным представляется утверждение некоторых зарубежных ученых (Р. Джиллес, М. Страус) об отсутствии единой теории, способной полностью объяснить истоки и причины домашнего насилия, поскольку специалисты исходят из собственных профессиональных убеждений. Поэтому насилие можно трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием а) личностных особенностей родителей и ребенка, б) внутрисемейных процессов, в) социально-экономических условий.
Соглашаясь с тем, что наиболее распространено домашнее насилие над ребенком, подчеркнем, что острее всего дети сейчас реагирует не на насилие в семье, а на эмоциональное насилие со стороны взрослых (учителей, воспитателей) в школе. Именно там они проводят больше всего времени, находит основной круг друзей, знакомых и среду для самовыражения, связывает с этим местом возможность своего дальнейшего развития: поступление в техникум, институт, университет.
Можно выделить несколько причин, которые вызывают применение насилия по отношению к ученикам в школе:

Информация о работе Социальная работа с детьми,подвергшиеся насилию в семье