Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:21, курсовая работа
Цель данной работы: Выявить особенности социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
Введение………………………………………………………………………..........…3
Глава 1. Теоретико–методологические основы социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
1.1 Основные понятия и подходы к определению насилия в семье..........................5
1.2. Нормативно- правовая база социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.............................................................................................................24
Глава 2. Социальная работа с детьми , подвергшихся насилию в семье.
2.1 Основные направления социальной работы по проблеме насилия над детьми..................................................................................................................27
2.2. Основные направления работы Краевого Кризисного центра для мужчин с жертвами домашнего насилия………………………………………….……............33
Заключение………………………………………………………………….…...........37
Список использованной литературы……………………………………….…........38
В настоящее время наше общество находится на самом первом этапе - этапе осмысления самого факта домашнего насилия, и именно поэтому мы пока не имеем конкретной программы помощи жертвам домашнего насилия и реальной статистики. В этом отношении нам еще много предстоит сделать. Но начинать это необходимо. Уже сейчас.
Многофакторность проблемы домашнего насилия требует объединения усилий многих служб и ведомств - это социальные работники и психологи, медики и педагоги, юристы и т.д. Каждый представитель этих служб может внести свою лепту в решение этой проблемы. Но прежде всего нам всем предстоит изменить свое собственное отношение к вопросу насилия в семье.
Любое насилие над человеком является не только проблемой социальной или юридической, но и чисто медицинской. А в отношении домашнего насилия - еще и психологической, так как совершается оно, как правило, близким человеком.
С точки зрения здравоохранения домашнее насилие наносит ущерб здоровью в виде:
- телесных повреждений различной степени тяжести, нередко требующих длительной госпитализации и значительных затрат на оперативное или консервативное лечение;
- обострение различных хронических заболеваний, вызванных физическими или психологическими факторами;
- осложнение беременности, если насилие осуществлялось по отношению к беременным женщинам;
- развитие физических симптомов депрессии или посттравматического стресса;
- суицидных попыток;
- инвалидизации;
- смерти.
Насилие - это демонстрация силы для оказания влияния или уничтожения.
Насилие - это такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. В понятии насилия существенно важным являются два момента: а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе; б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения.
От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. А от собственной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует к праву, справедливости , человеческим ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сольного как воздействие силы в закон человеческих отношений.
Последствия семейного насилия над детьми
Любое проявление домашнего насилия является психологической травмой для пострадавших. Чем сильнее травма, тем более тяжелее и длительные последствия она вызывает.
Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на человеке. Знать обо всех из них мы не можем, всех их не знает даже сам человек, подвергающийся или подвергшийся насилию. Многие из них проявятся только со временем. Но мы знаем о некоторых, наиболее характерных и распространенных из видимых признаках, отличающих женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.
Рассмотрим последствия насилия над детьми.
Было подсчитано, что каждый год около 3-х миллионов детей становятся свидетелями насилия в семьях. Дети страдают не только от того, что становятся свидетелями. Они зачастую сами становятся жертвами. Например, около трети мужчин, которые избивают своих партнерш, также подвергаются сексуальному насилию своих детей. До 70% мужчин, прибегающих своих детей насилию (90%, если в семье четыре ребенка и более). К счастью, некоторые из этих детей, несмотря на травмирующие переживания в детстве, сами в будущем не прибегают к насилию. Ученые утверждают, что вероятность передачи склонности к насилию по наследству составляет около 30%. Несмотря на этот факт, что в детстве были свидетелями или подвергались насилию, является важным фактором риска, который может помочь в будущем выявить причастность человека к совершению актов насилия.[10]
Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации «Projekt Harmony» в 1998 году проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращения насилия в семье», так определили понятия «насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:
Над ребенком совершено насилие, если:
- его истязатели,[11]
- ему нанесли побои,
- его здоровью причинили вред,
- нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
- ребенка запугивали если:
- ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
- использовали для запугивания свой рост, возраст,
- на него кричали,
- угрожали насилием по отношению другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее)
К ближайшим последствиям насилия над детьми относятся: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потери сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающиеся у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки.
К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Нарушения в физическом и психическом развитии.[12]
У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей- алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».
Дети, подвергшиеся к жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядит по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Различные заболевания как следствие жестокого обращения.
Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрыв прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.
Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделение неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
Рассмотрим социально-психологические особенности детей, пострадавших от насилия.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто агрессивность проявляется в игре, порой их гнев не имеет видимой причины.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно слабы, пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт. Общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины. Стыда. Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте. У подростков, могут наблюдаться попытки покончить собой или завершенные самоубийства.
Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.
Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества.
Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.
Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве.
Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.
Надо, чтобы взрослые уяснили для себя необходимость:
- изменения общественного отношения к проблеме насилия;
- изменения стереотипов воспитания.
Не оставляет сомнений тот факт, что профилактика насилия и коррекция его последствий невозможна без осознания возможностей правового и социального обеспечения защиты ребенка.
1.2. Нормативно- правовая база социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье.
Большинство вопросов по проблеме насилия отражаются в нормативно-правовых документах международного и федерального уровня.[13]
Международное законодательство:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
1. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949г.)
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.)
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.)
4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
5. Конвенция против пыток или других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1987 г.)
6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 г.)
Информация о работе Социальная работа с детьми,подвергшиеся насилию в семье