Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание

Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Работа состоит из  1 файл

Социальная работа.docx

— 42.85 Кб (Скачать документ)

Бихевиористский подход был первым большим наступлением на психодинамические теории и их использование в социальной работе. Понять основную психологическую сущность этого направления важно потому, что методолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляют психологические идеи.  
Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. Уотсона.[8] Центральной конструкцией его системы является возможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы.  
Основная идея — поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций,  
Социальная работа, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами.  
В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением (моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей.  
В связи с идеями бихевиоризма, но в то же время и достаточно независимо, сформировалась когнитивная психология. Особо прочные позиции в теории социальной работы это направление заняло в 80-е годы. В то время теория и практика социальной работы, стесненная рамками психодинамического подхода и не нашедшая основного ключа в бихевиористских концепциях, открыла широкие возможности для применения психологических когнитивных моделей [14, 17]. При этом стала все более очевидной их близость к социальной психологии и социологии, комплексным подходам.

К гуманистическому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции).  
Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода — человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [15].  
Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе — "Я" — концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности".

К современным психологическим  теориям гуманистического направления  следует отнести и гештальт-психологию. Основные тенденции возникновения и развития гештальт-психологии как научного направления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальт-психологии — целостности, константности, структурности, осмысленности психики были распространены и на психологию личности, социальную психологию. В этой связи особый интерес представляют идеи, развиваемые в исследованиях К. Левина и его последователей.  
К. Левин сосредоточивает свое внимание на исследовании проблем человеческих побуждений (мотивов). Он, в частности, считает, что мотивами могут быть объекты — различные районы "жизненного пространства" индивида, испытывающего в них потребность.  
Современные подходы в гештальт-психологии, которые с большой вероятностью важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Ф. Перлз.  
Основу своего подхода Ф. Перлз прежде всего связывал с непосредственными чувствами и переживаниями его актуального опыта. "Гештальт" с точки зрения этого направления — это принцип целостности или фигура, действующая либо внутри контекста, либо на определенном фоне.  
Согласно взглядам Ф. Перлза, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. [24] Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы.  
Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру.  
Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с положением о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни от решения "быть лучше", ни от просьб, ни от требований других людей активных внутренних изменений, как правило, не происходит

наука о закономерностях  зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Объектом "Конфликтологии в социальной работе" является социальная работа, понимаемая не просто как совокупность особых социальных практик, а как помощь, поддержка, профессиональная деятельность социального; работника, направленная на оказание необходимых услуг всем? нуждающимся категориям населения (клиентам), нуждающимся в этой деятельности, помощи, поддержке

Предметом "Конфликтологии в социальной работе" является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном - категорией конфликта в социальной работе.

3.1 Психолого-ориентированные  теории

 

Психодинамика как теоретическое основание  социальной (психосоциальной) работы в  ее современном виде сформировалась на основе психоанализа в его различных  интерпретациях, начиная с 3. Фрейда, его прямых последователей и более  поздних приверженцев [3]. Разумеется и сегодня психодинамические  интерпретации поведения людей  являются составной частью современного психологического знания, психологии как научной дисциплины. И в  этом смысле они не могут характеризоваться  отраслью научного знания, называемого  теорией социальной работы. Их роль в данном плане ограничивается главным образом методологическим влиянием как смежной для социальной работы научной дисциплины.

Однако  это влияние и разработка на его  основе психодинамической модели социальной работы, характеризуемой чаще всего в качестве психосоциальной, обусловили возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказания социальной (психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы. При этом психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:

а) социальный работник в контексте  отношений с клиентом должен исходить из того, что последний не только обладает определенной психологической  структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних  условий, взаимодействуя со средой обитания;

б) воздействие социального работника  на клиента должно учитывать его  социально-экономическое положение, статус в системе социальноиерархических групп, различных уровней управления и самоуправления. Однако главное, что  предполагает психодинамический подход, сводится к признанию принципиально  важной роли изучения и учета динамики отношений в контактной группе, среде  обитания клиента;

в) психодинамические теории требуют  учесть то, как они оказываются  полезными в процессе осуществления  конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;

г) в рамках психодинамической концепции  совершается не только анализ "статус-кво", но и использование опыта анализа  эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера  отношений между персонами в  конкретной среде обитания нуждающихся;

д) психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность  изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством  воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений  в контактных группах.

Особый  акцент в деятельности социального  работника при этом делается на понимании  того, что думает клиент, какова его  персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также  в чем уникальность человека, его  персонального опыта, социально-психологических  характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий  жизни индивида на его психологический  облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем  жизнесуществования личности.

При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности  и динамику развития отношений с  клиентом, возможности контактов  с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости  с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента  имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

 

Экзистенциалистская и гуманистическая модели теоретического обоснования социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты.

В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения в системе  взаимодействия "субъект-объект-субъект". Осмысление и выводы об этих отношениях - главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

В этой связи обычно рассматриваются: 1) правила  и роли внутри системы "субъект-объект-субъект"; 2) более широкие системы, в контексте  которых существует подсистема "субъект-объект-субъект" и которые оказывают на нее  определенное влияние; 3) системы ценностей, в которые верит клиент; 4) как  клиент борется со страхом, отсутствием  безопасности; 5) связь всех связанных  аспектов решения проблемы.

Экзистенциальная  модель теоретического обоснования  социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных  проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда  люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман  в решении проблемы оценочных  конфликтов; в) разочарование, хаос или  потеря личных ценностей; г) потеря близких  людей (их смерть, уход, измена и др.).

Главная цель экзистенциальной технологии влияния  на клиента - помочь людям приобрести удовлетворительный стиль жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При  этом используются три возможных  правила экзистенциальной терапии: во-первых, установка на изменение  опыта, практической деятельности клиента; во-вторых, ориентировка на понимание  личности клиента; в-третьих, личностная включенность, погружение социального  работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

Гуманистическая модель теоретического обоснования  социальной работы в значительной мере играет роль философско-гуманистической  базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и  всей практики социальной работы. В  этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального  мира жизни клиента, признания его  способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

3.2 Социолого-ориентированные теории

 

Среди социолого-ориентированных моделей  теории социальной работы наиболее отчетливо  обнаруживают себя, во-первых, те, что  формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, что опираются  на радикально-марксистские подходы. В  этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции  составляют основу так называемой структурной  социальной работы.

Сегодня традиционно различают две формы  использования теории систем в социальной работе: а) использование положений  общей теории систем, о чем было сказано выше; б) разработка и использование  экологической теории систем. Узловым  понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория "модели жизни". Модель жизни рассматривает  людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые  постоянно приспосабливаются в  их взаимодействии к многообразию условий  бытия. Она исходит из того, что  там, где человек может развиваться  через изменение, где его в  этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация.

Социальные  проблемы (бедность, загрязнение природы, дискриминация и пр.) осложняют  условия бытия человека, сокращают  возможность взаимной адаптации. Жизненные  системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.

Главной целью социальной работы в теории экосистем провозглашается обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на их окружение так, чтобы  сделать компромиссы человека и  среды обитания более адаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению  проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его  обитания.

В структурной  социальной работе системно-экологический  подход наиболее масштабно проявляется  в организации работы системы  социального обеспечения и поддержки  населения. Он ориентирован как на группы населения, пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе  друзьям, соседям, членам семьи, которые  в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная, либо общественная. Личная использует по преимуществу психологические  возможности социономов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание и обратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.

Информация о работе Социальная работа