Социальная работа с детьми,подвергшиеся насилию в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Выявить особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........…3

Глава 1. Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.

1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия в семье..........................5
1.2. Нормативно- правовая база социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.............................................................................................................24

Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.

2.1 Основные направления социальной работы по проблеме насилия над детьми..................................................................................................................27

2.2. Основные направления работы Краевого Кризисного центра для мужчин с жертвами домашнего насилия………………………………………….……............33

Заключение………………………………………………………………….…...........37
Список использованной литературы……………………………………….…........38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

7.      Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.)

Законодательство РФ

1. Конституция РФ:[14] ст. 7 (2) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; ст.17 (2). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (3). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; ст.19 (1) Все равны перед законом и судом. (2). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности… (3). Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации; ст. 21 (2) Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; ст. 22 (1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. (2). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов; ст. 38 (1) Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; ст. 46 (1) Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (2).Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; ст.48 (1) Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; ст. 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

2. Уголовный кодекс РФ:[15] убийство (ст. 105), убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106), убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст.107), причинение смерти по неосторожности (ст.109), доведение до самоубийства (ст. 110), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст.115), побои (ст.116), истязание (ст.117), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119), оскорбление (ст.130), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), понуждение к действиям сексуального характера (ст.133), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.134), развратные действия (ст.135), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст.156), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.167).

3. Гражданский кодекс РФ:[16] Компенсация морального вреда (ст. 151), возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия (ст.1087)

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ: [17] ст.5.35- неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

5. Жилищный кодекс РСФСР:[18]  ст.97- выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения.

6. Семейный кодекс РФ:[19] Ст. 56. Право ребенка на защиту; Ст. 69. Лишение родительских прав; Статья 73. Ограничение родительских прав; Ст.75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом; Ст. 76. Отмена ограничения родительских прав; Ст.77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью; Ст. 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей; Ст. 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей; Ст. 83. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме

7. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998 г.)

8. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» (1995 г.)

9. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.)

Рассмотренные выше нормативные акты и документы непосредственно влияют на работу социальных служб для обеспечения достойной жизни семьи и помощи ей в кризисной ситуации. Социальная работа призвана следить за благополучием ребенка в семье ,следить за тем, чтобы  его гражданские права не были нарушены.

А разработанные меры ответственности, за насилие над  детьми, должны регулировать все противоправные акты, чтобы жизнь и будущее детей  могло быть спокойным, ,находится под защитой государства.

 

Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.

2.1. Основные направления социальной работы по проблеме насилия над детьми.

    Сегодня существует большая сеть ведомств, занимающихся решением проблемы насилия в семье (службы семьи, материнства и детства, учреждения здравоохранения, образования, бюро судебно-медицинской экспертизы, правоохранительные органы, прокуратура, суд, духовенство ). Каждое из которых имеет централизованное руководство. Но в тоже время недостаточно совместных документов, совещаний по межведомственному взаимодействию, нет спланированной стратегии в координации работы этих ведомств.

     Одной из проблем, создаваемых отсутствием четко скоординированного взаимодействия всех ведомств, является неполное и некачественное оказание помощи.

   Обращаясь в учреждения обслуживания семьи и детей, человек может получить психологическую, психотерапевтическую, юридическую, медицинскую помощь, но виновник этой ситуации может уйти от ответственности. С другой стороны, если эта ситуация попадает в силовые ведомства, то складывается обратная проблема: [20]

    Одной из трудностей при решении проблемы насилия в семье является сложность выявления случаев насилия, которая обусловлена несколькими основными факторами:

1) по сложившейся в России традиции многие подобные случаи не трактуются членами семьи как насилие, а объясняется теми или иными причинами (воспитанием, защитой интересов семьи и другими);

2) очень многие ведут политику «не выносить сор из избы». При сложившемся стереотипе мышления члены семьи таким образом бояться ее опозорить;

3) подавляющее большинство населения не знает, куда можно обратиться и грамотно, на законных основаниях получить защиту;

4) также существует огромное количество сопутствующих этому побочных факторов: финансовые, психологические зависимости, давление родственников, сохранение семьи только ради ребенка.

    Поэтому возникает необходимость повышения информированности населения о различных случаях насилия и о грамотных способах защиты.

   Социальные службы которые призваны защищать права и интересы несовершеннолетних, в должностных инструкциях специалистов по социальной работе содержатся конкретные указания по деятельности, направленной на оказание помощи данной категории детей: выявление посредством взаимодействия со специалистами других ведомств и с гражданами, самостоятельно обратившихся; обследование жилищно-бытовых условий и психологического микроклимата семьи в ходе социального социального патронажа; содействие в оформлении документов необходимых для госпитализации в кризисный стационар; сопровождение детей в кризисный стационар; контроль в постреабилитационный период и оформление обратной информации о судьбе ребенка.

