Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 42.85 Кб (Скачать документ)

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества).

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в  трудные жизненные ситуации; а  также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при  оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности  восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.

Социология- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Предмет изучения социологии − это  особенные, специфические законы и  закономерности.Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической  науки выступает социальная реальность.

Рассматривая взаимосвязь социологии с социальной работой, отметим следующее: социология изучает общество, социальные институты и явления, поведение  и убеждения пецифических групп - семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы - это интервьюирование. Этот навык предполагает знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник далее намечает план действий, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы. Научный анализ социальной проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеятельности «групп риска» в социальной работе опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению, и др. 
 
Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. При написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, что весьма часто делается в исследованиях по проблемам социальной работы, обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Знания социологии, особенно прикладной, важны для социальной работы, но не подменят ее

 

 

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека

Существует много различных  точек зрения на то, что изучает  психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Предмет психологии в традиционных представлениях

  • Душа (все исследователи до начала XVIII века)
  • Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
  • Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)
  • Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано)
  • Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
  • Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
  • Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)
  • Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)
  • Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Социальному работнику  необходим определенный уровень  психологической грамотности для  результативного выполнения своих  профессиональных обязанностей, связанных  с организацией и функционированием  социальных служб.

Необходимость достаточно высокой психологической  компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с  профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда  под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента  к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней  людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит  индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием  окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются  люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются  и своеобразные тенденции в сфере  психики: агрессия, депрессия, аутизм и  т.д.

Особая взаимосвязь  психологии и социальной работы прослеживается и в том, что обе научные  области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий  объект воздействия — человек. Известно, что человек не только выступает  как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются разные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции.

Социальный работник, используя в своей практике простые  психодиагностические процедуры для  получения более полной и объективной  характеристики клиента, при необходимости  направляет его к профессиональному  психологу, формулируя последнему психодиагностические задачи. Особо следует предостеречь от неквалифицированного применения психодиагностического тестирования.

Тест — очень  тонкий и порой коварный инструмент. Недостаточно иметь в руках тест, нужно хорошо знать его потенциальные  возможности, правила интерпретации, четкость процедуры тестирования, правила  соотнесения результатов, полученных с помощью разных тестов.

Вместе с тем  грамотное использование тестирования расширяет горизонты психолога  и социального работника. Однако нередко увлечение решением очевидных, явных проблем приводит к забвению того, с каким типом клиента  они имеют дело. То, как психолог и социальный работник воспринимают клиента, часто сказывается на их суждениях. Тесты — это удачный  способ избежать предвзятости. Они  дают возможность сбалансированно  оценивать ситуацию.

Психологическое консультирование населения  — новый вид практической деятельности отечественных психологов и пока, к сожалению, оно развивается в довольно скромных масштабах, хотя во многих зарубежных странах Европы, Америки, Азии уже много лет функционирует сеть муниципальных, городских, районных (коммунальных), местных психологических консультаций, дающих значительный практический эффект.

Выбор в социальной работе психологических оснований  и техники в значительной степени  зависит от компетентности и опыта  специалиста. В дополнение к вышеизложенным можно предложить дополнительные технологические способы, которые могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной социальной работе: психодрама и музыка как средства психологического воздействия.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Объект истории: социально-экономическое, политическое, культурное развитие общества. Предмет истории: пути результаты противоречий, возникающих в ходе развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филосо́фия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория[ или наука.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в  данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

По определению  В. П. Казначеева (1996), валеология - это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология - это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни (в "третьем состоянии") человек.

Социальную работу можно определить как организацию  личностной службы помощи людям. Основана она на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в  условиях личного и семейного  кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально

Социальный работник должен уметь помочь клиенту склониться к принятию решения и встать на путь действий, не навязывая ему  этого приказом.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней. 
 
Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея  дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

 

 

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. anatemno 
 
- "рассекаю") -наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием на организм окружающей среды.

Анатомия изучает  не только строение современного взрослого  человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью: 
 
•изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира - филогенез; 
 
•исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез;

 

 

 

Психодинамические теории явились основой для многих теорий социальной работы, например, таких как функциональная, проблемно-разрешающая, эго-ориентированная, психосоциальная и др. Поэтому есть смысл познакомиться более подробно с их сущностью. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Он с позиций последовательного детерминизма считал, что все психическое вызывается и определяется предшествующими событиями. Сознание, подсознание, бессознательное — три уровня психического. Именно на последнем уровне находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждений и инстинктов. Этот уровень личности Фрейд назвал Ид. Состоит он преимущественно из либидо (стремление к сексуальному удовлетворению), инстинкта агрессии и стремления к смерти. Высший уровень личности — Супер-Эго (что-то вроде совести), между ними находится уровень Эго — следует инстинктам бессознательного и требованиям морали, отвечает за произвольное поведение и формирование психологических защит. [11, 20]  
Хотя позиции, выдвигаемые Фрейдом, вызывали и до сих пор вызывают неумолкающие дискуссии, ни у кого не возникает сомнений в их важности. Многочисленные ученики и последователи психоанализа бесконечно модифицируют концепцию Фрейда: Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Хорни, Карл Юнг — весьма известные имена в психологии. Психоанализ стимулировал развитие новых идей — трансактного анализа (Э. Берн), биоэнергетики (А. Лоувен), гештальт — традиций (Ф. Перлз) и др. Это направление объединяет большое число теорий и школ, не похожих друг на друга, порой парадоксальных. Спектр их различий довольно широк — от ортодоксальных, традиционных (классических) до более гуманистических, с использованием методов других направлений.

Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Эта идея выражается понятием "предметные связи". Отсюда центральным понятием является "конфликт" — непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конфликты — манеры поведения — были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в результате взаимодействия различных событий в индивидуальной истории развития человека.  
Считается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация (совокупность чувств, мыслей и манер) поведения, оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти "организующие системы", способствуя тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировался иначе, став основой нормального психического самочувствия. При его нарушении от тревоги и неуверенности спасает человека своеобразный механизм, названный психологической защитой, который действует на подсознательном уровне.  
"Защита" и "сопротивление" — с позиций психодинамики представляются как особые когнитивные способности человека, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, обеспечивающие бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита — один из механизмов, препятствующих изменению личности. В современном психодинамическом подходе описан ряд наиболее распространенных защитных механизмов: вытеснение, отрицание, подавление, идентификация, рационализация, интеллектуализация, регрессия, сублимация, расщепление, проекция и др.

Информация о работе Социальная работа