Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:47, доклад
В данном реферате неравенство рассматривается как причина и следствие социальной стратификации, говорится о способах его измерения, а также о стратификации как теории изучающей расслоение общества, её структуру и т.д.
Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. О
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 4
1.1. Измерение стратификации 5
1.2. Исторические типы стратификации 6
1.2.1. Рабство 6
1.2.2. Касты 6
1.2.3. Сословия 7
1.2.4. Классы 7
1.3. Классики стратификации 8
2. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 11
2.1. Богатые и бедные 12
2.2. Измерение неравенства 12
2.3. Измерение бедности 13
3. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ 14
3.1.Классы и сословия в дореволюционной России 14
3.2 Стратификация в СССР и России 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.
Принадлежность к страте измеряется субъективными (ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней; психологическая идентификация с определённым слоем) и объективными (доход, власть, образование, престиж; социальное вхождение в определённый слой) показателями.
Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж – необходимые условия для того, чтобы вас отнесли к высшей страте общества.
Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырём шкалам стратификации.
1.2. Исторические типы стратификации
В социологии известны четыре главных типа стратификации – Рабство, Касты, Сословия и Классы . Первые три типа характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
1.2.1. Рабство
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Различают две формы рабства: - патриархальное (примитивная форма) – раб обладал всеми правилами младшего челна семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
- классическое (зрелая форма) – раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чём не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, он сам являлся собственностью хозяина (говорящим орудием).
На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда низший слой лишён всяких прав и свобод.
1.2.2. Касты
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространённый. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родится ещё раз. Кастовое положение закреплено индусской религией. Согласно её канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
1.2.3. Сословия
Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век. Сословия – социальные группы, обладающие закреплёнными обычаями или юридическими законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV – XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жёсткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоёв, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься только дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в современной Англии.
1.2.4. Классы
Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем и властью.
В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов ни было не при рабовладении, ни при феодализме. Они появились лишь при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.
Таким образом, объективная составляющая принадлежности к страте (социальное вхождение в определённый слой) претерпела известную историческую эволюцию. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. С зарождением рабовладения оно неожиданно усилилось. Рабство – форма максимально жёсткого закрепления людей в непривилегированных стратах. Касты – пожизненное закрепление индивида за своей (не обязательно привилегированной) стратой. В средневековой Европе пожизненная принадлежность ослабляется. Сословия подразумевают юридическое прикрепление к страте. Разбогатевшие торговцы покупали дворянские звания и тем самым переходили в более высокое сословие. На смену сословиям пришли классы – открытые для всех страт, не предполагающие какого-либо законного способа закрепления за одной стратой.
1.3 Классики о стратификации
Все социальное творчество – и теоретическое, и прикладное – ориентированно на проблему неравенства. Одни исследователи в течение веков принимали его как должность, другие – как неизбежное зло, третьи (радикальные марксисты) – как порочную практику, требующую искоренения, но только философы, способные глубоко абстрагироваться от реальности, смогли сконструировать прекрасные и манящие идеи уравнительных утопий.
Классики классики (О.Конт, Г.Спенсер), модерна (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс) и постмодернистской социологии тем не менее впрямую говорят о фундаментальности и нерушимости принципа социального неравенства и его высокой функциональной значимости для организации общностей.
Э.Гидденс определяет стратификацию как структурированное неравенство между различными группами людей, каждая из которых различается объёмом и характером социальных привилегий. Рассматривая расслоение как проявление и выражение непреложного, всеобщего принципа неравенства, существовавшего в человеческих сообществах от века, он подчеркивает стабилизирующую роль стратификации, которая по мнению П.Сорокина является неотъемлемым предикатом как социального прогресса, так и любой социальной организации.