    Однако своевременно выявить случай семейного насилия - это еще не значит решить его. Таким образом, проблема насилия в семье является острой и актуальной, требующей эффективного решения, поэтому стали разрабатывать программу подготовки «социальных адвокатов» (его необходимо понимать в значении «социальный защитник»).

    Программа готовит социальных адвокатов к различным формам обучения с местными правительственными организациями и учреждениями, правоохранительными органами. Черезвычайно важно, чтобы социальные адвокаты и, в более широком контексте, неправительственные организации вовлекли государственные структуры в решении вопросов домашнего насилия, поскольку, в конечном счете, именно государство несет ответственность за защиту прав человека и гражданина.

   Программа подготовки социальных адвокатов ставит своей целью добиться исполнения государством обязательств, принятых Россией в соответствии с международными конвенциями по правам человека, образовательным путем, то есть обучением слушателей.

   Помощь клиентам социальным адвокатом может осуществляться в одной из следующих форм или их сочетании:

- консультирование;

- помощь в составлении заявлений в правоохранительные, административные или иные органы;

- помощь в составлении исковых заявлений в суд, в написании ходатайств, запросов, кассационных жалоб и т.п. деловых бумаг;

- сопровождение клиентов в различные инстанции, в том числе судебные;

представление интересов клиентов (в порядке, установленных законом);

- разработка плана безопасности для клиентов;

- оформление и размещение в своих организациях стендов (выпуск бюллетеней, брошюр, иных пособий) с информацией по правовым вопросам;

- организация и проведение групповых занятий по актуальным правовым темам.

   Итак, главным в работе специалиста по социальной работе является сотрудничество с семьей ребенка. Родители, совершившие насилие и (или) не препятствовавшие насилию над своим ребенком могут поддаваться психологической коррекции. Задача специалиста по социальной работе - замотивировать их на работу с психологом, т.е. заинтересовать родителей в совместной работе, показать их выгоду, а также взять семейную ситуацию под контроль, т.е. отследить своевременно ли оказана необходимая помощь, помочь в оформлении документов, получить обратную информацию по окончании процесса реабилитации ребенка в кризисном стационаре.

    Услуги по оказанию помощи пострадавшим от домашнего насилия и проведению работы по профилактике насилия в семье можно разделить на следующие направление:[21]

- консультативно-информационное: предоставление клиентам информации о проблеме насилия, о системе правовой защиты, о том, куда и к кому можно обратиться за помощью;

- реабилитационное: психическое и физическое восстановление организма после пережитой ситуации, социально-психологическое сопровождение реабилитационного процесса, группы поддержки, коррекционной группы;

- социально-психологическое: консультирование людей по психологическим проблемам, сопровождение целевых групп и их ближнего окружения, консультирование по модели изменения поведения;

- правовое: оказание юридической и правовой помощи и поддержке целевой группе;

-информационно-методическое: информационно-методическое сопровождение всей деятельности центра, проведение информационный профилактический кампаний, разработка и создание информационных и методический материалов, организация волонтерского движения, работа со СМИ, спонсорами, анализ литературных обзоров и т.д.;

- образовательно-просветительское: проведение образовательных программ, лекций, тренингов, повышение информированности общественности относительно проблемы насилия в семье и положения пострадавших;

- лоббистское: продвижение целевых программ, инновационных проектов, законопроектов.

В социальной работе с детьми, пострадавшими  от домашнего насилия выделяются три группы задач:

1.      по их спасению

2.      по поддержанию социального функционирования

3.      по социальному развитию.

Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.

В случае реальной опасности для жизни и здоровья детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг.

Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой детей в трудной жизненной ситуации.

Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер. Социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и. т.п.

Социальная работа с детьми подвергшимся насилию в семье, является ключевым звеном для их реабилитации и интеграции в общество. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах,[22] а именно:

- индивидуальное социально-психологическое консультирование

Социально-психологическое консультирование – это профессиональная помощь человеку в поиске решения проблемной ситуации. Цели и задачи социально-психологического консультирования:[23]

1.эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; 2.расширение сознания и повышение психологической компетенции;

3.изменение отношения к проблеме(«от тупика» к «выбору решения»);

4.повышение стрессовой и кризисной устойчивости;

5.повышение ответственности;

- консультирование по телефону доверия.

    Одной из форм социальной работы с детьми , испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Психологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов ребенка, разрешения внутреннего конфликта;

Информация о работе Социальная работа с детьми,подвергшиеся насилию в семье