Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа
Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества).
Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.
Социология- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность.
Рассматривая взаимосвязь
Исследования в области социальной работы
опираются на социологические данные
или методы анализа социальной реальности.
При написании социальных биографий клиентов
из числа представителей групп риска,
что весьма часто делается в исследованиях
по проблемам социальной работы, обычно
используются данные интервью, анкет,
опросных листов, документов архивов,
автобиографий и других источников и методов
сбора информации, которые традиционно
применяются в социологии. Знания социологии,
особенно прикладной, важны для социальной
работы, но не подменят ее
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Социальному работнику необходим определенный
уровень психологической грамотности
Необходимость достаточно
высокой психологической компетенции обусловливается
В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.
Нередко в помощи социального работника
Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается и в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия — человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются разные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции.
Социальный работник, используя в своей практике простые психодиагностические процедуры для получения более полной и объективной характеристики клиента, при необходимости направляет его к профессиональному психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования.
Тест — очень тонкий и порой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать его потенциальные возможности, правила интерпретации, четкость процедуры тестирования, правила соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.
Вместе с тем грамотное использование
Психологическое консультирование населения — новый вид практической деятельности отечественных психологов и пока, к сожалению, оно развивается в довольно скромных масштабах, хотя во многих зарубежных странах Европы, Америки, Азии уже много лет функционирует сеть муниципальных, городских, районных (коммунальных), местных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект.
Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от компетентности и опыта специалиста. В дополнение к вышеизложенным можно предложить дополнительные технологические способы, которые могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной социальной работе: психодрама и музыка как средства психологического воздействия.
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.
Объект истории: социально-экономическое, политическое, культурное развитие общества. Предмет истории: пути результаты противоречий, возникающих в ходе развития общества.
Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория[ или наука.
Иногда под предметом
По определению В. П. Казначеева (1996), валеология - это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Валеология - это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.
Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в "третьем состоянии") человек.
Социальную работу можно определить как организацию личностной службы помощи людям. Основана она на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально
Социальный работник должен уметь помочь клиенту склониться к принятию решения и встать на путь действий, не навязывая ему этого приказом.
Предметом
валеологии являются индивидуальное здоровье
и резервы здоровья человека, а также здоровый
образ жизни. В этом состоит одно из важнейших
отличий валеологии от профилактических
медицинских дисциплин, рекомендации
которых направлены на предупреждение
болезней.
Объект валеологии — практически здоровый,
а также находящийся в состоянии предболезни
человек во всем безграничном многообразии
его психофизиологического, социокультурного
и других аспектов существования. Имея
дело со здоровым или находящимся в группе
риска человеком, валеология использует
функциональные резервы человеческого
организма для сохранения здоровья преимущественно
через приобщение к здоровому образу жизни.
АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
(от греч. anatemno
- "рассекаю") -наука, изучающая
форму и строение человеческого организма
в связи с его функциями, развитием и влиянием
на организм окружающей среды.
Анатомия изучает
не только строение современного взрослого
человека, но и исследует, как сложился
человеческий организм в его историческом
развитии. С этой целью:
•изучается развитие человеческого рода
в процессе эволюции животного мира - филогенез;
•исследуется процесс становления и развития
человека в связи с развитием общества
- антропогенез;
Психодинамические теории
явились основой для многих теорий социальной
работы, например, таких как функциональная,
проблемно-разрешающая, эго-ориентированная,
психосоциальная и др. Поэтому есть смысл
познакомиться более подробно с их сущностью.
Современные психодинамические теории
имеют довольно широкий спектр различий,
но всех их объединяет опора на идеи классического
психоанализа Зигмунда Фрейда. Он с позиций
последовательного детерминизма считал,
что все психическое вызывается и определяется
предшествующими событиями. Сознание,
подсознание, бессознательное — три уровня
психического. Именно на последнем уровне
находятся основные детерминанты личности,
психической энергии, побуждений и инстинктов.
Этот уровень личности Фрейд назвал Ид.
Состоит он преимущественно из либидо
(стремление к сексуальному удовлетворению),
инстинкта агрессии и стремления к смерти.
Высший уровень личности — Супер-Эго (что-то
вроде совести), между ними находится уровень
Эго — следует инстинктам бессознательного
и требованиям морали, отвечает за произвольное
поведение и формирование психологических
защит. [11, 20]
Хотя позиции, выдвигаемые Фрейдом, вызывали
и до сих пор вызывают неумолкающие дискуссии,
ни у кого не возникает сомнений в их важности.
Многочисленные ученики и последователи
психоанализа бесконечно модифицируют
концепцию Фрейда: Альфред Адлер, Эрик
Эриксон, Эрих Фромм, Хорни, Карл Юнг —
весьма известные имена в психологии.
Психоанализ стимулировал развитие новых
идей — трансактного анализа (Э. Берн),
биоэнергетики (А. Лоувен), гештальт —
традиций (Ф. Перлз) и др. Это направление
объединяет большое число теорий и школ,
не похожих друг на друга, порой парадоксальных.
Спектр их различий довольно широк — от
ортодоксальных, традиционных (классических)
до более гуманистических, с использованием
методов других направлений.
Психодинамический подход
в целом фиксирует внимание на огромной
роли прошлого опыта человека, уходящего
корнями в его детство, который, как правило,
не осознается субъектом. Эта идея выражается
понятием "предметные связи". Отсюда
центральным понятием является "конфликт"
— непознанные ("бессознательные")
моменты, возникшие в ходе развития человека,
начиная с детства, и продолжающиеся в
жизни взрослого. Такие конфликты — манеры
поведения — были заложены как кластеры
чувств, мыслей и поступков. Они возникли
в результате взаимодействия различных
событий в индивидуальной истории развития
человека.
Считается, что на основе прошлого опыта
формируется особая организация (совокупность
чувств, мыслей и манер) поведения, оказывающая
воздействие на нынешнее восприятие мира.
Если она выражается в неадекватных условиям
реакциях, то, исследуя настоящие события
в контексте прошлого опыта, можно изменить
эти "организующие системы", способствуя
тому, чтобы информация и опыт в будущем
у личности структурировался иначе, став
основой нормального психического самочувствия.
При его нарушении от тревоги и неуверенности
спасает человека своеобразный механизм,
названный психологической защитой, который
действует на подсознательном уровне.
"Защита" и "сопротивление" —
с позиций психодинамики представляются
как особые когнитивные способности человека,
позволяющие ему освободиться от неприятных
чувств и воспоминаний, держать их вне
своего сознания, обеспечивающие бессознательную
компенсацию тревоги и стресса. Психологическая
защита — один из механизмов, препятствующих
изменению личности. В современном психодинамическом
подходе описан ряд наиболее распространенных
защитных механизмов: вытеснение, отрицание,
подавление, идентификация, рационализация,
интеллектуализация, регрессия, сублимация,
расщепление, проекция и др.