Классик стратификационной теории П.Сорокин, рассматривая структурирование социального пространства, писал, что положение человека или социального явления в нем определяется их отношением к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за точки отсчета. Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархические ранги. Она находит выражение в существовании высших и низших слоёв. Её основа и сущность – в неравномерном прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Они проявляются в экономических статусах, имущественном неравенстве, ранжировании авторитета, престиже, объёме управленческих функций, профессиональном статусе и положении – пишет П.Сорокин.И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или новом, модифицированном виде и часто создаются руками своих уравнителей, - утверждает П,Сорокин. Он связывает неравенство с иерархическим строением обществ и называет ряд причин утверждения социальных форм неравенства, расслаивающих общество по вертикали: - рост численности контактирующих людей требует специфической организации и координации совместной деятельности;
- разнообразие и разновидность объединившихся людей стимулирует социальное неравенство и усиливает стратификацию;
- сама устойчивость социальных объединений вызывает необходимость дифференциации, ибо для поддержания стабильности группы требуется энергия и узконаправленная активность;
- объединение людей в общность порождает их спонтанную самодифференциацию как неизбежный способ поддержания организации;
- неравенство и стратификация порождаются функциональным распределением деятельности в сообществе.
Более динамическая и противоречивая трактовка существа социального расслоения принадлежит Т.Парсонсу, который рассматривает стандарты стратификации сквозь призму интегративных общественных институтов. Выделяя критерии престижа и власти в качестве дифференцирующих оснований, он рассматривает стратификацию как главное, хотя отнюдь не единственное, средоточие структурного конфликта в социальных системах. Такая интерпретационная перспектива позволяет увидеть в расслоении общества один из важнейших механизмов поддержания его общей витальности, самообновления, адаптации и экспансивности.
Парсонс концентрирует внимание на уникальных и поэтому фундаментальных функциях социальной системы, которые по этой причине приобретают характер социальной монополии. Незаменимость, обязательность и качественное отличие этих функций друг от друга предопределяют специализацию и профессионализацию (закрепление) за ними обособленных социальных групп, где энергетически насыщенные (экономические, производящие) общности подчиняются информационно насыщенным (политическим, правоподдерживающим и культуровоспроизводящим). Такая интерпретация взглядов Парсонса позволяет взять на вооружение идею функционального монополизма и иерархии кумулятивных уровней социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция, структуровоспроизводство, сохранение ценностей.
Другая известная объяснительная модель объективной необходимости социального неравенства сформулирована марксистами. В ней социальное неравенство выводится из экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Собственность в свою очередь трактуется как форма социальной монополизации экономических условий жизни людей в сообществе. В концепции Маркса социальное неравенство, классовое деление, эксплуатация как способ иерархического взаимодействия крупных социальных групп в экономическую эпоху являются объективными следствиями внутренних законов развития общества западного типа. Хотя сам авто считает это несправедливым социальным устройством и в связи с этим последовательно критикует неадекватные индустриальному этапу развития формы частной собственности.
Классик историко-эмпирической социологии М.Вебер считал, что процесс социального слоения и занятия более выигрышных позиций в обществе организован достаточно сложно, и необходимо анализировать как минимум три неотделимых друг от друга фактора, которые определяют положение людей и групп в социальном пространстве. Это: степень богатства, власть, социальный престиж. Здесь рассматривается модель, которая является не просто многофакторной, но и связывающей в одном процессе разные факторы, что знаменует переход от сфокусированного и линейного к пространственному исследовательскому видению проблемы. Т.о. значение веберского подхода состоит в том, что он по-новому взглянул на так называемые объективные и субъективные критерии стратификации, отвёл им одинаковую роль. Позже это отлилось в следующий вывод: то, что люди считают критерием социального положения, становится реальным источником социального структурирования и регулирования отношений между ними.
2. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
Основы социальной жизни лежат в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом контексте по-своему понимать состояние и поведение друг друга. Чем больше социальная дистанция между представителями разных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпретации.
Люди наделены сознанием, волей и активностью, поэтому в обществе неравенство проявляется как система преимуществ. Система приоритетов очень сложна, но принцип её действия прост: регулирование факторов социального выживания. Социальные преимущества могут быть связаны с выгодным положением в социальной диспозиции, лёгкостью перемещения в привилегированные слои общества, монополией на социально значимые факторы и аранжированы всеми теми характеристиками, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищённости.
Тем не менее, неравенство, наполненное социальным смыслом, никем не воспринимается индифферентно. Люди, независимо от степени рефлексивности их сознания, разделяются на критиков и апологетов, конфликтологов и эволюционистов,феноменологов и марксистов. Неравенство рассматривается в тесной связи с проблемой социальной справедливости, но альтернативные оценки, сопровождающиеся тщательной аргументацией, похоже, порождены просто различными подходами: